Я иду на урок
Я иду на урок: 5-й класс
Нелли ПАЩУК
Нелли Михайловна ПАЩУК — учитель русского языка и литературы, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин лицея № 31 г. Челябинска.
“Вперёд, к свету, к свободе, к небу!”
«Attalеa princeps» Всеволода Гаршина
Так получилось, что последние десять лет я работаю только в старших классах, но в силу своей административной должности (заведование кафедрой) часто посещаю уроки молодых учителей и выступаю в роли учителя-наставника. Из отдельных наблюдений стала складываться общая картина. Литература для учителя, работающего в среднем звене, почему-то уходит на второй план. Объективные причины на это есть: количество часов, отведённых на русский язык и литературу, несоразмерно. Учитель добросовестно готовится к урокам русского языка, ежедневно проверяет толстые пачки тетрадей с классными и домашними работами. Не менее тщательно готовится и к урокам литературы, но удовольствия, по его признанию, получает значительно меньше, чем от уроков русского языка. Анализ посещённых уроков показал, что учитель, как правило, излагает материал в вопросно-ответной форме или увлекается всякого рода викторинами, играми в умников и умниц, великих знатоков литературы. Мало внимания уделяется формированию умений по осмысленному, аналитическому чтению: подробному и сжатому пересказу текста, чтению по ролям, умению задавать вопросы по существу и находить на них ответы в содержании текста. В результате — весьма поверхностное суждение о героях, их поступках, о книге в целом. Поэтому молодым учителям я не устаю повторять, что литература — это ваш главный предмет: научите детей читать, они у вас будут и грамотными, и образованными, и культурными, и детей своих приобщат к чтению.
В нашем лицее сложилась практика давать открытые уроки не в своих классах, а в тех, где работают молодые учителя. Они должны увидеть своих учеников со стороны, выяснить, какие умения у них сформированы, какие нет, над чем предстоит работать в дальнейшем. Уроки по сказке В.Гаршина (программа В.Я. Коровиной) — плод совместной работы молодого учителя и его наставника. В них как раз и представлены те типы заданий, которые нацелены на воспитание внимательного и думающего читателя.
Тема рассчитана на два урока. В начале первого в целях экономии времени ученикам можно раздать листки из рабочей тетради (назовём их так). Ознакомим ребят с заданиями, особо обратив внимание на последнее задание под звёздочкой. Его можно выполнить дома в виде завершающей письменной работы.
Урок начинаем с вопроса.
— Ребята, есть ли среди вас те, кто в семь лет прочитал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» или «Айвенго» Вальтера Скотта?
(Если найдутся таковые, можно подарить книгу с рассказами В.М. Гаршина.)
Всеволод (Сева) Гаршин в семилетнем возрасте прочитал и Гюго, и Вальтера Скотта, и Пушкина, и Лермонтова, с нетерпением ждал выхода очередного номера журнала «Современник» и читал его от корки до корки. Такой он был книгочей и книголюб. Потом, будучи уже двадцатилетним юношей, перечитал Гюго, но ничего нового для себя не открыл — настолько зрелыми оказались детские впечатления.
Так мы начинаем рассказ о писателе. Проходит он на фоне портретов В.М. Гаршина и иллюстраций о русско-турецкой войне.
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в старинной дворянской семье. В девять лет поступил в Петербургскую гимназию, слыл там первым учеником; по окончании её был зачислен в Горный институт. Это было в 1874 году, а через три года начнётся русско-турецкая война, война с великой Османской империей, просуществовавшей 400 лет. Прочитав манифест об объявлении войны, Гаршин тут же подаст прошение об увольнении из института и через несколько недель будет уже в Кишинёве, где находился Болховский полк, куда его зачислят рядовым. В одном из сражений рядовой Гаршин проявил настоящий героизм, личным примером увлёк товарищей в атаку — и враг отступил. За храбрость он был произведён в офицеры, но воевать из-за ранения в ногу уже не мог. Вернулся в Петербург, однако не захотел учиться на горного инженера и определился вольнослушателем на словесное отделение Петербургского университета.
Первый его рассказ «Четыре дня» как раз и передаёт события той атаки. Напечатан он был в журнале «Отечественные записки» и сразу привлёк внимание читающей публики. Окрылённый первым литературным успехом, Гаршин пишет ещё несколько рассказов: «Происшествие», «Трус», «Встреча», «Художник». Постепенно он всецело посвятил себя сочинительству. Вскоре появились сказки для детей: «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее», «Медведи» и «Attalea princeps». Прожил Гаршин всего тридцать три года. Он страдал душевной болезнью и рано ушёл из жизни, но в литературе он остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.
А теперь обратимся к сказке «Attalea princeps».
I. По ключевым словам и выражениям подготовить сжатый пересказ эпизода
Cм. табл. 1.
Таблица 1
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
ботанический сад оранжерея узорчатые арки железные рамы толстые стёкла родной край свобода зима бледнели умирали |
учёный директор стеклянная будочка Attalea princeрs научное имя гость из Бразилии роскошные леса была гордой голубое небо |
саговая пальма пузатый кактус корица древовидный папоротник злоба и раздражение глупости вздор гордые слова |
пальма росла решётки прочны упёрлась в рамы упрямое дерево звонкий удар осень нищая природа садовник |
II. Игра в “cократиков”
Вы знаете древнегреческого философа Сократа? Так вот, он не сидел дома и не писал философских трактатов. Вся его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и задавал вопросы прохожим. Многим казалось это странным: ходит себе человек, пристаёт с вопросами, требует ответа, вступает в спор. Зачем он это делал? Какие вопросы задавал? Допустим, такие: что такое красота? Как устроен мир? Почему этот человек добрый, а тот злой? Зачем ты получаешь знания? Таким образом он вступал в диалог, чтобы докопаться до истины, узнать как можно больше о самой жизни, о человеке. А если это так, то и задаваемые вопросы не могли быть бессмысленными. Были у него и последователи, которые ходили за ним и записывали его беседы. Учеников мудреца называли “cократиками”. Самые известные cократики — философы Платон и Ксенофонт.
Давайте и мы попробуем вступить в диалог с текстом, с автором этого текста — писателем В.Гаршиным. Возьмём первый и второй фрагменты сказки. Сформулируем по ним два вопроса, раскрывающие самую суть эпизода. На заданные вопросы вы обязательно должны найти ответы в тексте. Запомните, умение задавать разумные вопросы есть первый и важный признак ума.
Ученики формулируют различные вопросы, в том числе и такие, на которые не могут найти ответы в тексте. Например: почему в этом городе находится ботанический сад? Зачем приехал гость из Бразилии? В таблице 2 записаны некоторые вопросы и ответы.
Таблица 2
Эпизоды |
Вопросы |
Ответы |
1-й эпизод | 1. Как выглядит оранжерея?
2. Как себя чувствуют растения в ботаническом саду? |
Очень красивая большая оранжерея из
железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки.
При ярком свете всё горело и переливалось, как
драгоценный камень. Оранжерея — краса и
гордость большого города. Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение. |
Вывод, обобщение. Прекрасная оранжерея — темница (тюрьма) для её обитателей. | ||
2-й эпизод | 1. Что собой представляет директор
оранжереи?
2. Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)? |
Учёный-ботаник. Всё время сидит в
стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не
терпит беспорядка. Растения его интересуют
только с научной точки зрения, другого имени
королевской пальмы он не знает и знать не хочет.
Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его
оранжерея. Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: “её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…” Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой. |
Вывод, обобщение. Два персонажа — два характера. Директор — человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела — вся его жизнь регламентирована наукой. Бразильянец — человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу. |
Мы рассмотрели только два эпизода, но вы уже успели заметить, что оба они построены на одном приёме — на контрасте (антитезе). С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой — заключённые-растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы. Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.
III. Беседа по вопросам
1. Можно ли назвать эти эпизоды главными в сказке? Какую функцию они несут в тексте?
(Нет, они не являются главными. Они выполняют функцию прелюдии, являются экспозицией к развитию действия в рассказе.
В этих эпизодах даны сведения об оранжерее, её обитателях — растениях, директоре и посетителе из Бразилии.)
2. Какой из пересказанных вами эпизодов является главным? Почему?
(Эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой.)
Прочитаем по ролям этот эпизод.
3. Каким мы увидели мир растений? Охарактеризуем каждого участника разговора.
(Саговая пальма — злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.
Пузатый кактус — румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
Корица — прячется за спины других растений (“меня никто не обдерёт”), спорщица.
Древовидный папоротник — в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, не стремящийся ни к чему.
И среди них королевская пальма — одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.)
4. Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей?
(Они испугались — страх всему виной. Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы — для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт — противоречие.)
5. Какой конфликт изображён здесь?
(С одной стороны, гордая пальма, с другой — обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?)
6. Если перенести этот конфликт на общество, на людей, что мы увидим?
(Безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой.)
7. Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлении к свободе?
(“Маленькая, презренная травка” — ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта “презренная травка” оказалась настоящим другом. В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе.)
8. Прав ли был директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода за ней?
(Директор радовался быстрому росту пальмы и приписывал это своим научным достижениям, потому что “такие рослые экземпляры” южной пальмы “редко встречаются” и на воле. Значит, его научный подход к растениям даёт хороший результат, и он был чрезвычайно горд этим.)
9. Вы обратили внимание на то, что писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора, — оба они гордые. В чём проявляется гордость директора и гордость пальмы?
(Гордость — 1) чувство собственного достоинства; 2) чувство удовлетворения от чего-нибудь; 3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.)
10. Какое из этих значений мы применим к королевской пальме, какое — к директору?
(Гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе. Директор гордится своими научными достижениями, он высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же.)
11. И, наконец, последний вопрос: почему так печально заканчивается сказка? И сказка ли это произведение?
Мы уже обратили внимание на то, что всё в этом произведение строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.
- Прекрасная оранжерея — растения-заключённые.
- Образы директора и бразильца.
- Обитатели сада — королевская пальма.
- Гордость директора — гордость принцессы-пальмы.
- Мечта и реальность
Эти миры несовместимы: директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе; обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму — зачем она стремится вырваться на свободу? Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание. Каково пальме или человеку в таком мире? Им грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.
Какая же это сказка, скажете вы. Все сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, все в итоге счастливы. А эта сказка совсем о другом — она о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в мире.
Задание со звёздочкой. Прочитайте миниатюру (стихотворение в прозе) В.М. Гаршина «Юноша спросил у святого мудреца Джиафара…» и соотнесите её с философской сказкой «Attalea princeps». Что их объединяет?
Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:
— Учитель, что такое жизнь?
Хаджи молча отвернул грязный рукав своей рубашки и показал ему отвратительную язву, разъедавшую его руку.
А в это время гремели соловьи и вся Севилья была наполнена благоуханием роз.