Я иду на урок
Я иду на урок: 5–11-й классы
Все дороги ведут в Петербург
Составной частью синхронизированного курса «История–Литература–МХК», разработанного в ЭМЛи № 29, являются образовательные поездки в Санкт-Петербург. Они проводятся совместно с питерским Центром культурно-образовательных инициатив «Среда», который помогает школьникам разного возраста прочитать город как книгу. «Город в подарок» — так называется одна из базовых программ центра. Говорящее название.
О работе центра, культурно-образовательных программах, которые предлагаются в помощь учителям гуманитарных предметов, нам рассказал Геннадий Николаевич ГОЛОВАНОВ, руководитель центра «Среда».
Как учат путешествовать?
Среда — это не только день недели. Среда — это мир, окружающий человека. Помочь ребёнку освоить этот мир и освоиться в нём — главная задача программ Центра культурно-образовательных инициатив «Среда». Мы думаем, что лучшее средство для этого — путешествие.
Путешествия для школьников организуют многие, но почти никто не учит их путешествовать: наблюдать, исследовать, “делать открытия”. Наши программы позволяют ребёнку освоить увлекательную “науку путешествия”. И лучше всего изучать эту науку по необычному, живому учебнику — городу Санкт-Петербургу.
Этот город достоин удивления, он неуловим и странен, и, наверное, поэтому ни уроки, ни традиционные экскурсии не позволяют приблизиться к его пониманию. И вот, чтобы “открытие города” состоялось, мы разработали целый цикл программ, которые помогают, приехав в Петербург на несколько дней, полностью окунуться в удивительную городскую среду. Вместе с детьми мы путешествуем по Санкт-Петербургу и его пригородам, погружаясь в различные историко-культурные эпохи. Школьники учатся ориентироваться, исследовать городские объекты, реконструировать исторические события. Они постигают законы красоты и гармонии, изучают коллекции петербургских музеев, ищут следы исторических персонажей и литературных героев, пытаются разобраться в многочисленных отражениях города.
Каждый день программы начинается с краткого вводного занятия. Затем, разделившись на небольшие команды (7–8 человек), под руководством кураторов-групповодов школьники отправляются на маршруты — пешеходные прогулки, во время которых они исследуют город. Маршрутный лист и карта города помогают им не сбиться с пути. Сопровождающие группу взрослые выступают не в качестве экскурсоводов, а как помощники, направляющие и организующие деятельность группы.
Продолжением маршрута обычно становится посещение музеев. Подведение итогов дня носит название “защиты” и может проходить в самых разных формах: ролевая игра, дискуссия, аукцион, творческая мастерская, блиц-турнир и т.д. В некоторых игровых днях “защита” проводится в музее (Эрмитаже, Русском музее, музее Достоевского). Суть защиты — обсуждение всего, что удалось найти и узнать в течение дня: что поразило, что стало открытием. Одним из важных стимулов работы детей становится элемент соревновательности при оценке работы групп.
Центр «Среда» был создан в 1990 году, и с тех пор у нас в гостях побывало уже более 15 000 школьников из разных городов России. Наши постоянные партнёры и друзья, которые включили посещение Петербурга в свои учебные планы и программы — это ЭМЛи № 29, гимназия № 56, ИЕГЛ «Школа-30» (г. Ижевск), гимназии № 2 и № 120 (Екатеринбург), школа № 2 (Пермь).
По особым программам
Все предлагаемые нами культурно-образовательные программы обладают некоторыми общими чертами:
— основу каждой программы составляет метод образовательного путешествия;
— в основе всех программ — игра, в ходе которой школьники ищут ответы на непростые вопросы прошлого и настоящего;
— каждая из программ состоит из набора игровых дней, который может варьироваться в зависимости от возраста учащихся, специализации школ и содержания учебного курса;
— игровые дни для каждой группы подбираются таким образом, чтобы путешественники увидели разнообразные “лики” города — дома, люди, события; история, архитектура, литература, техника… Город предстаёт не просто как набор достопримечательностей, но как целостное и многогранное явление — феномен мировой культуры, отражающий различные стороны человеческого бытия;
— все программы центра «Среда» согласованы с содержанием школьных дисциплин и великолепно дополняют базисный курс практически всех изучаемых в школе предметов;
— все программы взаимодополняют друг друга, но при этом каждая может реализовываться самостоятельно.
«Что во граде?»
Так называется наша программа для детей среднего школьного возраста (5–7-е классы). Ребята учатся ориентироваться в городском пространстве и воспринимать город как единый культурный феномен.
Игровые дни «Каменные лики», «Атланты и кариатиды», «Как город сочинился» рассказывают о том, что город может быть не только уникальным памятником культуры, но и увлекательным “живым” учебником. В эти дни школьники посещают Петропавловскую крепость, музей Академии художеств, а также музеи «Нарвская застава» и «Невская застава».
День «Легенды и символы Петербурга» раскрывает роль города в истории и культуре России и включает посещение Исаакиевского собора.
Игровые дни «Петербург — город мира», «Петербургские музы», «Православный Петербург» представляют город как одну из крупнейших мировых столиц, тесно связанную с культурой всех времён и народов. Подтверждение этого школьники находят в Эрмитаже, Русском музее и храме Спаса на Крови.
Герои дней «Невская битва», «Знаменитые петербуржцы» — те, кто оставил свой неизгладимый след в истории Петербурга и России. О них школьники узнают в Александро-Невской лавре, музеях Некрасова, Римского-Корсакова, Суворова.
Маршруты дня «Город в военном мундире» проходят по местам, где в памятниках и мемориальных досках живёт история славного военного прошлого Родины (музей истории артиллерии и войск связи).
«Книга ведёт по городу» — в этот день спутниками школьников становятся герои волшебной повести А.Погорельского «Чёрная курица». Почувствовать таинственную атмосферу повести помогают интерьеры Михайловского замка.
В игровой день «Дома заговорили» школьники путешествуют во времени, гуляют по улицам пушкинского Петербурга, читают произведения А.С. Пушкина («Домик в Коломне», «Станционный смотритель», «Пиковая Дама») и посещают музей-квартиру поэта на Мойке, 12.
«Невский, всемогущий Невский». В этот день участники программы шагают по городу вслед за героями повестей Н.В. Гоголя и знакомятся с коллекцией Литературного музея Пушкинского Дома.
Уникальные пригороды Петербурга — Пушкин и Петродворец — раскрываются перед школьниками в игровых днях «Лицейские мудрецы» и «Фонтанных дел мастера».
«Город в подарок»
Культурно-образовательная программа «Город в подарок» знакомит с историей, культурой, искусством, наукой, техникой Санкт-Петербурга и России XVIII–XX веков. Школьники с картой в руках разгадывают тайны бывшей столицы огромной Российской империи, изучают коллекции Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств и других музеев, составляющих славу города; проживают день с героями Пушкина, Достоевского, Ахматовой; знакомятся с бытом и культурой жителей старого Петербурга.
Программа делится на три части.
Часть 1 (8–9-й классы). Петербург XVIII — первой половины XIX века.
Часть 2 (9–10-й классы). Петербург середины и второй половины XIX века.
Часть 3 (10–11-й классы). Петербург — Ленинград ХХ века.
Часть 1
Игровой день «Каменные лики» знакомит школьников с историческим центром города и наиболее известными архитектурными сооружениями (экскурсия по Петропавловской крепости).
«Феномен Петра». В этот день участники программы ведут разговор о царе-реформаторе и его деяниях, посещают музей «Домик Петра I».
«Век Екатерины». День помогает учащимся воссоздать целостный образ екатерининской эпохи и проследить процесс зарождения отечественной литературы в музее Г.Р. Державина. День «Петербург — Дом Романовых» посвящён аннинскому и елизаветинскому Петербургу, городу Екатерины Великой и Петра III. Школьники знакомятся с искусством XVIII века в залах Русского музея. «Академия трёх знатнейших художеств» знакомит школьников с центрами общественной и культурной жизни Северной столицы — Академией художеств, Смольным институтом и Русским музеем. День «Российские Невтоны» ставит вопрос о значении российской науки XVIII века. Ответы школьники ищут в музее М.В. Ломоносова. «День с героем. Евгений Онегин». Путешествуя по следам героев А.С. Пушкина, школьники комментируют текст первой главы романа «Евгений Онегин» и посещают музей-квартиру А.С. Пушкина (Мойка,12). «Петербург — город мира». Занятия в Эрмитаже и Кунсткамере помогают детям понять город как часть мира и научиться совершать кругосветные путешествия, используя коллекции шедевров культуры других стран и народов.
Поездка в Царское Село в день «Загородные дворцы Петербурга» знакомит с феноменом загородной царской резиденции.
Часть 2
«Каменные лики — 2». Посещение Эрмитажа и практическое занятие в центральной части Петербурга знакомят школьников с идеями и особенностями барокко, классицизма, ампира. «14 декабря 1825 года». Участники программы реконструируют события декабрьского восстания, посещают залы допроса декабристов в Петропавловской крепости и участвуют в увлекательной дискуссии о значении этого дня в истории России.
«Дом Романовых — 2». Школьники оценивают вклад в российскую культуру императоров Николая I, Александра II и Александра III, изучают произведения искусства XIX века в залах Русского музея. «Поэзия и проза доходного дома». Участники программы исследуют феномен петербургского доходного дома — символа эпохи — и осматривают типичный образец доходного дома, в котором ныне расположен Музей печати. «День с героем Достоевского. Родион Раскольников». Школьники идут по городу по следам героев романа «Преступление и наказание», а затем обсуждают выполненные задания в музее писателя. «Петербург. Империя. Мировая держава». Тема дня — вхождение России в число мировых держав в ХIХ веке. Школьники посещают музей Географического общества, Военно-морской музей, музей Арктики и Антарктики, музей-квартиру П.К. Козлова. «Волшебный край…». Посещение императорских театров и связанных с ними музеев (музей-квартира Самойловых) помогает участникам программы ощутить театральную атмосферу Петербурга XIX века и исследовать роль театра как центра общественной жизни столицы. «Невский проспект». День помогает участникам программы воссоздать картину общественной жизни петербуржцев на рубеже XIX и XX веков. Прекрасным дополнением к образовательным маршрутам по главной магистрали города становится посещение экспозиции в Комендантском доме Петропавловской крепости. «Загородные дворцы Петербурга». Во время путешествий в Павловск и Петродворец школьники продолжают изучение “серебряного ожерелья Петербурга” — загородных царских резиденций.
Часть 3
«Каменные лики — 3». Учебная экскурсия по Каменному острову и практическое занятие на улицах города знакомят школьников с идеями и особенностями стиля модерн. Произведения русского изобразительного искусства начала ХХ века школьники изучают в залах Русского музея.
«По сравнению с 1913-м...». Герои дня — петербуржцы разных слоёв населения, представляющие город начала XX века. Школьники узнают об их жизни в музее И.П. Павлова, музее политической истории России, Мраморном дворце, музее-квартире Ф.И. Шаляпина. «Город всех вер». В плане дня — знакомство с основными мировыми религиями, изучение архитектурных особенностей иноверческих храмов города. Дети посещают музей Истории религии, синагогу, буддийский храм, армянские и католические церкви. «Петербургские обстоятельства. Портрет поэта на фоне города». В этот день на улицах города и в музее Фонтанного дома школьники знакомятся с творчеством А.А. Ахматовой, обстоятельствами её жизни и персонажами «Поэмы без героя». «Петербург Блока» посвящён исследованию творчества известного поэта, его отношению к Петербургу. Школьники осматривают музей-квартиру А.А. Блока. «Дачный Петербург». Участники программы едут на Карельский перешеек, чтобы посетить музей-усадьбу И.Е. Репина «Пенаты». «Россия. Год 1917-ый». День посвящён одному из самых неоднозначных событий XX века — Октябрьской революции (музей Политической истории России). День «Мы наш, мы новый мир построим» позволяет школьникам окунуться в атмосферу 20–30-х годов XX столетия, чтобы понять, как складывался и утверждался миф об избранности советского человека (музей С.М. Кирова, музей истории Ленинграда в особняке Румянцева). «Ленинградская блокада». Прослеживая судьбы жителей блокадного города, участники программы ищут ответ на важный вопрос — что помогало выстоять и победить людям в то тяжёлое время. Школьники побывают на Пискарёвском мемориале, в музее «А музы не молчали» и музее Обороны Ленинграда.
Путешествовать, чтобы учиться
Нам часто задают вопрос о методе образовательного путешествия. Мы считаем, что путешествие станет образовательным при выполнении нескольких условий:
- развитие и становление ребёнка, его личностный рост определяют основные цели путешествия;
- доминантой путешествия является не столько знакомство с отдельными достопримечательностями, сколько постижение разнообразных способов освоения мира;
- познание мира носит деятельностный характер и опирается на собственный опыт ребёнка;
- соблюдается первичность наблюдения и опыта по отношению к информации: текстам учебника, рассказам экскурсовода предшествует активная творческая деятельность учащихся, связанная с освоением объектов окружающего мира, опирающаяся на наблюдение, исследование, проведение опытов или экспериментов;
- обеспечивается право выбора учеником форм и методов освоения действительности, а также право принятия самостоятельных решений;
- детям даётся возможность самим найти ответы на поставленные вопросы, педагог направляет и организует их деятельность, отказываясь от роли всезнающего и объясняющего руководителя;
- каждый участник путешествия может свободно высказать своё мнение, основанное на ощущениях, самостоятельно добытых знаниях и собственном опыте;
- познание мира происходит в процессе столкновения различных точек зрения, что позволяет ребёнку переосмыслить увиденное, сопоставить собственную позицию с иными и скорректировать её.
Игровые дни постоянно обновляются. Подробную информацию о программах центра «Среда» можно получить на сайте www.gorodvpodarok.spb.ru