Я иду на урок
Я иду на урок: 6-й класс
Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» на уроках литературы и истории
Синхронизированный курс «История–Литература–МХК» предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». На его чтение и изучение отводится несколько уроков литературы. Также он вписывается в исторический контекст на интегрированных уроках литературы и истории. Приведём примеры двух уроков по роману: один из них — чисто литературный (проводится после знакомства с сюжетом и жанровыми особенностями романа; автор урока — Наталья ВАНЮШЕВА), второй — литературно-исторический (разработан Натальей Ванюшевой и Мариной ЯРОСЛАВЦЕВОЙ).
Урок 1. Понятие о гиперболе и гротеске
I. Актуализация знаний
1. Учитель говорит ученикам о том, что им известно такое средство художественной выразительности, как гипербола, и просит напомнить её функцию. Здесь можно вспомнить об употреблении гиперболы в произведениях устного народного творчества. Ученики выделяют гиперболу и объясняют функции использования в тексте (повторение за 3–5-й классы).
2. Практическая работа: в указанной учителем главе романа Рабле ученики находят примеры использования гиперболы. Примеры записываются в тетрадь в одну колонку.
II. Формирование понятия о гротеске
1. Во вторую колонку учитель вместе с учениками записывает примеры гротеска, не комментируя записи. Пример записи:
Гипербола | Гротеск |
1. Перечень всевозможных предметов:
сколько съедено, чем вытирал нос… 2. Жан так “отбарабанивал” обедни, что монахи не успеют лба перекрестить, а служба кончилась. 3. Так тузил грабителей, что валил их толпами. 4. Кобыла величиной в 6 слонов, с пальцами на ногах и большим рогом сзади. |
1. Мэтр Янус и его помощники
поклялись, что не станут ни мыться, ни сморкаться,
пока не получат обещанной награды. Так они и до
сих пор ходят грязными и сопливыми. 2. Застрявшие в зубах Гаргантюа паломники решили, что они попали в какое-то подземелье. |
Ученики сами сравнивают примеры гиперболы и гротеска и определяют их сходства и отличия.
2. Запись и осмысление опорного конспекта.
Задание. Ученики самостоятельно ищут в тексте примеры использования гиперболы и гротеска, обосновывают и дополняют записи в таблице. Затем они знакомятся с определением понятия.
Гротеск — тип художественной образности, основанной на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Роль гротеска: средство сатирического изображения явления, характеров; помогает раскрыть противоречия в реальном мире; создает особый гротескный мир — мир отклонения от нормы, неестественный, абсурдный.
III. Применение полученных знаний в новых ситуациях, выполнение творческих заданий
1. Введение в текст гиперболы и гротеска: учитель раздаёт карточки с напечатанным отрывком из романа Рабле, где пропущены гипербола и гротеск. Нужно ввести в текст гиперболические или гротескные детали, создающие картину в стиле Рабле. Примечание для учителя: можно использовать любой текст; в этом случае задание остаётся прежним, но задача — передать стиль Рабле — приобретает иную степень сложности.
Текст для примера
…Наши путешественники весело ехали путём-дорогой, сладко ели и пили, пока не проехали Орлеана. А там пошёл густой лес длиной ………………… и шириной …………. В этом лесу кишмя кишели слепни и оводы, и это было для лошадей чистое наказание. Однако лошадь Гаргантюа не растерялась и отомстила им за своих искусанных родственников. Как только наши друзья вступили в лес и на них напали оводы, лошадь так замахала хвостом, что.………………………………………………………Она махала хвостом вправо, влево, туда, сюда, вдоль и поперёк и косила деревья так, как ……………. Скоро весь лес был повален. Повсюду лежали кучи переломанных деревьев. Само собой разумеется, что после этого в живых не осталось ни одного овода (Глава 16).
2. Сочинение-миниатюра (возможно в качестве домашнего задания) «Случай из жизни» с введением гиперболы и гротеска. Цель: создать через детали, ситуацию особый (гротескный) авторский мир.
3. Найдите в романе Рабле эпизод, соответствующий рисунку Доре. Сопоставьте графическое и словесное изображения:
а) в чём проявляется близость гротесково-комического мироощущения Доре и Рабле?
б) какими художественными приёмами и средствами художник и писатель создают гротескный мир?
Урок 2. Проблемы эпохи Возрождения в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Слово учителя
На уроках литературы вы познакомились с тем, что Рабле в своём романе использует различные сатирические приёмы, среди которых важнейшими являются гипербола и гротеск. Однако смех автора, создающий общий фон повествования, не скрывает серьёзнейших проблем эпохи, которые Рабле не только ставит, но и вполне определённо, по-своему, решает. Это вопросы войны, мира и справедливого правления (борьба Грангузье с Пикрохолем), гуманистической педагогики (воспитание Гаргантюа), науки (учение Гаргантюа в Париже), это и вопрос о цели человеческих стремлений и о свободном, счастливом обществе (история Телемского аббатства), а также справедливости судопроизводства и Церкви (путешествие Пантагрюэля на острова).
Ещё в предисловии Рабле смеётся над читателем, балагурит, ставит в тупик, однако одновременно и убеждает нас в серьёзности своего произведения: “Откройте этот ларец — и вы найдёте внутри дивное, бесценное снадобье: живость мысли сверхъестественную, добродетель изумительную, мужество неодолимое, трезвость беспримерную, жизнерадостность неизменную, твёрдость духа несокрушимую и презрение необычайное ко всему, из-за чего смертные так много хлопочут, суетятся, трудятся, путешествуют и воюют”.
Предлагаем вам сегодня на уроке “открыть ларец” и за авторским балагурством и шуткой понять, осмыслить серьёзные проблемы, которые волновали современников Рабле. Ваша задача заключается в том, чтобы, вспомнив определённые эпизоды истории Средневековья и эпохи Возрождения в Европе, определить, как, через какие приёмы историческая действительность отражается в романе Рабле. Работаем в группах, каждая из которых получает карточку с заданием по определённой исторической проблеме. Вы готовите небольшие сообщения, используя знания по истории и литературе и ориентируясь на следующие критерии (записаны на доске).
- Чёткое изложение сути проблемы и задания, указанного на карточке.
- Логическое представление информации: краткая историческая справка по своему вопросу, краткий пересказ эпизода, в котором отражена реальность, или рассуждение по проблеме с включением цитат из рассматриваемого эпизода, обобщение (или вывод) по проблеме.
- Правильно отобранные сведения, детали, образы: умение выделить основное.
- Научный стиль изложения.
- Грамотное использование терминологической (исторической и литературоведческой) лексики.
Информационные карточки
1. Недостатки и достоинства системы воспитания и образования в средневековой Европе, представленные в романе Рабле.
Задания: 1) Вспомните, какая система образования и воспитания существовала в эпоху Средневековья, в чём её суть? Какими приёмами Рабле раскрывает недостатки этой системы в главе XIV книги 1?
2) Просмотрите главы о воспитании и образовании Гаргантюа в Париже. Чем отличается система воспитания и образования, предложенная Панократом? Какие приёмы использует автор для раскрытия сути этой системы? (Глава XXIII книги 1).
2. Проблемы гуманистической педагогики.
Задание: Прочитайте письмо Грангузье сыну (глава XXIX книги 1) и Гаргантюа сыну (глава VIII книги 2) и найдите доказательства того, что они отражают гуманистические идеи эпохи Возрождения. Можно ли считать эти письма педагогическим посланием читателю?
3. Особенности феодальных войн в период создания централизованного государства в Европе XV века.
Задания: 1) Вспомните историю борьбы Людовика XI и Карла Смелого, назовите причины их раздоров. Составьте краткое сообщение об истории их борьбы и её результатах.
2) Просмотрите главы XXXI–XXXIII, XLIII–LI книги 1 о войне Грангузье с Пикрохолем. Как отражены феодальные раздоры в романе? Какие приёмы разоблачения особенностей феодальных войн использует Рабле?
4. Гуманистическое начало в идее создания идеального государства.
Задания: 1) Познакомьтесь с представлением об идеальном государстве Томаса Мора, определите, что для него является критериями идеального государства.
2) Прочитайте главы LII–LVII о Телемской обители. Как Мор и Рабле решают проблему реальности создания идеального государства?
5. Антиклерикальные мотивы в романе Рабле (книга 4).
Задания: 1) Вспомните, какие трудности испытывала католическая Церковь в период становления централизованных государств; установите взаимосвязь между положением Церкви и распространением ересей, определите, против каких пороков Церкви они были направлены.
2) Просмотрите главы XLVIII–LIV книги 4, где представлен весь католический мир на острове Папиманов. Что и какими приёмами и средствами высмеивает Рабле в деяниях католической Церкви?
6. Пороки и добродетели средневекового судопроизводства.
Задания: 1) Вспомните, кто обладал правом суда в средневековом обществе, дайте оценку судебной системе, определив её положительные и отрицательные стороны.
2) Просмотрите главы XI–XV книги 5, где представлены юристы-законники, проживающие на острове Пушистых Котов. Как эрцгерцог Цапцарап решает проблему соотношения порока и добродетели? Какие приёмы использует Рабле для разоблачения произвола судопроизводства?
В результате работы над заданиями ученики должны обратить внимание на вопрос: насколько Рабле считает возможным преодоление высмеиваемых им пороков средневекового общества? Размышления над этим вопросом должны подвести учеников к решению проблемы: роман Рабле — это гимн гуманизму или отражение кризиса идей гуманизма? Вывод по проблеме должен быть обоснован.