Я иду на урок
Я иду на урок: 9-й класс
Наталья Беляева
Наталья Васильевна Беляева — главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.
Уроки Солженицына
Читаем «Матрёнин двор»
Урок первый
…Явить миру такое общество, в котором все отношения, основания и законы будут вытекать из нравственности — и только из неё!
А.И. Солженицын. «Раковый корпус»
Слово о писателе
Начать урок можно с показа галереи портретов писателя и рассказа учителя и учащихся о жизни и творчестве Солженицына. Для этого могут быть использованы материалы учебника и автобиография писателя. Основные положения рассказа можно оформить в виде таблицы (см. табл. 1), второй столбик которой учащиеся будут заполнять, слушая учителя и обучаясь составлению конспекта лекции (завершат они эту работу дома).
Таблица 1
Этапы жизни писателя | Главные события каждого этапа |
Рождение, родители | Родился в 1918 году в Кисловодске. Отец писателя умер в 1818 году, за полгода до его рождения. Мать воспитывала сына одна, работая машинисткой и стенографисткой |
Годы учёбы | В 1936 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу и поступил на математическое отделение Ростовского университета, который окончил за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. С 1939 по 1941 год учился одновременно и на заочном отделении Московского института философии, литературы, истории |
Участие в Великой Отечественной войне | Воевал на фронтах Великой Отечественной, служил на звукобатарее |
Первый арест | В 1945 году арестован за переписку, где обсуждались политические вопросы. Отбывание срока в спецтюрьме и в Особлаге под Экибастузом (Казахстан) |
Ссылка | В марте 1953 года отправлен на вечную ссылку в местечко Кок-Терек (юг Казахстана), где находился до 1956 года |
Преподавательская работа | Учительствует в сельской школе деревни Мильцево Курловского района Владимирской области |
Первые писательские опыты | 1957 год — писатель переезжает в Рязань, где пишет роман «В круге первом». 1959 год — создаётся повесть «Один день Ивана Денисовича». 1963 год — опубликован рассказ «Матрёнин двор» |
Активная творческая деятельность. Создание литературных произведений разных жанров | 1963–1967 годы — работа над «Архипелагом ГУЛАГ», рассказами, сценарием, пьесой, романом «Раковый корпус» |
Конфликт с Союзом писателей СССР и тоталитарной государственной системой | 1967 год — обращение Солженицына к съезду писателей и исключение его из Союза писателей в 1969 году |
Начало мирового признания | 1970 год — присуждение Нобелевской премии; 1971–1973 годы — издание в Париже романа «Август четырнадцатого» и книги «Архипелаг ГУЛАГ» |
Вдали от Родины | 1973 год — писатель лишён советского гражданства и выдворен из СССР. Жил в Германии и Швейцарии. 1976 год — переезд семьи Солженицына в США |
Возвращение в Россию | 1994 год — писатель возвращается в Россию, где продолжает активную творческую и общественную деятельность |
Признание на Родине | Публикация собрания сочинений писателя. 1997 год — учреждение литературной премии А.Солженицына |
Спонсор публикации статьи: компания "Модуль Древ", занимающаяся производством клееного профилированного бруса и профилированного бруса камерной сушки из массива, а также проектированием и строительством домов, бань, беседок. Клееный брус, на производстве которого специализируется компания, изготавливается из высококачественной древесины северных лесов (зимняя заготовка), отличающейся высокой плотностью, обусловленной географическими условиями произрастания сырья. Архангельская древесина – экологически чистый, абсолютно натуральный материал, в домах, построенных из нее, тепло зимой и прохладно летом. Не важно, что Вы предполагаете строить на своем участке, небольшой дачный домик или роскошный коттедж, - любые дома из клееного бруса будут отличаться высоким качеством и надежностью. Еще одно несомненное преимущество строительства домов из бруса – минимальное время возведения постройки: срок от начала составления проекта до окончания отделочных работ от 3 месяцев. На сайте moduldrev.ru вы можете ознакомиться с предлагаемыми "Модуль Древ" типовыми проектами, посмотреть фотографии готовых домов, узнать цены и условия сотрудничества с компанией.
«Матрёнин двор»: картины послевоенной деревни
Приступая к изучению рассказа «Матрёнин двор», школьники могут вспомнить, какие женские образы русской литературы XIX–XX веков близки образу главной героини рассказа. Назовут, наверное, горьковскую бабушку Акулину Ивановну Каширину, крестьянских женщин в поэзии Некрасова и «Записках охотника» Тургенева.
Вопросы на выявление восприятия.
— Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа — Матрёна? Обоснуйте своё мнение.
— Почему писатель начинает свой рассказ с “загадки”: “…Ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход…”? Можно ли сразу догадаться, после чего?
— Попытайтесь доказать, что изображённые в рассказе картины послевоенной деревни достоверны. (Точно, как в очерке, указаны место и время событий, достоверны топонимы, употреблённые в тексте, сохранены особенности местного диалекта.)
— Какое впечатление произвёл на вас язык рассказа? Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему?
Образ рассказчика
Исследовательскую работу с текстом можно начать с изучения ощущений Игнатича, от лица которого ведётся повествование (см. табл. 2).
Таблица 2
Светлые чувства | Раздражение |
“Хотелось в среднюю полосу, без жары, с лиственным рокотом леса…” |
“Каждую букву в моих документах перещупали…” |
“Высокое Поле. От одного названия веселела душа…” | “Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!..” “На станции висела строгая надпись… Нацарапано гвоздём…” “Председатель… свёл под корень изрядно гектаров леса, а себе получил Героя Социалистического Труда…” “Однообразные худо оштукатуренные бараки…” |
“Она не говорила, а напевала умильно…”
“…Просветлел я… Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий…” “Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне…” |
“Жребий мой был — поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом… с двумя яркими рублёвыми плакатами…” |
“Удовольствие пробудилось в её глазах оттого, что я вернулся…” | “…Пенсии ей не платили… Она работала не за деньги… За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика” |
“Изба Матрёны… вполне была хороша…
Жили в избе ещё кошка, мыши и тараканы…” |
“Крупной картошки… огород её не давал” |
“Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица…” | “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной…” |
— Что в жизни послевоенной деревни, райцентра и всей страны вызывает у него светлые чувства, а что — раздражение?
— Как изображается деревня Тальново?
— Меняются ли по ходу текста чувства автора? Почему о тараканах и мышах он рассказывает спокойно, а о порядках в деревне — с раздражением?
— Охарактеризуйте рассказчика. Какова его жизненная позиция? Что для него значимо, а что второстепенно? Найдите примеры авторского юмора.
— Проследите жизненный путь учителя Игнатича. Как относилась к нему Матрёна? Почему они “жили запросто”?
Таблица может быть продолжена и другими примерами. Аналогичную исследовательскую работу можно организовать по второй и третьей частям рассказа.
Тема праведничества в рассказе
Вводный вопрос.
— Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?
К теме праведничества, излюбленной в русской литературе второй половины XIX века, Солженицын подходит деликатно, ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та — мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини. Вместе с тем Матрёна не типический образ, она не похожа на других “тальновских баб”, живущих материальными интересами. Она из тех “трёх праведников”, которых так трудно найти.
Итоговые вопросы.
— Можно ли утверждать, что на примере частного случая из жизни одной русской крестьянки писатель рассказывает о судьбе деревни в целом и о судьбе целой страны?
— Каково художественное пространство рассказа? Ограничивается ли оно деревней Тальново и железнодорожной станцией Торфопродукт? Какие сквозные образы связаны с художественным пространством рассказа? В чём их символический смысл?
Итог урока. В рассказе «Матрёнин двор» документальность и точность, присущие очерковому жанру, сочетаются с такими композиционными средствами, которые помогают отдельным фактам из частной жизни автора стать фактами искусства, художественным текстом. Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях в стране, о тёмных и светлых сторонах русского характера.
Рассказчик, учитель Игнатич, — бывший заключённый, мечтающий “из пыльной горячей пустыни” вернуться обратно в Россию. Выбирая школу для работы, он просится “подальше от железной дороги”, ищет для жительства место поглуше, но это “подальше от железной дороги” будто предвещает чью-то гибель. Как и Матрёна, Игнатич не живёт материальными интересами. Матрёна не мешает его вечерним занятиям, слушает его радио, её лицо запечатлел его фотоаппарат.
Интересно художественное пространство рассказа. Оно начинается с его названия, затем расширяется до железнодорожной станции, которая находится “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт от Мурома к Казани”, и до деревень “за бугром”, а потом охватывает и всю страну, принимающую иностранные делегации, и простирается даже во Вселенную, которую должны заполнить искусственные спутники Земли. С категорией пространства связаны образы дома и дороги, символизирующие жизненный путь героев.
Домашнее задание. Составить план рассказа о жизни Матрёны. Подготовиться к групповой работе по вопросам: что общего и различного 1) в образах Матрёны и других жителей деревни Тальново; 2) в образах Матрёны и Игнатича; 3) в образах Матрёны и Фаддея. Изучить по словарю литературоведческих терминов смысловое наполнение понятия “притча”.
Урок второй
…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, — без которых нет граду стояния.
Н.С. Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»
Образ праведницы
Начать разговор о главной героине рассказа можно с сопоставления двух цитат о русских женщинах. Первая — из романа Лескова «Соборяне»: “Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?”; вторая — стихотворение Тютчева «Русской женщине».
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдёт незрима
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, —
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…
— Что в этих цитатах близко образу Матрёны? Чем героиня отличается от характеристик русских женщин в XIX веке?
В центре нашего урока исследование главных черт образа Матрёны, которое можно организовать в группах.
Группа 1. Матрёна и другие жители деревни Тальново.
— Что общего в жизни Матрёны и других жителей деревни? (Вставали рано; выходили все вместе на работу, потихоньку воровали торф, сложенный для просушки; питались одной картошкой; в домах не было радио, а электричество казалось чудом.)
— Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново? (Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери. Но после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти; о сердечности и простоте Матрёны золовка “говорила с презрительным сожалением”.)
Группа 2. Матрёна и Игнатич.
— Что сближает и что отличает Матрёну и Игнатича? (См. табл. 3.)
Таблица 3
Общее | Различное |
• Одиночество. • Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми. (“Комнаты мы не делили… Изба Матрёны… нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша… Мы их [тараканов] травили… Я со всем свыкся, что было в избе у Матрёны… Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто…”) • Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. (“Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования… У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа…”) • Вежливость и деликатность. (Матрёна “не досаждала никакими расспросами”, Игнатич “тоже не бередил её прошлого…”) • Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел “сфотографировать когонибудь за старинным ткацким станом, Матрёну привлекало «изобразить себя в старине»”.) • Матрёна и Игнатич близки своим отношением к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей хорошо видит корысть, стяжательство её родственников, не считающих себя виноватыми в смерти Матрёны и желающих поскорее завладеть её двором.) |
• Социальное положение и жизненные
испытания. (Он учитель, бывший зэк, исколесивший
по этапам страну. Она крестьянка, которая никогда
не уезжала из своей деревни далеко.) • Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией.) • Он городской житель, она живёт по законам деревни. (“Когда Матрёна уже спала, я занимался за столом… Матрёна вставала в четырепять утра… Я спал долго…” “По бедности Матрёна не держала радио”, но затем стала “повнимательней слушать и моё радио…”) • Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Во время погрузки брёвен Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она только сказала: “Прости, Игнатич”.) • Матрёна сразу поняла своего квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич, слушая неодобрительные отзывы на поминках, пишет: “…Выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник…” |
Группа 3. Матрёна и Фаддей.
— Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (См. табл. 4.)
Таблица 4
Жизненные ситуации | Матрёна | Фаддей |
Первая мировая война | Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки. | Пошёл он на войну — пропал… <…> а к Миколе зимнему — вернулся… из венгерского плена. |
Возвращение Фаддея из плена | В колена б ему бросилась… | …Если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих. |
Семейная жизнь | Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано. | Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей. |
Великая Отечественная война | …Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну). | …Не взяли на войну Фаддея изза слепоты. |
Дом в наследство | Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире. | Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни… |
Подготовка горницы к вывозу | Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. | Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора. |
Вывоз горницы | — А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог — другой подтянул… | Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу… |
Авария на переезде | И зачем на переезд проклятый пошла? | Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней… |
Похороны Матрёны | Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое… | Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была — спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр... |
После похорон | Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны… | …Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик… |
Трагизм судьбы Матрёны
Трагизм судьбы Матрёны не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрёна, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. И страна, после войны окончательно превратившись в бюрократическое государство, оказалась с народом по разные стороны. Паспортов крестьяне не имели, зарплату и пенсию им не платили, леса на постройку домов у них не было, колхозные трактора для частных перевозок не давали и т.п. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому и после её смерти родственники хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.
Что стало причиной смерти Матрёны? Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской помощи лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор.
В числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи, её краеугольный камень. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны — железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.
Три угасшие судьбы — это плата за сохранность жизней пассажиров “двадцать первого скорого”. Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века, и с судьбами русских женщин века XIX.
Нравственный смысл рассказа-притчи
В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории? Новым наполнением наделил Солженицын само понятие “праведник”. Даже дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, в переносном смысле неумолимой, разрушающей. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.
Домашнее задание. Письменно ответить на один из вопросов.
• Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»?
• Как в судьбах героев рассказа отразились события истории России в послевоенное время?
• В чём праведность Матрёны?