Я иду на урок
Я иду на урок: 8-й класс
Римма Храмцова
Римма Анатольевна ХРАМЦОВА — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514.
Как я начинаю изучать «Капитанскую дочку»
Кажется совершенно неблагодарным начинать разговор о том, как изучать «Капитанскую дочку»: “Уж сколько раз твердили миру…”! Но всегда, приступая к изучению этого произведения, перечитывая многое из того, что написано литературоведами и методистами, думаю: “Ужели слово” — окончательное, исчерпывающее смыслы — “найдено?”. И всегда хочется найти ещё какое-то особенное, чтобы оно приблизило пушкинский текст к нынешним юным читателям.
Можно говорить о том, как Пушкин собирал материал для своего романа, об истории создания «Капитанской дочки», о дате, которая поставлена была автором под рукописью… И всё это я скажу, но позже. Хочется поделиться с коллегами тем, какой путь выбрала в этот раз.
Перед началом разговора предложила ребятам вспомнить и записать в тетради все произведения Пушкина, которые мы читали с ними на уроках в 5–7-м классах: «Сказка о мёртвой царевне…», «Руслан и Людмила», «Зимнее утро» и «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», «Дорожные жалобы», «Анчар», «Дубровский», «Станционный смотритель»… Вспомнив их, попробовали сделать то, чего категорически делать нельзя, но иногда необходимо: определить буквально несколькими словами, о чём каждое из этих произведений. В тетрадях появились записи: о любви, о войне, о верности, предательстве, мести, о слабости человека, о невозможности противостоять судьбе, о необходимости соблюдения границы между Злом и Добром в мире, о социальном неравенстве, о Доме, который способен защитить в бурю, о близких людях… К нужному для продолжения разговора выводу ребята пришли сами: «Капитанская дочка» — книга, в которой Пушкин говорит с читателем обо всём этом (очень хорошо приготовить для урока какое-нибудь отдельное издание восьмидесятистраничной повести: НЕобъём её производит впечатление, и исчезает необходимость говорить подробно о том, как важно прочитать в этой тоненькой книжке каждое слово).
И вот перед нами её текст. Перевернём пока титульный лист с эпиграфом к роману. Откроем начало и прочитаем строки, словно отвечающие на вопрос эпиграфа к первой главе: “Да кто его отец?”: “Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей служил…” Велик соблазн сразу читать дальше — о пути Гринёва-старшего и продолжившем его пути сына. Но всегда очень хочется заглянуть и в конец книги — выяснить, к чему придём в итоге. И чем же закончится эта история? “Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины ІІ за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринёва доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом…” В результате сопоставления этих двух фрагментов мы получили возможность говорить (и эта мысль возникла у самих учеников) о роли повествователя в романе, но, отметив такую необходимость, остановились сначала на другом вопросе: где начинается и где заканчивается действие в романе? Почему произведение, в котором рассказывается о восстании Пугачёва, событиях истории, начинается и заканчивается в ДОМЕ?
В приведённом фрагменте эпилога обращает на себя внимание частотность употребления слов, связанных с понятиями “семья”, “дом”: женился, потомство, отцу, сына, дочери, внуков, дедом, родственников. В финале «Капитанской дочки» два исторических лица, противостоящие друг другу в истории и в сюжете повести (разговор об этом впереди, но уже сейчас можно наметить его), словно объединяются отношением к герою, который входит в книгу вовсе не примечательным, не выдающимся, совершенно средним человеком: “он (Гринёв) присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу”; “собственноручное письмо Екатерины ІІ”, которое “писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова”, хранится за стеклом и в рамке (мы вернёмся к этой детали, когда будет читать описание дома Мироновых в 3-й главе) в одном из барских флигелей поместья потомков Гринёва.
Откуда же начинается и где заканчивается путь Гринёва? Найдём ответ в 1-й главе: “Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками... Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь...” (Можно предложить ученикам также найти отрывок из конца «Пропущенной главы», где описывается домашний вечер у самовара.)
Ну а что же происходит в доме родителей Петруши? Гринёв-повествователь достаточно коротко и иронично вспоминает годы, проведённые там. Уже на второй странице 1-й главы читаем о том, как отец принимает решение отправить сына на службу. И вот он уже должен произнести знаменитое своё наставление, но…
Остановимся ненадолго и предложим ребятам перед этим очень важным разговором следующую работу.
Задание: Прочитай отцовские заветы из различных литературных произведений (см. Приложение) и ответь на вопросы.
• О чём говорят отцы в каждом из заветов?
• Каких сторон жизни касаются их советы?
• Можно ли найти что-то общее между этими заветами?
• Какой завет кажется тебе универсальным? Если такого нет, попробуй составить его, используя предложенные тексты.
Давая такое задание, мы должны понимать, что ребятам трудно в их интерпретациях выйти за рамки предложенных фрагментов и их суждения относительно героев произведений Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Толстого могут быть поверхностны и — более того — иногда ошибочны. Но у нас ещё будет время скорректировать эти представления. Сейчас отцовские слова — повод для серьёзного разговора о «Капитанской дочке».
После письменной работы построим обсуждение, опираясь на следующие вопросы:
• Что можно сказать об отцах, судя по тому, что они советуют своим детям?
• Почему отцы дают сыновьям наставления?
• На что направлены эти советы?
• Какой, по мнению отцов, должна стать жизнь сыновей, если они последуют этим советам?
Разговор на эту тему в классе становится не только диалогом учителя и ученика, диалогом одноклассников, но и обращением к опыту их собственных родителей, которые думают о будущем своих детей. В этом разговоре обязательно возникнет мысль о том, что многие родители хотят, чтобы дети не совершили их собственных ошибок, что они стремятся сделать жизнь детей лучше — то есть легче и проще. На этом этапе мы и обратимся к наставлению Гринёва-старшего, поговорим о том, что завещает он сыну хранить и беречь то, что жизни никак не упрощает.
Что же стоит за этим кратким наставлением? Зададим ребятам вопрос о том, в каких ещё главах, кроме первой, и что конкретно можно узнать о семье Гринёвых, об отношениях между отцом и сыном, об отношении Петруши к своим родителям. Ответ на него найдём в главах «Любовь» (размышления Петруши о том, как будет воспринято родителями известие о его намерении жениться; письма Гринёва-старшего к сыну и Савельичу) и «Суд» (рассказ о том, как родители Гринёва приняли Марью Ивановну; реакция Андрея Петровича на письмо князя Б***). Обращение к этим фрагментам романа поможет нам убедиться в том, что, наставляя сына в начале важного пути, Андрей Петрович говорит с ним о самом важном — о том, что определяет и направляет его собственную жизнь, на чём основана жизнь всего рода Гринёвых.
Предвижу упрёки: наверное, на весь этот разговор нужен не один урок, а мы так и не продвинулись в изучении текста романа. Но не будем пока спешить вслед за сюжетом. Задержимся ещё в этом доме, из которого Петруше предстоит вот-вот уехать. Обратимся ещё раз к концу романа и к первому абзацу первой главы. Поговорим о том, как же сложилась жизнь Петра Гринёва, похожа ли она на жизнь его отца.
Удивительное количество совпадений поражает ребят: они называют и отношение к службе, к дворянской чести, к присяге (обсуждая причины выхода в отставку Гринёва-старшего, прочитаем фрагмент из стихотворения Пушкина «Моя родословная», где упоминается “мятеж <…> средь петергофского двора” и Миних), и женитьбу по любви, и количество детей в семье, и жизнь в отдалённой от столицы Симбирской губернии… То есть Гринёв-младший строит собственную жизнь, используя модель жизни своих родителей. Гринёв не только родом из Дома и в этот Дом возвращается, не только живёт и сохраняет его, он ещё и строит Дом. Ещё раз обратимся к заключительным строкам романа: “Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии...” И это одно из важнейших направлений в разговоре о «Капитанской дочке», его можно определить словами Ю.М. Лотмана: “История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь”.
Приложение
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»
Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. “Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!”
…И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: “Слава Богу! кажется, жив!”
…Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?
И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: “Никому, никто”.
* * *
А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
Молчалин.
Мне
завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведётся
жить,
Начальнику, с кем буду я
служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Лиза. Сказать, сударь, у вас огромная опека!
* * *
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Старик встал и подал письмо сыну.
— Слушай, — сказал он, — о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михаилу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет... Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!
* * *
В.Шекспир. «Гамлет»
Полоний.
Все тут, Лаэрт? В путь, в путь! Стыдился б, право!
Уж ветер выгнул плечи парусов,
А сам ты где? Стань под благословенье
И заруби-ка вот что на носу:
Заветным мыслям не давай огласки,
Несообразным — ходу не давай.
Будь прост с людьми, но не запанибрата,
Проверенных и лучших из друзей
Приковывай стальными обручами,
Но до мозолей рук не натирай
Пожатьями со встречными. Старайся
Беречься драк, а сцепишься — берись
За дело так, чтоб береглись другие.
Всех слушай, но беседуй редко с кем.
Терпи их суд и прячь свои сужденья.
Рядись, во что позволит кошелёк,
Но не франти — богато, но без вычур.
По платью познаётся человек,
Во Франции ж на этот счёт средь знати
Особенно хороший глаз. Смотри
Не занимай и не ссужай. Ссужая,
Лишаемся мы денег и друзей,
А займы притупляют бережливость.
Всего превыше: верен будь себе.
Тогда, как утро следует за ночью,
Последует за этим верность всем.
Прощай, запомни всё и собирайся.
* * *
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»
При расставании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.