Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 8-й классЗаслуженная артистка России Татья на Кулиш в роли Маши Мироновой. Спектакль «Капитанская дочка» (1984) в постановке Р.А. Горяева. Александринский театр, СанктПетербург.

Римма Храмцова


Римма Анатольевна ХРАМЦОВА — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514.

Как я начинаю изучать «Капитанскую дочку»

Кажется совершенно неблагодарным начинать разговор о том, как изучать «Капитанскую дочку»: “Уж сколько раз твердили миру…”! Но всегда, приступая к изучению этого произведения, перечитывая многое из того, что написано литературоведами и методистами, думаю: “Ужели слово” — окончательное, исчерпывающее смыслы — “найдено?”. И всегда хочется найти ещё какое-то особенное, чтобы оно приблизило пушкинский текст к нынешним юным читателям.

Можно говорить о том, как Пушкин собирал материал для своего романа, об истории создания «Капитанской дочки», о дате, которая поставлена была автором под рукописью… И всё это я скажу, но позже. Хочется поделиться с коллегами тем, какой путь выбрала в этот раз.

Перед началом разговора предложила ребятам вспомнить и записать в тетради все произведения Пушкина, которые мы читали с ними на уроках в 5–7-м классах: «Сказка о мёртвой царевне…», «Руслан и Людмила», «Зимнее утро» и «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», «Дорожные жалобы», «Анчар», «Дубровский», «Станционный смотритель»… Вспомнив их, попробовали сделать то, чего категорически делать нельзя, но иногда необходимо: определить буквально несколькими словами, о чём каждое из этих произведений. В тетрадях появились записи: о любви, о войне, о верности, предательстве, мести, о слабости человека, о невозможности противостоять судьбе, о необходимости соблюдения границы между Злом и Добром в мире, о социальном неравенстве, о Доме, который способен защитить в бурю, о близких людях… К нужному для продолжения разговора выводу ребята пришли сами: «Капитанская дочка» — книга, в которой Пушкин говорит с читателем обо всём этом (очень хорошо приготовить для урока какое-нибудь отдельное издание восьмидесятистраничной повести: НЕобъём её производит впечатление, и исчезает необходимость говорить подробно о том, как важно прочитать в этой тоненькой книжке каждое слово).

И вот перед нами её текст. Перевернём пока титульный лист с эпиграфом к роману. Откроем начало и прочитаем строки, словно отвечающие на вопрос эпиграфа к первой главе: “Да кто его отец?”: “Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей служил…” Велик соблазн сразу читать дальше — о пути Гринёва-старшего и продолжившем его пути сына. Но всегда очень хочется заглянуть и в конец книги — выяснить, к чему придём в итоге. И чем же закончится эта история? “Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины ІІ за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринёва доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом…” В результате сопоставления этих двух фрагментов мы получили возможность говорить (и эта мысль возникла у самих учеников) о роли повествователя в романе, но, отметив такую необходимость, остановились сначала на другом вопросе: где начинается и где заканчивается действие в романе? Почему произведение, в котором рассказывается о восстании Пугачёва, событиях истории, начинается и заканчивается в ДОМЕ?

В приведённом фрагменте эпилога обращает на себя внимание частотность употребления слов, связанных с понятиями “семья”, “дом”: женился, потомство, отцу, сына, дочери, внуков, дедом, родственников. В финале «Капитанской дочки» два исторических лица, противостоящие друг другу в истории и в сюжете повести (разговор об этом впереди, но уже сейчас можно наметить его), словно объединяются отношением к герою, который входит в книгу вовсе не примечательным, не выдающимся, совершенно средним человеком: “он (Гринёв) присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу”; “собственноручное письмо Екатерины ІІ”, которое “писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова”, хранится за стеклом и в рамке (мы вернёмся к этой детали, когда будет читать описание дома Мироновых в 3-й главе) в одном из барских флигелей поместья потомков Гринёва.

Откуда же начинается и где заканчивается путь Гринёва? Найдём ответ в 1-й главе: “Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками... Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь...” (Можно предложить ученикам также найти отрывок из конца «Пропущенной главы», где описывается домашний вечер у самовара.)

Ну а что же происходит в доме родителей Петруши? Гринёв-повествователь достаточно коротко и иронично вспоминает годы, проведённые там. Уже на второй странице 1-й главы читаем о том, как отец принимает решение отправить сына на службу. И вот он уже должен произнести знаменитое своё наставление, но…

Остановимся ненадолго и предложим ребятам перед этим очень важным разговором следующую работу.

Задание: Прочитай отцовские заветы из различных литературных произведений (см. Приложение) и ответь на вопросы.

 О чём говорят отцы в каждом из заветов?

 Каких сторон жизни касаются их советы?

 Можно ли найти что-то общее между этими заветами?

 Какой завет кажется тебе универсальным? Если такого нет, попробуй составить его, используя предложенные тексты.

Давая такое задание, мы должны понимать, что ребятам трудно в их интерпретациях выйти за рамки предложенных фрагментов и их суждения относительно героев произведений Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Толстого могут быть поверхностны и — более того — иногда ошибочны. Но у нас ещё будет время скорректировать эти представления. Сейчас отцовские слова — повод для серьёзного разговора о «Капитанской дочке».

После письменной работы построим обсуждение, опираясь на следующие вопросы:

 Что можно сказать об отцах, судя по тому, что они советуют своим детям?

 Почему отцы дают сыновьям наставления?

 На что направлены эти советы?

 Какой, по мнению отцов, должна стать жизнь сыновей, если они последуют этим советам?

Разговор на эту тему в классе становится не только диалогом учителя и ученика, диалогом одноклассников, но и обращением к опыту их собственных родителей, которые думают о будущем своих детей. В этом разговоре обязательно возникнет мысль о том, что многие родители хотят, чтобы дети не совершили их собственных ошибок, что они стремятся сделать жизнь детей лучше — то есть легче и проще. На этом этапе мы и обратимся к наставлению Гринёва-старшего, поговорим о том, что завещает он сыну хранить и беречь то, что жизни никак не упрощает.

Что же стоит за этим кратким наставлением? Зададим ребятам вопрос о том, в каких ещё главах, кроме первой, и что конкретно можно узнать о семье Гринёвых, об отношениях между отцом и сыном, об отношении Петруши к своим родителям. Ответ на него найдём в главах «Любовь» (размышления Петруши о том, как будет воспринято родителями известие о его намерении жениться; письма Гринёва-старшего к сыну и Савельичу) и «Суд» (рассказ о том, как родители Гринёва приняли Марью Ивановну; реакция Андрея Петровича на письмо князя Б***). Обращение к этим фрагментам романа поможет нам убедиться в том, что, наставляя сына в начале важного пути, Андрей Петрович говорит с ним о самом важном — о том, что определяет и направляет его собственную жизнь, на чём основана жизнь всего рода Гринёвых.

Предвижу упрёки: наверное, на весь этот разговор нужен не один урок, а мы так и не продвинулись в изучении текста романа. Но не будем пока спешить вслед за сюжетом. Задержимся ещё в этом доме, из которого Петруше предстоит вот-вот уехать. Обратимся ещё раз к концу романа и к первому абзацу первой главы. Поговорим о том, как же сложилась жизнь Петра Гринёва, похожа ли она на жизнь его отца.

Удивительное количество совпадений поражает ребят: они называют и отношение к службе, к дворянской чести, к присяге (обсуждая причины выхода в отставку Гринёва-старшего, прочитаем фрагмент из стихотворения Пушкина «Моя родословная», где упоминается “мятеж <…> средь петергофского двора” и Миних), и женитьбу по любви, и количество детей в семье, и жизнь в отдалённой от столицы Симбирской губернии… То есть Гринёв-младший строит собственную жизнь, используя модель жизни своих родителей. Гринёв не только родом из Дома и в этот Дом возвращается, не только живёт и сохраняет его, он ещё и строит Дом. Ещё раз обратимся к заключительным строкам романа: “Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии...” И это одно из важнейших направлений в разговоре о «Капитанской дочке», его можно определить словами Ю.М. Лотмана: “История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь”.


Приложение

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. “Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!”

…И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: “Слава Богу! кажется, жив!”

…Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: “Никому, никто”.

* * *

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

Молчалин.

              Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
        Хозяину, где доведётся жить,
        Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза. Сказать, сударь, у вас огромная опека!

* * *

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Старик встал и подал письмо сыну.

— Слушай, — сказал он, — о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михаилу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет... Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!

* * *

В.Шекспир. «Гамлет»

Полоний.

Все тут, Лаэрт? В путь, в путь! Стыдился б, право!
Уж ветер выгнул плечи парусов,
А сам ты где? Стань под благословенье
И заруби-ка вот что на носу:
Заветным мыслям не давай огласки,
Несообразным — ходу не давай.
Будь прост с людьми, но не запанибрата,
Проверенных и лучших из друзей
Приковывай стальными обручами,
Но до мозолей рук не натирай
Пожатьями со встречными. Старайся
Беречься драк, а сцепишься — берись
За дело так, чтоб береглись другие.
Всех слушай, но беседуй редко с кем.
Терпи их суд и прячь свои сужденья.
Рядись, во что позволит кошелёк,
Но не франти — богато, но без вычур.
По платью познаётся человек,
Во Франции ж на этот счёт средь знати
Особенно хороший глаз. Смотри
Не занимай и не ссужай. Ссужая,
Лишаемся мы денег и друзей,
А займы притупляют бережливость.
Всего превыше: верен будь себе.
Тогда, как утро следует за ночью,
Последует за этим верность всем.
Прощай, запомни всё и собирайся.

* * *

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

При расставании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Рейтинг@Mail.ru