Читальный зал
СТЕНД
По типографским и прочим внелитературным причудам приходится только сейчас обозревать 87-й (5’2007) номер журнала «Новое литературное обозрение». Технические издержки, впрочем, не фатальные, поскольку увесистые тома этого издания (даром что в обложке) стоят на полках библиотек и подписчиков для долговременного пользования. Не таинственные НЛО, а информационно и интеллектуально концентрированные сборники, воссоздающие существенные черты российского литературоведения, выбирающегося из-под глыб тоталитаризма ХХ века.
«НЛО» № 87 открывается актуальным разделом «“Расколдование мира”: метафоры и сюжеты» (редактор раздела — Александр Дмитриев), связанным со спорами о месте религии в современном мире (коллегам хорошо известен накал страстей вокруг предложений ввести в школьные программы те или иные курсы религиозного содержания).
В номере рассматривается проблема, давление которой словесники испытывают постоянно. Это проблема секуляризации (обмирщения) культуры, положение, когда религиозные абсолюты перестали быть главными основаниями любых ценностных порядков. И неизбежный и неразрешимый одновременно спор о том, считать ли религию всего лишь частью культуры или, напротив, трактовать культуру как феномен, по сути религиозный, в разных своих формах возникает и на уроках литературы. Выяснение писателем характера его взаимоотношений с религией, с Богом неотъемлемо от процесса создания художественного произведения и, значит, от его читательского восприятия. Разумеется, материалы раздела всех вопросов не решат, все узлы не развяжут, лёгкого чтения тоже не будет, но и скуки — подавно.
Так, раздел завершается примечательной статьёй Елены Михайлик «“Карась” глазами рыбовода». Обычно полагают, что “иронико-романтический «Карась» Николая Олейникова был пародией на героико-романтическую «Смерть пионерки» Багрицкого” (сравните, например: “Чтобы в этом крохотном // Теле навсегда // Пела наша молодость, // Как весной вода” и “Так шуми же мутная // Невская вода. // Не поплыть карасику // Больше никуда”). Автор, опираясь на хронологические разыскания, предлагает противоположный вариант. Это Багрицкий “пытается переварить и проглотить «Карася»”, написанного ранее, “не оставив частной жизни, частным устремлениям и частной трагедии собственного поэтического пространства — как уже не оставил его «старой» вере” (с. 111).
В статье Кирилла Осповата «Ломоносов и “Письмо о пользе стекла”: поэзия и наука при дворе Елизаветы Петровны» дан обширный и свежий материал, поясняющий смысл и содержание хрестоматийного произведения, а также содержащий подробности, так сказать, административной биографии Ломоносова.
Прилежные читатели современного масскульта могут сравнить качество этой продукции с тем, что шло по сходному разряду в русской литературе XIX века (статья Ильи Виницкого «Русские духи: Спиритуалистический сюжет романа Н.С. Лескова “На ножах” в идеологическом контексте 1860-х годов»). Разумеется, сегодня роману «На ножах» воздают должное не только литературоведы, но и кинематографисты. И.Виницкий называет его “программным произведением” Лескова, “направленным не столько против нигилизма, сколько против материализма и выражающей, по Лескову, его «дух» реалистической эстетики” (с. 203). Парадокс в том, что сочинение, признававшееся самим автором не вполне удачным, по своему содержанию оказывается книгой с очень непростой философской подкладкой. Есть ли таковая в подобной продукции, выходящей из-под клавиатур нынешних властителей дум?!
Журнал, последовательно пишущий о незаурядных явлениях в современной литературе, в этом номере «НЛО» представляет (статьёй Бориса Дубина) своеобразную лирику Сергея Круглова —“православного священника, поэта, прозаика” из Минусинска Красноярского края.
Среди других материалов номера — подборки памяти выдающегося социолога Юрия Александровича Левады и писателя (но не только писателя) Дмитрия Александровича Пригова.
«Мода и социализм: новый взгляд» — тема конференции, проведённой журналом «Теория моды». Казалось бы, чтo нашим читательницам до моды?! Шучу! Конечно, не только то, во что мы одеты, но и то, во что одеты персонажи литературы, театра, кино — существеннейшая часть нашего мировосприятия. Кого оставят равнодушными доклады «Холодная война и модная война», «Застывшая мода: социалистический прототип одежды, 1925–1989 гг.», «Видимость моды в советских кинофильмах и журналах 1930–1940-х гг.»?!
Немало интересного можно почерпнуть из обзора международной научной конференции «Дневники, письма, записные книжки русских писателей», прошедшей в Варшаве. Доклады были посвящены многим произведениям, вызывающим живой интерес в учительской среде (воспоминания Георгия Иванова, «Глаза земли» Михаила Пришвина, «Люди и положения» Бориса Пастернака, художественно-документальная проза Андрея Битова, «Поденные записи» Давида Самойлова).
Есть привлекательная идея провести в рамках конференции семинар, посвящённый письмам русских писателей, адресованным жёнам. (Правда, придётся обратить внимание автора обзора на то, что “выдающегося русского учёного” Оксмана звали Юлианом Григорьевичем; с. 518. Это без придирок — и мы, и наши читатели хорошо знаем, сколь неисповедимы пути опечаток и ошибок на страницах повременных изданий.)