Колонка редактора
Колонка главного редактора
Дорогою свободной иди
Не так давно, во время встречи с учителями в одном из городов российской глубинки, коллеги стали жаловаться на засилье проверяющих. Тут требуют бесконечных планов, здесь — отчётов, дышать не дают, замучили совсем.
Слышать об этом приходится регулярно. Согласен: школа наша действительно подчас хуже казармы, но ведь как только ты закрыл дверь кабинета и остался один на один с детьми — ты свободен. И никакие проверяющие над тобой не властны.
Обычно эта мысль находит сочувствие у слушателей, но на сей раз разговор принял оборот неожиданный. Одна из учительниц крикнула из зала: “А вы не можете назвать документ, в котором сказано, что я могу быть свободной?” И, приготовляясь записывать, пояснила: “Просто от нас всё время требуют ссылаться на какие-то нормативные документы, приказы и инструкции. А то иначе ничего не утвердят. Подскажите, на что сослаться? Где разрешено быть свободным?”
Скажу честно, я оторопел. Мне и в голову не могла прийти такая постановка вопроса. Состояние свободы — это твоё внутреннее состояние, оно не возникает по приказу или инструкции. Можно, конечно, с утра до вечера изучать родную Конституцию или какую-нибудь американскую Декларацию независимости, но эффект, скорее всего, будет таким же, как и от произнесения слова “халва”. От одного только разрешения быть свободным свободными не становятся: для этого нужны постоянные душевные усилия. Если человек нуждается в предписании, для того чтобы чувствовать себя свободным, он раб.
Изумление помешало мне быстро найти ответ на нелепый, с моей точки зрения, вопрос коллеги. Только потом, уже после встречи, я сообразил, в каком же документе идёт речь о праве человека быть свободным. Как говорят наши дети, в Пушкине. Смело берём с полки любой том собрания сочинений, открываем на любой странице — и окунаемся в эту самую свободу.
Вся его поэзия — свидетельство о том, что свобода — необходимое условие существования человека. Творя, человек свободен, любя — свободен, бешено наслаждаясь жизнью — свободен, отрекаясь от счастья — свободен. И даже размышляя о смерти — тоже свободен.
Это нам и пример, и урок, и готовая программа жизни. И если уж ссылаться на какую-то Декларацию прав, то, по мне, вот на такую:
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права…