Я иду на урок
Я иду на урок: 10-й класс
Наталья Ванюшева
Наталья Рудольфовна ВАНЮШЕВА — учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29 города Ижевска.
В преддверии «Войны и мира»
Уже давно на уроках я не “изучаю” с учениками биографии. Много лет мы работаем без учебников — только с текстами (как оказалось, не одни мы — «Литература» рассказывает нам о подобных ситуациях), но это не означает, что не обращаемся к судьбам и личностям писателей. Здесь есть разные приёмы, и, конечно, коллеги имеют свою копилку таких ходов. Однако не так давно мне пришлось провести открытый урок для коллег, где необходимо было показать, как десятиклассники умеют работать с разными видами информации: выявлять, осмыслять и сопоставлять её, а также обобщать и делать выводы. Уже третий год наша кафедра в лицее занимается изучением и освоением методов анализа текстов в широком смысле этого понятия; важной мы её считаем потому, что в современном мире информацию найти не сложно — иное дело уметь ею пользоваться. Гуманитарные предметы для развития этого навыка имеют все возможности.
Целью первого урока по Толстому в 10-м классе (сдвоенного) было понять принципы работы художника над грандиозным историческим произведением. Для её достижения необходимо познакомиться с мировоззрением Толстого, узнать круг его интересов, проникнуть в творческую лабораторию писателя. Домашнего задания к уроку для всего класса, кроме как прочитать роман-эпопею, не было. Основная работа на уроке ведётся в группах для быстроты поиска и обмена информацией. После объявления цели и задач сразу формулирую основной вопрос урока: почему именно такому человеку суждено было написать роман-эпопею о народе?
Первый этап урока. Прошу учеников вспомнить прочитанные когда-либо произведения Толстого или известные им факты биографии и сделать портретную зарисовку Льва Николаевича. В течение минуты появляется: “большой”, “умный”, “сильный”. Думаю, что если бы в 5-м и 8-м я старательно рассказывала им о каких-либо фактах биографии, то в 10-м получила бы примерно это же. Выслушав скудные комментарии, предлагаю многочисленные портреты и фотографии Толстого с целью определить, какие черты характера, особенности внутреннего мира писателя запечатлели художники, и сопоставить со своими впечатлениями. После этого обращаемся к самому писателю, точнее к его Дневнику, чтобы посмотреть, как он сам себя оценивает.
Задание. Познакомьтесь с дневниковыми записями Л.Толстого. Назовите черты нравственного облика писателя и соотнесите новую информацию с полученной ранее: о каких чертах характера вы узнали?
Из дневниковых записей
1847
17 апреля …Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашёл цели для моей жизни — цели общей и полезной…
18 апреля …Первое правило, которое я назначаю, есть следующее: № 1. Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.
1848
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…
Правила исправления. Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре… Не повторять чужих мыслей…
1855
18 марта …Вот моё новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, — быть деятельным, рассудительным и скромным.
21 сентября Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…
1878
22 мая Пережил важные и тяжёлые мысли и чувства… Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.
1889
7 декабря …Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть бельё, посидеть ночь с больным. Всё это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.
1900
30 августа Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…
1910
7 января …Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?
Итог. Обобщите всю полученную информацию и составьте краткий психологический портрет писателя. Подумайте: наделил ли Толстой кого-либо из героев романа «Война и мир» чертами своего характера, внутреннего мира?
Кроме указанной вначале цели тайно преследую ещё одну: подобным вопросом (включая другие задания, приведённые ниже) на первом уроке можно проверить, прочитан ли роман. На поставленный вопрос не требую пока пространного ответа; называют (Андрея и Пьера) и даже комментируют.
Второй этап урока посвящён кругу интересов Толстого. Кратко рассказываю о созданной Толстым книге «Круг чтения»: о структуре, о том, как и домашние вовлекались в собирание материала. Читаю некоторые высказывания.
В свой «Круг чтения» Толстой включил и стихи, но только избранные. Среди тех поэтов, кого он особенно ценил, были Пушкин, Фет и Тютчев. Представление индивидуального домашнего задания. Ученики читают наизусть Тютчева «Silentium!», Фета «А.Л. Б-ой» и Пушкина «Воспоминание» и отвечают на вопрос: что привлекало Толстого именно в этих стихах, над которым ученики размышляли дома.
Ещё одна сфера интересов писателя — музыка. “Музыка очень трогает меня, до слёз — сердце сжимает. Другие искусства: поэзия, скульптура, живопись — не так”, — признаётся сам Лев Николаевич. Из воспоминаний сына Толстого, С.Л. Толстого, мы узнаём, что любимым композитором отца был Шопен. “Когда хорошее музыкальное произведение нравится, то кажется, что сам его написал”, — замечает однажды Лев Николаевич, прослушав этюд Шопена. Кроме того, он сравнивал Шопена с Пушкиным: “Шопен в музыке — это то же, что Пушкин в поэзии”. Вопрос перед прослушиванием музыки Шопена: что, по-вашему, могло волновать писателя в музыке Шопена? Класс слушает фрагменты вальса и мазурки (“Как хороши мазурки [Шопена], одна лучше другой”). Отметив в обсуждении главное — лиризм и энергию, ученики получают задание ко всему блоку.
Задание. Подумайте, каким образом интересы, увлечения Толстого могли сказаться в работе над романом. Отметьте эпизоды и кратко прокомментируйте. (Пока выполняется задание, тихо продолжает звучать Шопен.)
Когда группы определяются с выбором эпизода, учитель (для быстроты выполнения задания) подсказывает номера глав, частей и томов. Назвали следующие эпизоды: «Пение Наташи после проигрыша Николая», «Сон Пети», описание святочной ночи, игру дядюшки на балалайке. После кратких комментариев пришли к мысли, что “интересы” Толстого помогли ему, “наверное”, глубоко передать чувства и переживания героев (особо привлёк учеников эпизод пения Наташи). Пусть так, шаг в нужном направлении сделан. Затем на уроках по изучению романа они узнают, например, что музыка действительно органично входит в мир героев и даже послужит неким критерием их оценки (“Борис в музыке не смыслит”…).
На третьем этапе погружаемся в творческую лабораторию художника слова. Ученики должны получить представление (исследовать и понимать они будут на дальнейших уроках) о том, как Толстой работал над созданием художественных и исторических образов. По две группы получают одинаковые задания и впоследствии спрашиваются по очереди. Выполняя задания этого и последующего блока, ученики как раз должны суметь “прочитать” разные виды информации, сопоставить её, обобщить и сделать вывод. При этом они должны обязательно обращаться к тексту романа. При подготовке группы № 1 учитель, если ученики правильно определили образ персонажа, вновь подсказывает им нужные страницы.
В творческой лаборатории Л.Н. Толстого
“…Я часто пишу с натуры, — признавался писатель. — Прежде даже и фамилии героев писал в черновых работах настоящие, чтобы яснее представить себе то лицо, с которого я писал”.
Задание для группы № 1
Перед вами портреты родственников и близких писателю людей. Познакомьтесь с информацией, выделите ключевые её элементы и на их основе определите, чьими прототипами послужили “натуры”. Сформулируйте выводы о том, что более всего интересовало писателя в людях. Как вы понимаете его признание “пишу с натуры”?
- “Дед считался строгим хозяином, но я никогда не слыхал рассказов об его жестокостях и наказаниях, столь обычных в то время. Я думаю, что они были, но восторженное уважение к его важности и разумности было так велико в дворовых и крестьянах его времени, которых я часто расспрашивал про него… Был свеж для своих лет, голова его была напудрена, частая борода синелась, гладко выбрита. Он держался прямо, высоко нёс голову, и чёрные глаза из-под густых, широких, чёрных бровей смотрели гордо и спокойно над загнутым сухим носом. Тонкие губы были сложены твёрдо”.
- “Ваша матушка… была добрая-предобрая барыня. Никого она в свою жизнь не обижала, не оскорбляла и не унижала. Со всеми жила не как барыня, а как равный тебе по существу человек...” Толстой со слов тёток (портреты матери не сохранились) говорит, что мать его была нехороша собой, некрасива и неграциозна, однако всегда отмечал, что отчасти даже рад тому, что не сохранились портреты, “потому что в представлении моём о ней есть только её духовный облик, и всё, что знаю о ней, всё прекрасно”, “…она — высшее моё представление о чистой любви, но не холодной божеской, а земной, тёплой, материнской”.
- “Как я его понимал, — писал Толстой о деде по отцовской линии И.А. Толстом, — человек ограниченный, очень мягкий, весёлый и не только щедрый, но и бестолково-мотоватый, а главное, доверчивый… У него было очень добродушное, толстое лицо. Про него папа рассказывал, по преданиям, что он посылал стирать бельё в Голландию. Он был страшный хлебосол, весёлый и щедрый…”
- Т.А. Ергольская, троюродная тётка. В молодости хороша собой: коса тёмная, толстая, ниже пояса, агатово-чёрные глаза, всегда весёлые, в них светится живая энергия. По воспоминаниям Толстого: “замечательная по нравственным качествам женщина”, человек “твёрдого, решительного, энергичного и вместе с тем самоотверженного характера”. Любила детей и учила их, по словам Толстого, “духовному наслаждению любви”, “счастью любви”.
- Татьяна Берс, младшая свояченица. Характеристики Берс из дневников и писем Толстого: “прелесть наивности эгоизма и чутья”; “милая, беснующаяся, энергическая натура”; “прелестная натура и сердце”; “не только любовался её весёлостью, но и чувствовал в ней прекрасную душу”.
Комментарии. Не узнали мои ученики Соню в портрете Ергольской — и не нужно пока, я не называю, но на уроке, где будет обсуждаться вопрос о том, что делает красивыми любимых героев Толстого, обязательно вернусь к этому заданию. Сейчас важно было услышать, что, отталкиваясь от судьбы реального человека, Толстой создаёт сложные человеческие характеры. Эти наблюдения пригодятся ученикам, когда мы будем говорить о главных героях — Андрее Болконском и Пьере Безухове.
Задание для группы № 2
1. Перед вами исторические портреты русского полководца Кутузова (подбираются учителем). Отметьте, какие качества его личности отразили художники. Прочтите описание личности Кутузова, данное в исторических документах; совпадают ли мнения художников и историков?
“М.И. Кутузов — талантливый сын великого русского народа, выдающийся полководец и военный теоретик. Отличался умением проявлять инициативу, смелостью и находчивостью, обладал невероятной энергией. Профессиональный военный, вся жизнь которого прошла в непрерывных походах и сражениях, генерал, пользовавшийся огромнейшим авторитетом в народе и армии и в то же время нередко попадавший в немилость царского правительства. Кутузов стоял у истоков зарождения стратегии массовых армий и был творцом многих её принципов”.
2. В критической литературе о «Войне и мире» неоднократно, ещё при жизни Толстого, высказывалось мнение, что Кутузов в романе не вполне соответствует Кутузову историческому, что писатель принизил его талант полководца. Между тем сам автор романа писал: “Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг…”
Познакомьтесь с характеристиками образа Кутузова, данными в романе. Подумайте, как решить спор между историками и художником?
“Кутузов прошёл по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо”.
“Кутузов шёл медленно и вяло мимо тысячи глаз…”
“Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжёлым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”.
“Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела”.
“Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге… Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена”.
Комментарии. Личность Кутузова хорошо известна ученикам, ибо войны с Наполеоном изучаются достаточно подробно. Однако у каждого художника свои цели в создании исторического образа, свои “идеи”, которые они хотят через этот образ передать. Хотелось, чтобы на этом первом уроке ученики встали на сторону художника. И как же они решили “спор”? Вновь я слышу ключевые слова: не нужно, дескать, опираться на мнения историков, Толстой, вероятно, хотел показать Кутузова-человека. Открываю роман и читаю: “И только это чувство поставило на ту высшую человеческую высоту, с которой он… направлял свои силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их!” Как он будет “спасать и жалеть” — тема одного из следующих уроков.
Заключительный этап урока посвящён центральному историческому событию романа — Бородинской битве. Работу по представленному ниже материалу выполняем все вместе последовательно. Работаем с историческими атласами или с картой, взятой из учебника по истории для 8-го класса.
При выполнении задания № 1 важно, чтобы ученики “прочитали” знаки, которые хотя и говорят о преимуществе французской армии, но указывают и на боевые возможности русской.
Привлекая информацию из задания № 2, ученики определяют интерес историков к событию, который, собственно, отражён и на карте (только в другом виде). И наконец — взгляд художника. Не думаю, что, читая роман (с лета), ученики “анализировали” эпизоды, но сейчас они безошибочно определяют, что на битву “смотрит непрофессиональный военный” и поэтому замечает “оживлённого” офицера, что его “волнует” судьба солдат, “он чувствует, а не только видит”…
Задание № 1. Рассмотрите карту «Бородинская битва» и определите, преимущество какой армии на ней отражено? Как это схематически изображено?
Задание № 2. Познакомьтесь с документальным свидетельством о начале битвы и, соединив эту информацию с той, которую вы получили в задании № 1, составьте историческую справку об одной из ключевых позиций Бородинской битвы.
“26 августа 1812 года в половине шестого утра началось Бородинское сражение. Основной удар Наполеон обрушил на Багратионовы флеши. Их штурм продолжался почти непрерывно в течение 6 часов. Багратион получил тяжёлое ранение, и командование флангом перешло к генерал-лейтенанту П.Коновницыну. Около полудня, ценой огромных потерь, французы овладели укреплениями. В это же время были отбиты 2 атаки французов на батарею Раевского. Третья, решающая атака на батарею была предпринята около 2 час. дня. Схватка длилась более полутора часов. Под напором превосходящих сил русские были вынуждены отойти. Наполеон бросил им вслед кавалерию. Но русская кавалерия ответила контратакой, и французы были остановлены. Вклинившись в оборону русских войск, они не смогли добиться прорыва. День закончился под грохот артиллерии. С наступлением темноты Наполеон приказал оставить ряд захваченных пунктов, в том числе батарею Раевского.
В боях 24–26 августа Наполеон потерял 58,5 тыс. солдат и офицеров. Потери русской армии были не намного меньше — 44 тыс. Это объяснялось тем, что по ходу боя армии неоднократно менялись ролями — русские выбивали французов с захваченных ими позиций…”
Задание № 3. Подумайте, что задании № 2 может заинтересовать писателя? Обоснуйте своё мнение.
Задание № 4. Перед вами наброски описания картины Бородинского сражения, сделанные Толстым после посещения им Бородинского поля.
1) “Пьер видит: 1. — оживление, потом 2. — твёрдость, потом 3. — усталость, потом 4. — омерзение и 5. — отчаяние”.
2) “Пьер: Едет из Псарёва направо, берёт дорогу влево на Раевского батарею в Горки [и смотрит с кургана налево]. Видит раненых неужели не устоим? И нападает на [бегство егерей из Бородина]. Стрельба на мосту Колочи. Бородино занято. Оживлённый офицер. Мы отобьём. Неужели не устоим. Раненые. Не устоим. Тоже на волоске… И вот все стоят”.
Определите основные элементы информации: что волновало писателя при осмотре Бородинскго поля и как он это отразил в плане? Сопоставьте полученную информацию со своими выводами, сделанными при выполнении заданий № 2–3. Сформулируйте выводы о том, какие задачи может поставить перед собой художник, описывая историческое событие. Выскажите предположение о том, будет ли взгляд художника противоречить мнению историка.
Когда материал к этому уроку уже был готов, волновало: успею ли всё задуманное воплотить. Осталось 10 минут до звонка — и хватило времени ответить на основной вопрос и поделиться впечатлениями. Однако можно и по-другому закончить урок: выдать ученикам распечатанные основные тезисы по теме и попросить вписать выводы или обобщения. Листы сдать на проверку, а затем вернуть — это и будет конспект урока, так как вести записи по ходу такого урока почти невозможно.
На последующих уроках вижу, что усилия потрачены не зря: анализируя главы первого тома, мои десятиклассники внимательны к деталям. Что касается биографии, именно на уроках по изучению романа использую всегда “эпизоды из жизни” рода Толстых, и фамильные предания, сведения, воспоминания оживают, а граф Толстой не выглядит “памятником”.
Литература
1. Либединская Л.Б. Живые герои: Документально-художественная книга / Науч. ред. С.А. Розанова. М., 1982.
2. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. / Составление Г.В. Краснова. Т. 1. М., 1978.