Читальный зал
Книжная полка
С.Ф. Щукина. “ЖИТЬ, ДУМАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЛЮБИТЬ...”: Из опыта работы учителя литературы / Под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2008. 224 с. |
Перед нами книга по-настоящему современного учителя. Современного прежде всего потому, что вся система действий учителя организует в сознании ученика культурное пространство — огромное, значительное, вовлекающее в себя, заинтересовывающее и, в конечном итоге, присвоенное школьниками, выпускниками петербургской словесницы С.Ф. Щукиной, педагога царскосельской школы «Гуманитарий» (г. Пушкин).
Её работе чужды суета или даже излишняя эмоциональность, всё то, что может вызвать отторжение, помешать постепенно пробивающемуся интересу ученика к родной литературе и культуре. Постепенность движения литературного, художественного и творческого развития школьника на уроках литературы и во внеурочной деятельности, которая является в опыте Светланы Ференцевны необходимым условием работы учителя литературы, видится одной из основ метода учителя. Учителю важен не только результат, но не менее (подчёркиваю — не менее, а может быть, и в большей степени) процесс учения, работы, общения учителя с классом на уроках, при организации литературных вечеров, литературно-музыкальных композиций, при подготовке к экскурсии, во время поездок, при последующем обсуждении. Когда приходишь на урок к настоящему учителю, возникает впечатление продолжения разговора, будто урок не начался только что со звонком, а случайно раньше был прерван чем-то, и вот сейчас продолжается.
В случае с практикой С.Ф. Щукиной это удивительное, редко встречающееся явление обусловлено важным педагогическим, человеческим принципом: верой в бесконечные возможности детей, в “чистоту нравственного чувства”, говоря словами Л.Н. Толстого. В одной из глав книги читаем: “Будем относиться к ученику с доверием” (глава «Спасительный урок») — и это не лозунг, а та реальность, поверив в которую, учитель вместе со своими учениками действительно способен на спасительный для формирования нравственной личности урок.
В любом интересном опыте, особенно опыте преподавания, важна личность педагога. С.Ф. Щукина обладает всеми достоинствами, столь же необходимыми учителю, сколь редко встречающимися: эрудицией, широким кругозором, знаниями в разных областях искусства, умело применяемыми в уроках; педагогическим тактом, педагогической настойчивостью, знанием возрастных интересов школьников и многим другим, что формирует личность настоящего учителя.
Но кроме всего этого, доминантами педагогической деятельности С.Ф. Щукиной являются уважение к ученику, его чувствам, его личности, особенностям его восприятия того или другого художественного произведения — и педагогическая самоотдача, которая, по словам поэта, есть “цель творчества”.