Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 10-й классРепродукция работы художника Алексея Орлеанского «Чаепитие в Замоскворечье». 1992 г. (изображение с сайта http://orleansky.narod.ru/).

Наталья ВИШНЯКОВА


Наталья Николаевна ВИШНЯКОВА — учитель русского языка и литературы московской школы «Знак».

Книга об Островском

Успех или неуспех усвоения материала, погружения в него зависит, на мой взгляд, от одного фактора. Суть в следующем. Что бы мы ни проходили, о каком бы авторе мы ни говорили, мы всегда говорим одинаково, одним и тем же языком, предлагаем — чаще всего — задания, мало отличающиеся друг от друга. Между тем каждый автор и даже каждая литературная эпоха нуждаются в рассказе собственного стиля. Читая Достоевского, мы параллельно изучаем духовный текст. «Война и мир» позволяет поднять множество исторического материала, найти реальные прототипы героев. Тургенев настраивает нас на глубокую, серьёзную лирику. Островский, прежде всего, театрален — и урокам по Островскому необходима определённая зрелищность, визуальность.

Кроме обязательной «Грозы» («Бесприданницы») учащиеся читали и другие пьесы, каждый — свою: «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники», «Не сошлись характерами!», «Правда — хорошо, а счастье — лучше», «Горячее сердце». После этого они получили задание собрать «Книгу об Островском», которая стала своеобразным итогом погружения в драматургию Островского, своеобразным зачётом по теме.

Предварительная работа по Островскому строилась примерно так.

I. Освоение драматургического лексикона

Чем отличается реплика от монолога, что такое ремарка, для чего нужны сведения о героях, предшествующие тексту, какова композиция классической пьесы — обо всём этом находится ответ в любом драматическом произведении Островского.

Примеры заданий

1. Запишите в виде схемы организацию классической пьесы (название — жанр пьесы — список действующих лиц — акт и т.д.).

2. Перечислите действующих лиц пьесы, добавив по одной характеристике, которая кажется вам важной.

II. Знакомство и навыки работы со словарём языка писателя

Что такое словарь языка писателя? Насколько объёмен словарь языка Островского? Можно ли по нему восстановить бытовую реальность того времени? (В «Книге об Островском» ученики сами будут составлять такой словарь по прочитанной пьесе.) Орфоэпические нормы Малого театра конца XIX века.

Хорошо провести небольшую лексическую работу ещё до того, как начнётся тема драматургии Островского. Можно дать некоторые слова как словарные. Например, из «Грозы»: благостыня, кляуза, обетованная земля, трущоба, божиться, богомолье, рубище, вертопрах, рацеи развести, геенна огненная, зелье.

Примеры заданий

1. Найдите в словаре к пьесам А.Н. Островского значение следующих слов: гроза, мораль, домострой, Калинов, купечество.

2. Найдите в словаре к пьесам Островского названия песен, пословицы, цитаты из классической литературы. (“Купался бобёр” — песня, «Снегурочка», III, I; “Курам на смех” — пословица; “Люди, люди! Порождение крокодилов!” — из «Разбойников» Шиллера.)

III. Россия Островского. Москва Островского

Примеры заданий

1. Этюд. Можно ли считать Волгу действующим лицом пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»?

2. Пользуясь словарём к пьесам А.Н. Островского, отметьте на карте современной Москвы следующие места: Девичье поле, Грузины, Каменный мост, Кремлёвский сад, Симонов монастырь.

IV. Жанровое разнообразие пьес Островского (комедия, драма, весенняя сказка в 4-х действиях с прологом, сцены из жизни захолустья, драматическая хроника, сцены из деревенской жизни).

V. “Говорящие” фамилии. Фамилии в пьесах Островского “говорят” не только о характере героя, но фактически дают информацию о нём. Купеческие имена отличаются от дворянских, купеческое отчество почти никогда не пишется полностью (Захарыч, Пантелеич, Гаврилыч), “благородные” фамилии разительно отличаются от “простых”. Тщательное отношение Островского к именам героев — одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

Пример задания

По фамилиям, произвольно выбранным из пьес, нужно было восстановить характер, внешность, происхождение и возраст героев: Самсон Силыч Большов, Лазарь Елизарыч Подхалюзин, Раиса Павловна Гурмыжская, Павлин Павлиныч Курослепов, Савва Геннадич Васильков, Аристарх Владимирыч Вишневский, Счастливцев и Несчастливцев.

VI. Островский — человек театра. “Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого есть какая-то задача. Моя задача — служить русскому драматическому искусству” («Автобиографическая заметка»).

Примеры заданий

1. Прочитайте речи Островского «Застольное слово о Пушкине», «Речь артистам».

2. Найдите в словаре к пьесам А.Н. Островского следующие слова: герой, простак, резонёр, любовник, трагик, комик, злодей, благородный отец, гранд-дам, кокет, инженю, травести, старуха. Как одним словом можно объединить эти слова в одно понятие? О какой традиции классического театра они говорят? Сохранилась ли эта традиция в современном театре? “Распределите” роли, пользуясь списком действующих лиц одной из пьес А.Н. Островского.

VII. Театр второй половины XIX века — театр идейный, назидательный, учительный. Что входит в понятие “служить на театре”?

Пример задания

Запишите в тетрадь слова Островского: “От вас, артистов, не потребуется таланта больше того, что вы имеете. От вас потребуется, чтобы вы употребляли его весь и чтобы употребляли на доброе и честное дело; а доброе и честное не такие большие требования, которые было бы трудно исполнить. Итак, начнём служить великому искусству…” («Речь артистам»).

После того как мы изучили эти темы, пришло время собрать книгу об Островском.

  • Формат книги — А4, листы располагаются горизонтально или вертикально, в зависимости от вкуса автора.
  • Композиция и содержание

1. Титульный лист (название пьесы, оформление по вкусу автора).

2. Коллаж на тему выбранной пьесы. Коллаж — замечательная форма для работы над таким материалом, как театр Островского. Он добавляет цвета, разнообразит выразительные средства; не требует затрат и большого количества времени, демократичен и более понятен старшекласснику по сравнению с рисунком.

3. Список избранных фраз. Учащиеся выписывают некие фразы из текста пьесы, по которым можно было бы восстановить сюжет, формируя тем самым своеобразный ключ к тексту.

4. Эскиз декорации к одной из сцен.

5. Эскиз костюма определённого героя. Если предыдущее задание требует в основном воображения, то здесь понадобится также и знакомство с эпохой — по фотографиям сцен из спектаклей, иллюстрациям, воспоминаниям об экскурсии в музей Островского (если есть возможность его посетить).

6. Размышление-доклад о своеобразии сюжета, который нужно написать как впечатление о реальном или воображаемом спектакле. Здесь важно принять происходящее на сцене как реальность, анализировать конкретную жизненную ситуацию, оказаться её очевидцем — то есть полностью признать реализм и точное бытописание Островского.

  • Устная презентация книги

Если эта работа выполняется, она, как правило, выполняется хорошо. Поэтому можно не бояться сравнивать то, что получилось.

В результате такой формы работы мы можем решить следующие учебные задачи.

  • Контроль за чтением, зачёт по теме, проходящий в новой, необычной для учащихся форме.
  • Разнообразие форм учебной деятельности.
  • Взаимообмен: каждому достаётся своя пьеса, не знакомая другим. Ты рассказываешь о ней так, чтобы тебя поняли, внятно и лаконично.
  • Кроме того, это ещё один опыт публичного выступления.
  • И самое главное — самостоятельно собранная «Книга об Островском» не может не запомниться. А значит, и язык Островского, и язык русской классики не будет для ученика чужим языком, “войдёт в кровь”, станет частью личной культуры.
Рейтинг@Mail.ru