Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2008

События и встречи

Трибуна

Учителя лукавят? Да они образец простодушия…

Предоставив страницы газеты «Литература», напомним, единственной общероссийской профессиональной газеты словесников, для обсуждения остро проявившихся в последнее время проблем школьного литературного образования, мы, работники её редакции, казалось бы, по законам дискуссии должны были до поры до времени помалкивать.

Мы и помалкивали, пока не получили материалы с суждениями официальных лиц — руководителя Рособрнадзора В.А. Болотова и заместителя министра образования и науки РФ И.И. Калины (они в неприкосновенности опубликованы в № 1 «Литературы»).

Теперь приходится вмешаться, ибо разнобой высказанного чиновными лицами от образования свидетельствует о глубоких противоречиях во мнениях, которые существуют даже на официальном уровне. И кому как не профессионалам-практикам — учителям-словесникам — донести до директивных инстанций смысл и обоснованность своих требований, помочь им выйти из того административного тупика, в котором они оказались по причинам, о которых сейчас гадать не будем?!

Так что наше обсуждение отнюдь не сворачивается, а напротив: приобретает новое ударное качество.

Зная о том, что умные чиновники избегают прямой директивности, а ждут от нас добровольного укладывания головы под нож гильотины, коллеги просто обязаны объяснить им, что хорошо и что очень плохо в нынешнем состоянии общего литературного образования. Как мы и обещали, все ваши мнения будут опубликованы в газете или на её сайте, а главное, точки зрения всех участников обсуждения обязательно будут представлены в дирижирующие инстанции.

После завершения Форума словесников в прессе идёт важный диалог. Отзывы уже показали, что:

1) предложения педагогов и ситуация с экзаменом остались недостаточно понятны организаторам школьного образования;

2) организаторы школьного образования предпримут те шаги, которые соответствуют их нынешнему пониманию, и советоваться ни с кем не будут.

Похоже, что педагогическую общественность ждёт очередное разочарование: хотели как лучше, получилось как всегда.

Что же написали участники Форума словесников, что прочитали организаторы народного образования и какая ситуация из всего этого сложилась? Я обращусь лишь к одному ответу — руководителя Рособрнадзора В.А. Болотова.

Статья опубликована при поддержке компании «Безопасник». Где бы вы ни жили, и чем бы ни занималась ваша фирма – вам необходима система видеонаблюдения. А где вы найдете более крупный выбор систем видеонаблюдение, если не на сайте bezopasnik.ru, торгового дома «Безопасник». Широкий ассортимент товаров отечественных и зарубежных производителей позволит подобрать именно то, что нужно вам. Посетите официальный сайт компании www.bezopasnik.ru и ознакомьтесь подробнее с предлагаемыми товарами.

1. В.А. Болотов в своём ответе указал учителям, что вне обсуждения остались важнейшие вопросы содержания и технологий современного образования, а известные с советских времён сочинения-рассуждения несовершенны как форма экзамена.

А участники Форума были вынуждены говорить о письменной работе как наиболее адекватной экзамену форме, потому что предложенные сегодня КИМы по литературе не соответствуют цели экзамена, содержанию школьного предмета литературы, требуют, чтобы учащиеся в ряде случаев считали неправильные ответы правильными. Строго говоря, экзамен по этим КИМам не должен иметь юридической силы, а оценка, полученная на нём, оказывается недействительной.

Как понимать этот момент диалога? Значит ли это, что Виктор Александрович Болотов посоветовал изменить содержание школьного предмета в соответствии с содержанием и интеллектуальными возможностями КИМов? Или он просто посоветовал учителям заниматься другими вопросами?

Предположим, В.А. Болотов искренне рекомендовал сначала решить ключевые вопросы содержания и способов обучения, а уж потом — служебный. Ведь экзамены до сих пор строили, исходя из содержания и методологии школьных предметов. Но так было раньше.

Существующие ныне КИМы не являются следствием и естественным продолжением ныне существующего школьного предмета литературы, они в лучшем случае соответствуют литературе приблизительно первой половины двадцатого века. И ничего, существуют. С чего бы это мы должны думать, что наши усилия по усовершенствованию предмета отразятся на экзамене?

Все участники Форума прекрасно понимали, что выпускной экзамен определяет фактическое содержание и методологию школьного предмета. Учитель будет делать на уроках литературы то, что нужно учащимся, чтобы сдать экзамен. Если на экзамене проверяют знание содержания произведений и теории литературы, это и будут изучать, независимо от того, что требуют программы и учебники.

2. В.А. Болотов указал на два содержательных момента в итоговом документе Форума. Первый — разделение экзамена по базовому и профильному уровням, второе — предложение вернуть сочинение как форму экзамена. Мимо его внимания прошёл тот факт, что и сочинение, и экзамен по КИМам, и любой другой экзамен может быть построен правильно и может быть построен неправильно. Для того чтобы экзамен соответствовал и школьному предмету, и потребностям реальной действительности, гораздо важней его методологическая основа.

Повторюсь: цель экзамена — проверка читательского понимания; нынешние же КИМы моделируют проверку знаний, участвующих в процессе понимания, то есть готовность к пониманию, да и то только одну её составляющую. Цель экзамена требует определённой методологии, модель экзамена предлагает другую, не соответствующую цели.

Можно ли так сформулировать темы сочинений, чтобы они проверяли только знание содержания произведений и особенностей их поэтики? Конечно, можно. И в этом случае результаты экзамена предсказуемы: уровень и качество ответов учащихся будут примерно теми же, что и при проверке по КИМам, а сложности будут связаны уже с построением письменного текста.

Чтобы преодолеть недостатки того сочинения, которое все мы в советские времена писали, кто самостоятельно, а кто и по шпаргалкам, нужно понять: предложение писать письменную работу не значит писать это сочинение.

Речь идёт о письменном экзамене на современных методологических основах.

Методику этого экзамена тоже нужно разрабатывать. Однако её разработать легче, чем проведение экзамена по КИМам, в силу естественности психологической ситуации. Человеку свойственно объяснять своё понимание в речи, письменной или устной, и несвойственно думать о том, какими словами можно ответить на вопрос и какие именно из этих слов будут понятны проверяющей машине.

Более того, возможно проведение письменного экзамена в различных системах условий: с объявленным заранее заданием, меняющим глубину понимания изученного произведения; с изменением формулировок тем сочинения; с постоянной формулировкой итогового задания; с изменением жанров; в форме переложения (письменная работа, использовавшаяся в российских гимназиях до 1917 года)…

Строго говоря, экзамен по литературе требует постоянной экспериментальной базы, причём экспериментаторы должны работать отдельно от создателей КИМов и опережать их: и после 2009 года нужно сохранить экспериментальную площадку для апробирования новых условий экзамена.

Кто и как экспериментирует сегодня — неясно. Ситуация с наукой такова, что ждать выполнения исследовательских работ по методике обучения литературе в школе практически не приходится. И уж тем более не приходится ждать появления этих исследований в течение 2008 года.

Как я поняла, буквально это значит, что никто не собирается сегодня экспериментировать с экзаменом в форме письменной работы, как никто не собирается создавать методику его проведения. Поэтому удобнее сказать учителям, выступающим за письменную работу, что они держатся за старое, удобнее списать всё на отсталость и неподготовленность педагогов, что В.А. Болотов и сделал.

3. В.А. Болотов мудро указал на лукавство школьных учителей, которые о себе заботятся больше, чем об учащихся. Впрочем, после открытого обвинения массы учителей в коррупции, от которой должна спасти централизованная проверка экзаменационных работ, это не самое страшное.

Но можно также предположить, что итоговый документ Форума недостаточно качественно прочитан теми, кому он адресован, и потому усилия педагогов могут оказаться напрасны. А это хуже, чем несправедливые обвинения.

4. Все проблемы диалога учителей с организаторами и контролёрами народного образования кажутся всё же не столь важными по сравнению с той, которая высветилась со всей очевидностью именно в процессе обсуждения итогов Форума словесников.

Посудите сами. ЕГЭ по КИМам в нынешнем виде не соответствует целому ряду важнейших требований и фактически недостоверен. При этом В.А. Болотов сетует: учитель приходит к учащимся общаться, а они требуют научить их, что на экзамене отвечать. И в этом признак безнравственности учеников? Или бессилия учителя? Или безнравственности системы? Или — тех, кто поставлен контролировать эту систему? Точно не знаю, но дети в этой ситуации кажутся более адекватными ситуации, чем взрослые.

И что мы пока что имеем? Обсуждение итогов Форума словесников оформлено под диалог, который на самом деле таковым всё ещё не является.

Ирина ГУЙС,
доцент кафедры литературы
Лесосибирского педагогического института
(филиал Сибирского федерального университета).
Рейтинг@Mail.ru