Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 5–6-й классы

Марина Богомолова


Марина Александровна БОГОМОЛОВА — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514.

Первые слова о лирике

Приступая к изучению лирики в 5–6м классе, учитель испытывает невольный трепет. Ведь именно сейчас надо заложить основы понимания и анализа поэтического текста и при этом пробудить и развить интерес к лирическим произведениям (или как минимум его не “убить”). Как подготовить детей к восприятию этой темы, настроить на неё? Эта задача решалась в блоке из трёх вводных уроков.

Полагаю, что у коллег могут возникнуть сомнения: рационально ли целых три урока посвящать только введению в тему? Для меня же принципиально важным являлось обращение к эмоциональной сфере учеников: чтобы, прежде чем прозвучали первые понятиятермины, каждый для себя понял, что лирическое стихотворение — не просто красиво написанная пейзажная зарисовка, а нечто большее, нужное и интересное лично для него. Да и потом, как не вспомнить знаменитые пушкинские строки: “Служенье муз не терпит суеты, // Прекрасное должно быть величаво”! Такой неспешный темп, взятый в начале темы, поневоле настраивает на медленное, внимательное, вдумчивое чтение поэтических произведений.

Самое первое занятие, посвящённое одному из ключевых понятий темы «Лирика» — настроению, я провожу в форме мастерской. Заранее прошу ребят принести на урок краски, кисточки и карандаши.

Индуктор выбираю незамысловатый — приглашаю ребят принять участие в игре «Поле чудес» и предлагаю им угадать слово из десяти букв, обозначающее то, что всегда есть у любого человека. (На доске прикреплены закрытые буквы, фон букв-карточек — оранжевый.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
Н А С Т Р О Е Н И Е

С четвёртой-пятой попытки слово угадано, и я тут же интересуюсь:

— Что такое настроение?

Настроение — это внутреннее душевное состояние. У настроения много оттенков, потому что каждый человек всегда пребывает в каком-то настроении. Поясняю ребятам, что не случайно окрасила слово “настроение” в оранжевый цвет, ведь чаще всего у меня солнечное, счастливое настроение, потому что у меня любимая работа, рядом со мной — прекрасные дети, мои ученики. А если бывает, что солнышко закрывают тучи, я точно знаю, что это не навсегда.

После такого вступления обращаюсь к детям с вопросами и формулирую задание для работы в группах (по 4–5 человек).

— А в каком вы бываете настроении? Как и почему оно меняется? Какие цвета вы бы подобрали для разных оттенков душевных состояний?

Каждой группе предлагается набор из 75 маленьких карточек с названиями различных оттенков настроений (бодрое, беспокойное, радостное, волшебное, унылое и т.п.). Задача каждого участника группы — выбрать 5 карточек со знакомыми ему душевными состояниями. Вспомнить, с какими именно событиями в его жизни было связано то или иное настроение, нарисовать или написать на этой карточке тот предмет или явление, с которым это настроение у него ассоциируется (например, таинственное — с чердаком на даче; праздничное — с новогодней ёлкой и т.п.), а также раскрасить эту карточку в цвета, которые, по его мнению, соответствуют этому настроению. Время на работу — 12–15 минут.

Затем предлагаю каждой группе на листе формата А3 из готовых карточек составить свою композицию, объединив их по какому-нибудь признаку: цвету, рисункам и т.п.

После того как этот этап работы завершён (он занимает 10–12 минут), прошу каждого участника мастерской по составленной в их группе композиции написать небольшой текст (рассказ, сказку, стихотворение) на одну из тем: «Невероятные приключения в стране Настроений», «Такие разные настроения», «Превращения Настроения» или какую-либо ещё, сформулированную самостоятельно.

К следующему уроку, идея которого принадлежит моей коллеге Марине Анатольевне Павловой, прошу пятиклассников подобрать текст об осени, созвучный каждому из них по настроению, выучить его и подготовиться писать по памяти, а также принести цветные мелки.

У этого занятия особая атмосфера, так как проходит оно… на улице, где ребята цветными мелками на асфальте пишут выученные ими произведения, конечно же — лирические, а потом каждый читает наизусть стихотворение и объясняет свой выбор цветовой гаммы для него. Дома же всем предлагается ещё раз вспомнить увиденное и услышанное и написать небольшой отзыв, какое из стихотворений, в чьём исполнении и чем понравилось более всего.

В начале третьего урока слушаем детские отзывы. После чего я задаю “наивный” вопрос: почему никто не выучил, скажем, такой текст: “Осень — это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. В этот период деревья сбрасывают свой лиственный покров, наблюдается миграция птиц в районы с благоприятным климатом, происходит постепенное снижение дневных и ночных температур, увеличивается количество атмосферных осадков”. Ведь это тоже текст об осени? И предлагаю письменно ответить, чем отличаются выученные и записанные вчера ими тексты от прочитанного мною сейчас.

Через 2–3 минуты пятиклассники “по цепочке” начинают читать свои суждения, а я на доске фиксирую ключевые слова из каждого высказывания. В результате оказывается, что слова “настроение” и “красиво” упомянуты 8 раз; “легче учить” — 6; “рифма” — 5;олицетворения” и “сравнения” — по 4 раза; “ритм” — дважды;метафоры” иэпитеты” — по одному разу; также единожды прозвучали словосочетания “поэтическая форма” и “душа автора”.

Подводим итог: какая мысль объединяла все ваши высказывания — что важнее для авторов стихотворений — изложить какую-то информацию или выразить свои чувства, своё настроение?

В тетрадях записывается название темы — «ЛИРИКА», и ребята слушают комментарий о происхождении этого слова.

  • В древности слово “лирика” (от греч. lyrikas — “произносимый под звуки лиры”) означало “песнь под аккомпанемент лиры — древнегреческого струн­ного музыкального инструмента”. Тогда музыка и слово существовали неразрывно. Говорят, что когда мифический певец Орфей пел и играл на лире, то слушавшие его дикари переставали быть дикарями, подавали друг другу руки, договаривались об общих законах и начинали жить семьями, городами и государствами.

Далее следует запись определений.

Лирика — это род литературы, который не повествует о событиях, не изображает характеры, а выражает чувства, мысли, настроения лирического героя.

Лирический герой (ЛГ) — образ поэта, его лирическое “я” в стихотворении, то есть художественный двойник авторапоэта.

После необходимых разъяснений новых понятий-терминов устраиваю пятиклассникам новую “провокацию” — читаю им страничку из дневника их ровесницы, где описаны переживания по какому-нибудь бытовому поводу (например, разбилась любимая чашка) и задаю вопросы.

  • Выражены чувства, переживания в прочитанном мной тексте?
  • Скажите, это лирическое произведение? А почему?

В результате обмена мнениями ребята приходят к мысли (в чём им помогают слова, записанные в начале урока), что к лирике можно отнести только те чувства и настроения, которые выражены в определённой форме. Какой?

Из комментария учителя ребята узнают о двух формах речи: прозаической и стихотворной (поэтической), заносят в тетради схему.

Формы речи

Прозаическая (лат. — “речь, которая ведётся прямо вперёд”) — свободно движущаяся речь. Стихотворная (поэтическая) — это речь упорядоченная, разделённая на отрезки определённой дли­ны, ритмически построенная.

После чего обсуждаются вопросы:

  • Какой формой речи мы пользуемся в повседневном общении?
  • Какая форма речи в искусстве возникла раньше: стихотворная речь или прозаическая?

Учёные считают, что стихотворная речь в словесном искусстве появилась гораздо раньше. В древности, когда люди ещё не умели писать, чтобы запомнить что-нибудь важное, люди придавали словам особый порядок, по-особому организовывали речь. Действительно, что проще запоминать: стихи или прозу? Стихи запоминаются проще. Они вызывают непосредственное волнение в душе человека. Поэтому то важное, что необходимо было надолго сохранить в памяти, например, магические заклинания, люди запоминали в поэтической форме. Так возникла ритмическая речь, которая потом превратилась в стихи. Стихи пелись, исполнялись под музыку, сопровождались танцем. Стихотворная речь выделялась упорядоченностью, повторами, ритмом и рифмой.

Завершить урок можно проведением аукциона слов, связанных с лирикой (тетради закрыты, записи с доски стёрты). Возможно и творческое задание: просим ребят представить, что они перенеслись в сказочную страну — Литературию, где все литературные понятия оживают и принимают облик людей, например, Сказка превращается в мудрую старушку, которая спицами неторопливо вяжет нескончаемое сказочное повествование, а клубочек событий у её ног всё разматывается и разматывается. А в каком облике предстанет перед ними Лирика? Каждый с помощью волшебной палочки — фантазии должен оживить то, что узнал сегодня на уроке, и создать портрет Лирики — словесный или нарисованный.

Домашнее задание. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и подчеркнуть в нём слова, в которых выражено настроение.

Рейтинг@Mail.ru