Я иду на урок
Кабинет литературы
Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе
5-й класс. I четверть 1. Делить текст на части и находить в каждой основное понятие и его признаки, ключевые слова. 2. Выделять главное в абзаце и более широком тексте. 3. Строить полный ответ: основная мысль (тезис) — её пояснение на примерах из текстов, словарей и справочников, СМИ, из опыта жизни своей или чужой (аргументы, доказательства) — логическое завершение (выделение главного). 4. Искать ответы на вопросы по литературе в информации по истории, МХК, включать её в свои рассуждения. 5. Освоить словесное рисование. 6. Применять основные понятия мифологии при работе с текстом и в ответах. 7. Овладеть основными понятиями стихосложения и поэтики стихотворной речи: ЛГ, настроение, форма, ритм, рифма, звукопись, простые тропы, определять элементы в тексте и терминологически грамотно объяснять способы их выражения. 8. Оформлять и вести тетради: рабочие, контрольные. Правильно оформлять классные и домашние работы. Вместе с учителем представлять информацию графически (схемы, таблицы, тезис-схемы). 9. Самостоятельно работать с учебником, справочной литературой и дополнительной художественной литературой. |
6 -й класс. I четверть 1. Выделять в тексте функционально-смысловые элементы (повествование, описание, рассуждение), анализировать их структуру и выполнять целостный анализ текста. 2. Строить свои высказывания с учётом требований, предъявляемых к разным типам речи. 3. Строить свои высказывания с обязательным включением информации историко-культурного характера. 4. Уметь сужать, расширять, переформулировать тему, вопрос, текст. 5. Истолковывать содержание терминов, используемых в текстах, темах, вопросах. 6. Уметь ретроспективно возвращаться к старым знаниям (5-й кл.) и переосмыслять их в новом контексте. 7. Уметь подытоживать текстовую информацию, делать промежуточные выводы, обосновывать выбор информации, фактов. 8. Дополнить сведения об основных понятиях стихосложения и поэтики стихотворной речи, определять особенности стиля поэта через сопоставление стихотворений. 9. Овладеть основными понятиями о героическом эпосе разных народов, определять особенности эпических форм. 10. Уметь характеризовать эпического героя, сопоставлять его с мифологическим. 11. Уметь цитировать. |
7-й класс. I четверть 1. Уметь вводить фоновую информацию в своё устное и письменное сообщение. 2. Уметь монтировать факты, соотносить их по тому или иному критерию. 3. Обобщать материал разных текстов. 4. Перестраивать материал с учётом поставленного вопроса. 5. Учиться соотносить предметно-логические и эмоционально-экспрессивные структуры предложенных текстов. 6. Выбирать адекватные словесные средства для характеристики того или иного явления текста. 7. Уметь ретроспективно возвращаться к старым знаниям (5–6-е кл.) и переосмыслять их в новом контексте. 8. Создавать модельную характеристику былины, летописи. 9. Учиться составлять комментарии разных видов. 10. Уметь формулировать проблемные вопросы к произведениям русского (былины) и европейского («Песнь о Роланде») эпоса. 11. Составлять сравнительную характеристику героев разных культур (Илья Муромец и Роланд). 12. Уметь сопоставлять исторический документ с текстом эпическим, летописным. 13. Уметь “открывать” скрытые поэтические приёмы авторов разных эпох при создании некоторых лирических жанров. |
8-й класс. I четверть 1. Овладеть способами извлечения концептуальной информации из текста небольшого объёма с целью выделения тезисов. 2. Детализировать тезисы путём приведения примеров из текстов, дополнением историко-культурной информации. 3. Развить навык давать развёрнутый ответ на вопрос и на несколько вопросов. 4. Записывать тезисно основные положения урока. 5. Овладеть базовыми теоретическими понятиями по барокко и применять литературоведческие понятия при анализе текстов. 6. Анализировать лирический текст с точки зрения стиля. 7. Уметь ретроспективно возвращаться к старым знаниям (5–7-е кл.) и переосмыслять их в новом контексте; сообщать новые сведения относительно фактов, введённых в текст ранее; подчёркивать отдельные положения текста путём обращения к ним в новом текстовом окружении. 8. Развить умение соотносить произведение с традициями определённой культурной эпохи: эпоха Петра в произведениях А.С. Пушкина и А.Н. Толстого. 9. Развить умения сопоставлять словесное произведение с живописными иллюстрациями: образы Петра (история — МХК — литература). |
5-й класс. II четверть 1. Овладеть приёмами сокращения текста: путём отбора наиболее важной информации, объединения некоторых элементов информации, переформулирования предложений, использования более экономных оборотов речи. 2. Моделировать вопросы: общие, специальные, разделительные. 3. Развить навык полного ответа с включением оценочной лексики. Овладеть способами распространения темы небольшого высказывания (составление словаря речевых подсказок, детализация, приведение примеров, вопросно-ответный способ, предположение). 4. Развить навык обобщения: выбор критерия, по которому предстоит обобщать содержание текста; отбирать основной материал по избранному критерию (характеры героев: Давид и Голиаф); определять иерархические отношения в отобранном материале; определять главное и то, что из этого главного следует или что от этого главного зависит; исключать всё второстепенное; составлять формулировку общего положения. 5. Характеризовать героя по портрету, поступкам, речи. Составлять алгоритм характеристики. 6. Овладеть навыками художественного рассуждения на основе описания. Овладеть средствами авторской выразительной речи и использовать его “секреты” для создания своего текста. |
6-й класс. II четверть 1. Развить навык владения терминами (отбор и осмысление понятий, раскрывающих содержание темы текста, выявление смежных понятий, тем или иным образом соотносящихся с темой текста; осмысление и формулировка мотивов введения терминов). 2. Моделировать вопросы на выяснение позиции автора, критически оценивать описанные в тексте факты, выявлять за внешними событиями их существенные стороны (как автор относится?.. Можно ли считать то-то верным? Какие выводы можно сделать?). 3. Вести диалог с автором. 4. Устанавливать причинно-следственные связи между разными предметами, явлениями, фактами в рамках одного предмета (бестиарий — басня). 5. Целостно анализировать текст, объединяющий в себе разные функционально-смысловые типы. 6. Анализировать литературный текст, отражающий фольклорные традиции. 7. Развить умение писать отзыв: включать элементы анализа. 8. Уметь ориентироваться в жанровом многообразии средневековой литературы. 9. Учиться расширять информационный запас в области знания рыцарской и городской средневековой культуры. Развить навык межпредметной проектной деятельности 10. Развить умение оценить результат работы по заданным критериям. |
7-й класс. II четверть 1. Продолжить развитие навыков 1–6 предыдущей четверти. 2. Уметь создавать модельную характеристику жития. 3. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, фактами, предметами: соотносить словесное произведение с живописными иллюстрациями на заданную тему (Борис и Глеб: слово и икона, мотивы и образы «Слово о полку...» в произведениях Васнецова), с музыкальными («Слово о полку…» и опера Бородина). 4. Развить умение соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи. 5. Развить умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой. 6. Развить умение видеть проблему текста; видеть в главной проблеме как можно больше возможных сторон и связей; понять точку зрения автора, принять её или отказаться; высказывать личную точку зрения по проблеме; способность обобщать и абстрагироваться (опыт 5–6-х кл.); способность к стройной организации собственных идей в форме оригинального высказывания (например, поучения). 7. Овладеть приёмами ораторского искусства Древней Руси и попытаться применить их в своей речевой практике: речь о герое (продуктивное высказывание: публицистическое). |
8-й класс. II четверть 1. Овладеть навыками монологических речевых высказываний (продуктивных): а) научный пересказ; б) информативный доклад; в) исследовательский доклад. 2. Развить умение применять изученные приёмы и средства авторского замысла, а также приёмы риторики при создании собственных сочинений в устной и письменной форме. 3. Развить навыки обобщения, доказательства, опровержения, сопоставления, оценивания, подытоживания, введения и истолкования терминов. 4. Уметь характеризовать персонажа как героя определённой культурной эпохи (Василий Кориотский, Робинзон, Кандид и др.). 5. Овладеть базовыми теоретическими понятиями по классицизму и применять их при анализе текстов. 6. Уметь вычитывать драматургическое произведение классицизма и анализировать текст с точки зрения стиля. 7. Использовать знания по философии эпохи Просвещения в ответах на литературную тему. |
5-й класс. III четверть 1. Составлять план разнообразных текстов: форма простого плана, повествовательные предложения, содержащие информацию. 2. Пересказывать по плану: развитие монологических речевых (репродуктивных) высказываний — воспроизводящие и творческие пересказы фрагментов художественного текста. 3. Развить навык сопоставления (письменно и устно): понимать мотив сопоставления, определять критерии сопоставления, распределять критерии (иерархизация) и выделять главный, последовательно выявлять общее и различное в сопоставляемом, обобщать результаты сопоставления (Афина и Арес; Одиссей и Агамемнон; Царица и Царевна (Пушкин); образ Солнца у разных народов; сказка и миф, легенда и миф и др.). 4. Развить навык доказательства: фиксировать факты, явления, положения, не соответствующие общепринятым представлениям; формулировать свои возможные объяснения в виде предположений, проверять их, корректировать. 5. Составлять отзыв на текст малого жанра: стихотворение, басня. 6. Составлять алгоритм сопоставительной характеристики персонажа. 7. Учиться анализировать небольшой текст по вопросам учителя: позиция автора, стилистические приёмы, функционально-смысловые части. 8. Овладевать приёмами лингвостилистического анализа. |
6-й класс. III четверть 1. Выделять информацию из статьи в литературоведческом словаре или справочнике, обобщать выделенную информацию, обозначив главное и составлять свою справку в двух-трёх предложениях (о Данте, Рабле, Боккаччо…) — первоначальное представление о научном стиле. 2. Развить умение составлять цитатный план по тексту. 3. Уметь самостоятельно работать с фактуальной информацией текста: выделять её в тексте и составлять на её основе своё сообщение; находить фактуальную информацию к тексту в дополнительной литературе (парно, по группам) и использовать её при ответе. 4. Развить навыки работы с крупными лиро-эпическими и эпическими произведениями (закрепление и развитие всех приобретённых ранее навыков работы с текстом). 5. Самостоятельно (по парам, группами) представлять информацию графически. 6. Учиться определять мотивы и образы словесных произведений в живописных иллюстрациях (иллюстрации к произведениям Данте, Рабле…). 7. Учиться анализировать тексты, содержащие план автора и персонажа («Детство» Л.Толстого). 8. Уметь выполнять межпредметные задания творческого характера (культура, история, мифология, литература). |
7-й класс. III четверть 1. Уметь составлять полную словарную статью с целью получать, осмысливать и грамотно излагать в связной речи научную информацию. 2. Составлять простой план к своему выступлению, к своему письменному тексту. 3. Развить навыки комментирования: историко-культурный, литературоведческий. 4. Обучиться развёрнутым высказываниям типа сообщения, требующего освещения нескольких вопросов, подчинённых одной теме и тесно связанных между собой («Образ земли Русской в повестях XIII–XIV вв.»). 5. Развить навыки критического мышления, навыки решения проблемной ситуации через создание гипотетической ситуации на основе полученных ранее знаний. 6. Развить способности к творческому использованию предлагаемых вариантов решения проблемы (моделирование уроков по изучению какой-либо темы). 7. Освоить способ работы “заметки на полях”. 8. Создавать модельную характеристику повести, письма. 9. Овладеть способом выделения особенностей языковой организации публицистического текста XVI века (переписка Грозного с Курбским) и применять их в своей речевой практике. |
8-й класс. III четверть 1. Обучиться составлению сложного трёхчастного плана, плана-конспекта к докладу. 2. Развить навык составлять продуктивные высказывания: а) научные, литературоведческие (развёрнутый устный ответ, сообщение, научный пересказ, информативный и исследовательский доклады); б) литературно-критические (эссе, слово о писателе); в) публицистические (речь о герое произведения, о писателе); г) художественно-критические (рассказ о литературном событии). 3. Уметь самостоятельно пользоваться различными источниками при составлении любого вида высказывания. 4. Учиться писать проблемную характеристику на героя произведения («Госпожа Простакова — “любящая мать” или “госпожа бесчеловечная”?»). 5. Развить навык вычитывания драматургического произведения: анализ афиши, мизансцены. Навык драматизации сцен. 6. Уметь анализировать эпизод эпического произведения по алгоритму (Пушкин. «Капитанская дочка»). 7. Развить навык сопоставления: образ исторического лица в прозаических произведениях; художественный текст и исторический документ. |
5-й класс. IV четверть 1. Выявлять смысловую и языковую связь между частями текста, устанавливать её в устном сообщении. 2. Обучиться оцениванию: осмыслять мотивы оценивания, определять критерии оценки чего-либо, соотносить критерии оценки с объектом обсуждения, фиксировать результаты проверки критерия, обобщать результаты оценивания. 3. Закрепить все навыки речевой деятельности, развиваемые в течение года. 4. Закрепить навыки анализа прозаических и поэтических текстов. Учиться самостоятельно ставить вопросы к тексту на выявление смысловых связей в содержании (что самое важное? Как…? Почему…?), объяснять факты и явления (какие более верны…?). 5. Уметь самостоятельно находить информацию в любом словаре или справочнике. 6. Обучиться цитированию: включать фразы и предложения из текстов в свою устную и письменную речь. 7. Обучиться вычитыванию авторских оценок в тексте («Муму»). Уметь находить способы выражения точек зрения автора и персонажей. 8. Развить ассоциативное мышление через сопоставление словесного текста (греческая и римская лирика) с произведениями графики, живописи (фрески) и архитектуры древних греков и римлян. 9. Обучить навыкам проектной творческой деятельности. |
6-й класс. IV четверть 1. Обучиться анализу фрагментов текстов, относящихся к разным функционально-смысловым типам. 2. Обучиться целостному восприятию текста через анализ фрагмента. 3. Закрепить и развить выработанные умения по написанию сочинений описательного и повествовательного типов по личным впечатлениям. 4. Обучиться написанию сочинения-повествования с описанием действий, движений. 5. Обучиться написанию сочинения-рассуждения на свободном и литературном материале (например, на основе какого-либо афоризма из литературного произведения). 6. Развить навыки анализа информации на межпредметном уровне (совместные уроки исследовательского плана по истории и литературе: Рабле, Сервантес). 7. Закрепить и развить навыки структурирования собственного высказывания, речи: ответ-наблюдение, ответ-объяснение. 8. Закрепить навык различных видов пересказов. 9. Закрепить навык введения в устную речь элементов повествования, описания, рассуждения. |
7-й класс. IV четверть 1. Развить навык анализа фрагмента текста: пейзаж в прозе (Гоголь, Тургенев). 2. Развить навык анализа описания с последующим сопоставлением (пейзаж, портрет, интерьер в произведении). 3. Развить навык сопоставления произведений разных видов искусств: описание пейзажа в словесном и живописном изображении. 4. Обучиться навыкам индивидуальной деятельности через систему индивидуальной подготовки домашних сообщений при содействии учителя и через систему интегрированных уроков, требующих самостоятельного анализа информации на межпредметном уровне («Домострой» в жизни и литературе). 5. Закрепить навыки по введению в собственное высказывание (сообщение) различных типов речи. 6. Закрепить навыки применения данных лексических, семантических, этимологических, литературоведческих понятий в личной речевой практике. 7. Развить умения контролировать и оценивать личные и чужие суждения на литературные, историко-культурные, языковые темы. 8. Развить навык написания сочинения-описания: внешний или внутренний вид храма — через сопоставление с интерьером в литературном памятнике («Мастер» Шукшина) и навык выражения личного отношения к описываемому. 9. Развить навыки написания сочинения-рассуждения («Человек в окружающем мире»). |
8-й класс. IV четверть Закрепить все навыки устной и письменной речи через систему индивидуальных заданий. * * * Пояснение к таблице Представленная таблица разработана на кафедре культурологии давно (ещё до того, как Россия стала принимать участие в исследованиях PISA). В неё “уложены” навыки и умения четырёх важнейших групп: учебно-организационные; учебно-информационные; учебно-логические; учебно-коммуникативные. Все они распределены по параллелям и четвертям. Перед вами лишь фрагмент таблицы (литература). В настоящее время на кафедре идёт работа по формированию и развитию у учеников различных компетенций. Поэтому таблица приобретёт новый вид. В ней будут увязаны технологии образовательных компетенций, компоненты содержания образования и моделирование учебных занятий. Таблица разработана Н.Р. Ванюшевой. |