Есть идея!
Задание со звёздочкой*
ВОПРОС.
Прочитайте стихотворение Александра Кушнера «Современники». Подумайте, какой художественный приём лежит в его основе? Какие историко-литературные факты, скрыто или явно упомянутые в этом стихотворении, вы можете назвать/прокомментировать?
Никому не уйти никуда от слепого рока.
Не дано докричаться с земли до ночных светил!
Всё равно, интересно понять, что «Двенадцать»
Блока
Подсознательно помнят Чуковского «Крокодил».
Как он там, в дневнике записал: “Я сегодня
гений”?
А сейчас приведу ряд примеров и совпадений.
Гуляет ветер. Порхает снег.
Идут двенадцать человек.Через болота и пески
Идут звериные полки.И счастлив Ваня, что пред ним
Враги рассеялись, как дым.Пиф-паф! — и буйвол наутёк.
За ним в испуге носорог.Пиф-паф! — и сам гиппопотам
Бежит за ними по пятам.Трах-тах-тах! И только эхо
Откликается в домах.Но где же Ляля? Ляли нет!
От девочки пропал и след.А Катька где? Мертва, мертва!
Простреленная голова.Помогите! Спасите! Помилуйте!
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…Крокодилам тут гулять воспрещается.
Закрывайте окна, закрывайте двери!Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!И больше нет городового.
И вот живой
Городовой
Явился вмиг перед толпой.Ай, ай!
Тяни, подымай!
Фотография есть, на которой они вдвоём:
Блок глядит на Чуковского. Что это, бант в
петлице?
Блок как будто присыпан золой, опалён огнём,
Страшный Блок, словно тлением тронутый,
остролицый.
Боже мой, не спасти его. Если бы вдруг спасти!
Не в ночных, — в медицинских поддержку найти
светилах!
Мир, кренись,
Пустота, надвигайся, звезда, блести!
Блок глядит на него, но Чуковский помочь не в
силах.
ОТВЕТ.
В стихотворении А.Кушнера использован приём коллажа. Коллаж (букв. наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве. Коллаж — это наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре, в переносном смысле — монтаж разнородных материалов. Но цитаты из «Двенадцати» Блока и «Крокодила» Чуковского едва ли можно назвать “разнородным материалом”: ритмический рисунок “монтируемых” строф роднит Чуковского с Блоком. Это родство, по тонкому наблюдению Мирона Петровского, расшифровывается общим “источником” — частушкой, которая в начале века была чрезвычайно распространена в городском фольклоре. Интерес обоих авторов к “низовой” культуре во многом продиктован идеями демократизации культуры, которую очень по-разному решали для себя и Блок, и Чуковский. Композиция основной части стихотворения, выстроенная по принципу монтажа, усиливает внутренние, эмоционально-смысловые связи между фрагментами разных текстов.
Стихотворение называется «Современники», что рождает массу ассоциаций: современниками можно назвать Блока и Чуковского, своеобразные “современники” — их поэмы: «Крокодил» печатается во всех двенадцати номерах журнальчика «Для детей» за 1917 год, хотя создаётся раньше (“Ещё в октябре 1915 года я читал его вслух на Бестужевских курсах”, — вспоминает автор); «Двенадцать» создаются в январе–феврале 1918 года и практически сразу печатаются в газете «Знамя труда». В процессе работы над поэмой Блок запишет в своём дневнике: “Сегодня я — гений”.
«Современники» — так называется книга “портретов и этюдов” К.И. Чуковского, куда включена и глава о Блоке. В ней описана и последняя поездка Блока в Москву в апреле 1921 года, в которой сопровождал его К.И. Чуковский и во время которой 25 апреля известным фотографом М.Наппельбаумом на вечере в Большом драматическом театре была сделана фотография, упомянутая в стихотворении (Фотография есть, на которой они вдвоём: // Блок глядит на Чуковского). В своих воспоминаниях Чуковский так описывает Блока в период его пребывания в Москве: “…Передо мной сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдалённо непохожий на Блока. Жёсткий, нелюдимый, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другие. И главное: он был явно отрезан от всех, слеп и глух ко всему человеческому… Из Москвы он воротился в Петербург — умирать. Умирал он долго и мучительно”.
Задание подготовила Елена РОМАНИЧЕВА.