Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й класс

Нелли ПАЩУК


Нелли Михайловна ПАЩУК — учитель русского языка и литературы, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин лицея № 31 г. Челябинска.

“Вперёд, к свету, к свободе, к небу!”

«Attalеa princeps» Всеволода Гаршина

Так получилось, что последние десять лет я работаю только в старших классах, но в силу своей административной должности (заведование кафедрой) часто посещаю уроки молодых учителей и выступаю в роли учителя-наставника. Из отдельных наблюдений стала складываться общая картина. Литература для учителя, работающего в среднем звене, почему-то уходит на второй план. Объективные причины на это есть: количество часов, отведённых на русский язык и литературу, несоразмерно. Учитель добросовестно готовится к урокам русского языка, ежедневно проверяет толстые пачки тетрадей с классными и домашними работами. Не менее тщательно готовится и к урокам литературы, но удовольствия, по его признанию, получает значительно меньше, чем от уроков русского языка. Анализ посещённых уроков показал, что учитель, как правило, излагает материал в вопросно-ответной форме или увлекается всякого рода викторинами, играми в умников и умниц, великих знатоков литературы. Мало внимания уделяется формированию умений по осмысленному, аналитическому чтению: подробному и сжатому пересказу текста, чтению по ролям, умению задавать вопросы по существу и находить на них ответы в содержании текста. В результате — весьма поверхностное суждение о героях, их поступках, о книге в целом. Поэтому молодым учителям я не устаю повторять, что литература — это ваш главный предмет: научите детей читать, они у вас будут и грамотными, и образованными, и культурными, и детей своих приобщат к чтению.

В нашем лицее сложилась практика давать открытые уроки не в своих классах, а в тех, где работают молодые учителя. Они должны увидеть своих учеников со стороны, выяснить, какие умения у них сформированы, какие нет, над чем предстоит работать в дальнейшем. Уроки по сказке В.Гаршина (программа В.Я. Коровиной) — плод совместной работы молодого учителя и его наставника. В них как раз и представлены те типы заданий, которые нацелены на воспитание внимательного и думающего читателя.

Тема рассчитана на два урока. В начале первого в целях экономии времени ученикам можно раздать листки из рабочей тетради (назовём их так). Ознакомим ребят с заданиями, особо обратив внимание на последнее задание под звёздочкой. Его можно выполнить дома в виде завершающей письменной работы.

Урок начинаем с вопроса.

— Ребята, есть ли среди вас те, кто в семь лет прочитал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» или «Айвенго» Вальтера Скотта?

(Если найдутся таковые, можно подарить книгу с рассказами В.М. Гаршина.)

Всеволод (Сева) Гаршин в семилетнем возрасте прочитал и Гюго, и Вальтера Скотта, и Пушкина, и Лермонтова, с нетерпением ждал выхода очередного номера журнала «Современник» и читал его от корки до корки. Такой он был книгочей и книголюб. Потом, будучи уже двадцатилетним юношей, перечитал Гюго, но ничего нового для себя не открыл — настолько зрелыми оказались детские впечатления.

Так мы начинаем рассказ о писателе. Проходит он на фоне портретов В.М. Гаршина и иллюстраций о русско-турецкой войне.

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в старинной дворянской семье. В девять лет поступил в Петербургскую гимназию, слыл там первым учеником; по окончании её был зачислен в Горный институт. Это было в 1874 году, а через три года начнётся русско-турецкая война, война с великой Османской империей, просуществовавшей 400 лет. Прочитав манифест об объявлении войны, Гаршин тут же подаст прошение об увольнении из института и через несколько недель будет уже в Кишинёве, где находился Болховский полк, куда его зачислят рядовым. В одном из сражений рядовой Гаршин проявил настоящий героизм, личным примером увлёк товарищей в атаку — и враг отступил. За храбрость он был произведён в офицеры, но воевать из-за ранения в ногу уже не мог. Вернулся в Петербург, однако не захотел учиться на горного инженера и определился вольнослушателем на словесное отделение Петербургского университета.

Первый его рассказ «Четыре дня» как раз и передаёт события той атаки. Напечатан он был в журнале «Отечественные записки» и сразу привлёк внимание читающей публики. Окрылённый первым литературным успехом, Гаршин пишет ещё несколько рассказов: «Происшествие», «Трус», «Встреча», «Художник». Постепенно он всецело посвятил себя сочинительству. Вскоре появились сказки для детей: «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее», «Медведи» и «Attalea princeps». Прожил Гаршин всего тридцать три года. Он страдал душевной болезнью и рано ушёл из жизни, но в литературе он остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.

А теперь обратимся к сказке «Attalea princeps».

I. По ключевым словам и выражениям подготовить сжатый пересказ эпизода

Cм. табл. 1.

Таблица 1

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

ботанический сад

оранжерея

узорчатые арки

железные рамы

толстые стёкла

родной край

свобода

зима

бледнели

умирали

учёный директор

стеклянная будочка

Attalea princeрs

научное имя

гость из Бразилии

роскошные леса

была гордой

голубое небо

саговая пальма

пузатый кактус

корица

древовидный папоротник

злоба и раздражение

глупости

вздор

гордые слова

пальма росла

решётки прочны

упёрлась в рамы

упрямое дерево

звонкий удар

осень

нищая природа

садовник

II. Игра в “cократиков”

Вы знаете древнегреческого философа Сократа? Так вот, он не сидел дома и не писал философских трактатов. Вся его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и задавал вопросы прохожим. Многим казалось это странным: ходит себе человек, пристаёт с вопросами, требует ответа, вступает в спор. Зачем он это делал? Какие вопросы задавал? Допустим, такие: что такое красота? Как устроен мир? Почему этот человек добрый, а тот злой? Зачем ты получаешь знания? Таким образом он вступал в диалог, чтобы докопаться до истины, узнать как можно больше о самой жизни, о человеке. А если это так, то и задаваемые вопросы не могли быть бессмысленными. Были у него и последователи, которые ходили за ним и записывали его беседы. Учеников мудреца называли “cократиками”. Самые известные cократики — философы Платон и Ксенофонт.

Давайте и мы попробуем вступить в диалог с текстом, с автором этого текста — писателем В.Гаршиным. Возьмём первый и второй фрагменты сказки. Сформулируем по ним два вопроса, раскрывающие самую суть эпизода. На заданные вопросы вы обязательно должны найти ответы в тексте. Запомните, умение задавать разумные вопросы есть первый и важный признак ума.

Ученики формулируют различные вопросы, в том числе и такие, на которые не могут найти ответы в тексте. Например: почему в этом городе находится ботанический сад? Зачем приехал гость из Бразилии? В таблице 2 записаны некоторые вопросы и ответы.

Таблица 2

Эпизоды

Вопросы

Ответы

1-й эпизод 1. Как выглядит оранжерея?

 

2. Как себя чувствуют растения в ботаническом саду?

Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея — краса и гордость большого города.

Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.

Вывод, обобщение. Прекрасная оранжерея — темница (тюрьма) для её обитателей.
2-й эпизод 1. Что собой представляет директор оранжереи?

 

2. Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)?

Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея.

Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: “её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…” Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.

Вывод, обобщение. Два персонажа — два характера. Директор — человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела — вся его жизнь регламентирована наукой. Бразильянец — человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу.

Мы рассмотрели только два эпизода, но вы уже успели заметить, что оба они построены на одном приёме — на контрасте (антитезе). С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой — заключённые-растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы. Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.

III. Беседа по вопросам

1. Можно ли назвать эти эпизоды главными в сказке? Какую функцию они несут в тексте?

(Нет, они не являются главными. Они выполняют функцию прелюдии, являются экспозицией к развитию действия в рассказе.

В этих эпизодах даны сведения об оранжерее, её обитателях — растениях, директоре и посетителе из Бразилии.)

2. Какой из пересказанных вами эпизодов является главным? Почему?

(Эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой.)

Прочитаем по ролям этот эпизод.

3. Каким мы увидели мир растений? Охарактеризуем каждого участника разговора.

(Саговая пальма — злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.

Пузатый кактус — румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.

Корица — прячется за спины других растений (“меня никто не обдерёт”), спорщица.

Древовидный папоротник — в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, не стремящийся ни к чему.

И среди них королевская пальма — одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.)

4. Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей?

(Они испугались — страх всему виной. Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы — для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт — противоречие.)

5. Какой конфликт изображён здесь?

(С одной стороны, гордая пальма, с другой — обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?)

6. Если перенести этот конфликт на общество, на людей, что мы увидим?

(Безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой.)

7. Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлении к свободе?

(“Маленькая, презренная травка” — ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта “презренная травка” оказалась настоящим другом. В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе.)

8. Прав ли был директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода за ней?

(Директор радовался быстрому росту пальмы и приписывал это своим научным достижениям, потому что “такие рослые экземпляры” южной пальмы “редко встречаются” и на воле. Значит, его научный подход к растениям даёт хороший результат, и он был чрезвычайно горд этим.)

9. Вы обратили внимание на то, что писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора, — оба они гордые. В чём проявляется гордость директора и гордость пальмы?

(Гордость — 1) чувство собственного достоинства; 2) чувство удовлетворения от чего-нибудь; 3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.)

10. Какое из этих значений мы применим к королевской пальме, какое — к директору?

(Гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе. Директор гордится своими научными достижениями, он высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же.)

11. И, наконец, последний вопрос: почему так печально заканчивается сказка? И сказка ли это произведение?

Мы уже обратили внимание на то, что всё в этом произведение строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.

  • Прекрасная оранжерея — растения-заключённые.
  • Образы директора и бразильца.
  • Обитатели сада — королевская пальма.
  • Гордость директора — гордость принцессы-пальмы.
  • Мечта и реальность

Эти миры несовместимы: директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе; обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму — зачем она стремится вырваться на свободу? Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание. Каково пальме или человеку в таком мире? Им грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.

Какая же это сказка, скажете вы. Все сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, все в итоге счастливы. А эта сказка совсем о другом — она о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в мире.

Задание со звёздочкой. Прочитайте миниатюру (стихотворение в прозе) В.М. Гаршина «Юноша спросил у святого мудреца Джиафара…» и соотнесите её с философской сказкой «Attalea princeps». Что их объединяет?

Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:

— Учитель, что такое жизнь?

Хаджи молча отвернул грязный рукав своей рубашки и показал ему отвратительную язву, разъедавшую его руку.

А в это время гремели соловьи и вся Севилья была наполнена благоуханием роз.

Рейтинг@Mail.ru