Есть идея!
Задание со звёздочкой*
ВОПРОС.
Cтатья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» (1859) настолько прочно вошла в хрестоматийный список, что её сохраняют даже в нынешних, порядком пощипанных Стандарте и программах по литературе.
Как определяет “обломовщину” Добролюбов?
ОТВЕТ.
Все читатели романа Гончарова помнят, что слово обломовщина появилось в самoм произведении. Но писатель создал её яркий образ, оставив аналитическое описание и растолкование явления критикам, исследователям.
Вот Добролюбов и взялся за дело… Но как ни ищите, чёткого ответа на вопрос, поставленный в заглавии статьи, в сочинении боевого, несмотря на юные годы, публициста вам не найти. Читатели заведены им в лабиринт намёков и постоянных отсылок к тексту Гончарова…
Может, цензурные обстоятельства тому причиной?
Нет, здесь на цензуру списать не удастся.
Замечательный поэт Валентин Берестов, памяти которого посвящены «Листки календаря» этого номера, провёл своё расследование проблемы и написал статью «Определение обломовщины» (1994). Полностью она напечатана, например, во втором томе двухтомника его избранных произведений, а здесь обратим внимание на её основные тезисы.
Берестов подметил и показал, что образ жизни создателя знаменитого Словаря В.И. Даля и Штольца схожи. Но Штольц, заметив обломовщину и дав ей имя, “скорее заклеймил, чем определил”. А вот Даль-Штольц “так и поступил”. Берестов нашёл определение обломовщины в далевском словаре, вышедшем всего через несколько лет (1861–1867) после добролюбовской статьи. Оно таится в гнезде слов от глагола обламывать.
“Обломовщина, усвоено по повести Гончарова: русская вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам, требующим дружной деятельности, бодрости, решимости и стойкости; привычка ожидать всего от других, а ничего от себя; непризнанье за собою никаких мирских обязанностей, по пословице: на других надеется как на Бога, а на себя как на чёрта”.
В.Д. Берестов выделяет здесь четыре признака, которые “вместе и порознь определяют обломовщину”, и даёт каждому пояснение.
1. “Русская вялость, лень, косность”. В черновике романа Берестов нашёл такую сцену. В комнате главного персонажа висит картина, изображавшая, “по словам хозяина, Минина и Пожарского”. На ней — “группа людей, из которых один сидел, зевая, на постели, с поднятыми кверху руками, как будто он только проснулся, а другой стоял перед ним и зевал, протянув руки первому. Обломов говорил, что они не зевали, а говорили друг другу речи”. Но, напоминает Берестов, “смуту победила демократическая по природе, идущая от купцов, от граждан «дружная деятельность, решимость, бодрость и стойкость», противоположная обломовщине”.
2. “Обломовщина враждебна истории”. И цитата из «Обломова»: “И сама история в тоску повергает… всё течёт жизнь, всё течёт, всё ломка да ломка”.
3. Обломовщина “входит и в государственность”. И вновь примеры из романа. “Деятели издавна отливались у нас в пять, шесть стереотипных форм, лениво, вполглаза глядя вокруг, прикладывали руку к общественной машине и двигали её по обычной колее”.
4. “Обломовщина вся устремлена в будущее. «Когда же будет мирное счастье, покой?» — жалеет человечество благородный Обломов. Да и лёжа, когда не спит, он думает о переустройстве крестьянской Руси…” И далее. По мнению В.Д. Берестова, которое нет оснований не разделять, Чернышевский, хотя и не увлёкся «Обломовым» как книгой, в романе «Что делать?» “привил к российскому социализму обломовщину” (ср. Сон Обломова и сны Веры Павловны).
Наконец, В.Д. Берестов обращает внимание на то, что “сам народ ещё больше, чем Даль, не приемлет обломовщины”. Иначе Даль не завершил бы своё определение обломовщины пословицей: на других надеется как на Бога, а на себя как на чёрта. “Пословица бьёт сильнее, чем определение”. Но она и определяет, добавим мы.
А есть ли у вас свой ответ на вопрос: что такое обломовщина?