Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 9-й классБорис Пастернак в Чистополе. Фото 1942 года.

Наталья БЕЛЯЕВА


Наталья Васильевна Беляева — главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

Читая Пастернака

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отражённых строф, —
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он её со всеми разделил.

Анна Ахматова. «Борис Пастернак (Поэт)»

Слово о поэте

Урок начинается с чтения эпиграфа. Эмоцио­нальный рассказ учителя о поэте должен сопровождаться чтением стихов, отрывков из автобиографического очерка «Люди и положения», показом портретов поэта разных лет. Ученики составляют план услышанного, дома он может быть дополнен подробностями жизненного и творческого пути Пастернака — датами, названиями стихов и сборников, цитатами.

Вечность и современность в стихах о природе, любви, поэзии

Изучение стихотворений Пастернака можно организовать в группах.

Группа 1. Любовь. «Красавица моя, вся стать…»

1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?

2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и “разноголосицу” мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?

3. Почему для лирического “я” рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?

4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?

Группа 2. Природа. «Весна в лесу»

1. Какие приметы весны видятся лирическому “я” самыми главными?

2. Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?

3. Объясните роль метафор и олицетворений.

4. Докажите, что стихотворение философское.

Группа 3. Поэзия. «Во всем мне хочется дойти…»

1. Докажите, что Пастернак считает любовь и поэзию частью окружающего мира, его естественными проявлениями.

2. Какие слова стихотворения рисуют любовное чувство? Какие приметы поведения влюблённого человека запечатлены в чувствах лирического “я”?

3. Какие картины мира связаны в стихотворении с поэзией? Можно ли считать поэзию способом познания бытия?

4. В чём видит поэт цели и задачи поэзии? Какой смысл имеет образ лука в последнем стихе?

Закончить урок можно прослушиванием записи романса на стихи Б.Л. Пастернака «Единственные дни» в исполнении братьев Мищуков или чтением стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…».

Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака

Конечно, говорить о возможности постижения философской глубины стихов Пастернака на этом обзорном уроке не приходится, однако мы вполне можем объяснить ученикам хотя бы следующее: Пастернак всегда считал, что поэзия существует в мире независимо от воли и желания людей, она есть проявление одной из граней природного начала, человек и природа — две равные беспредельности. Именно в связи человека, природы и поэзии — залог бессмертия человеческого духа. Выбранные нами для урока стихи хорошо подтверждают эти мысли.

Вариант записи основных положений рассказа учителя

Этапы жизненного пути Основные события каждого этапа Ключевые цитаты (заполняется дома)
Рождение, родители, окружение в детские годы Формирование характера под влиянием музыки, христианства, общения с природой. (Прослушивание фрагментов музыки Скрябина, например, из «Поэмы экстаза».)  
Обучение в гимназии и Московском университете. Учение в Марбурге Увлечение философией  
Начало поэтического творчества 1913 г. — первые стихи. Выход поэтических сборников «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917). (Чтение стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…».) Участие в поэтической группе «Центрифуга», близкой футуристам  
Первые послереволюционные годы. Развитие поэтического таланта Сближение с Маяковским и участие в работе группы ЛЕФ. Выпуск книг стихотворений «Сестра моя — жизнь» (1922) и «Темы и вариации» (1923). Поиск поэзии в повседневности. “Высокое косноязычие” и сложность поэтических ассоциаций. (Чтение стихотворений «Девочка», «Определение поэзии».) Общность человека и Вселенной. Убеждённость в гармонии мироздания  
1920–1930 гг. Создание лироэпических произведений и прозы: поэм «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», романа в стихах «Спек­торский», повести «Детство Люверс». Выход из ЛЕФа (1927). Попытка осмыслить и принять социальные изменения в стране. Боязнь стать официальным поэтом. (Чтение стихотворных посланий Б.Пильняку и В.Брюсову.) Стремление выразить сложность мира в “неслыханной простоте” стиха. Выход книги стихов «Второе рождение» (1932). (Чтение стихотворения «Любить иных — тяжёлый крест…».) Ощущение любви как естественного проявления жизни, её красоты, бескорыстия и загадочности  
Годы Великой Отечественной войны Чувство общности с народом. Создание книги стихотворений «На ранних поездах». (Чтение одноимённого стихотворения.)  
Послевоенные годы Работа над романом «Доктор Живаго» и его издание за рубежом. Травля писателя государственной властью. Присуждение поэту Нобелевской премии и отказ от неё. (Чтение стихотворения «Нобелевская премия».)  
Последние годы жизни Выход поэтической книги «Когда разгуляется…». (Чтение стихотворения «Перемена».) Неприятие помпезности и парадности, стремление к простоте и естественности в отношениях людей  
Рейтинг@Mail.ru