События и встречи
События и встречи
Там, где и физики, и лирики в почёте…
“Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне” — эти слова явно не отнесёшь к физико-математическому лицею № 31 г. Челябинска. Одно из самых сильных учебных заведений не только области, но и России, необыкновенно высоко держащее планку в обучении точным и естественным наукам (ежегодное количество дипломов на Всероссийских олимпиадах — свыше двадцати, восемь золотых медалей за последние десять лет на Всемирных олимпиадах), сохраняет ведущие позиции и в преподавании литературы. В этом заслуга и директора лицея Александра Попова, прекрасно понимающего, что без прочной гуманитарной базы сегодня нельзя вырастить настоящего учёного-“технаря” или “естественника”, и заведующей гуманитарной кафедрой Нелли Пащук, нашего давнего автора.
Приобщение лицеистов к чтению начинается с самого первого дня, когда только-только пришедший в школу ученик получает небольшую книжечку, называющуюся «Золотая полка лицеиста». В ней напечатаны списки для внеклассного чтения к каждому учебному году, а также перечень книг, которые, по мнению преподавателей лицея, должен прочесть каждый лицеист, — собственно «Золотая полка». Эта книжечка очень удобна: она позволяет и ученикам, и родителям иметь перспективную программу чтения. По поводу конкретных книг, включённых или не включённых в список, можно спорить, но сам опыт подобной организации чтения показался нам замечательным, поэтому мы решили познакомить вас с этим опытом в нашей рубрике «Кабинет литературы». Материал мы располагаем на центральных полосах таким образом, чтобы их удобно было “вынуть” из газеты и превратить в отдельную брошюрку. При желании можно пойти “челябинским” путём: размножить её и ежегодно вручать приходящим в школу ученикам. Незаменимой окажется она и для родительских собраний: ведь именно учителей литературы чаще всего спрашивают родители о том, что следовало бы рекомендовать читать детям.
Важную роль в поддержке статуса чтения в лицее играет библиотека. Это большое, современное, прекрасно оснащённое помещение, в котором преподаватели могут проводить занятия с использованием мультимедиатехнологий. Я обратил внимание на то, сколько журналов и газет выписывает школьная библиотека — более 30 (!). Здесь и методические издания для учителей, и журналы по разным отраслям знаний (компьютерные, математические, физические), и общенаучные и популярные издания, и традиционные толстые журналы. Все они выложены для свободного пользования на специальных столах вдоль стен библиотеки и, судя по их внешнему виду, постоянно находятся в работе.
Учителя гимназии придумали такую форму работы: ежемесячный устный обзор журналов для старшеклассников. Он проводится во время классного часа в два приёма: словесники рассказывают о литературно-художественных новинках, математики — о том, что интересного было за прошедший месяц в научных журналах. Часто такие обзоры перерастают в диспуты. И уж совсем не нужно специально объяснять, какую роль играют эти классные часы для приобщения ребят к чтению. Самое главное в том, что они видят не наигранную, а всамделишную заинтересованность взрослых в чтении и получении самой современной информации. Чтение незаметно становится естественным образом жизни. В ближайших номерах газеты мы планируем опубликовать материалы для литературных обзоров, подготовленные учителями лицея.
Именно в библиотеке ученики одиннадцатых классов показывали мне и участникам семинара словесников области свои мультимедийные проекты по литературе. В лицее в прошлом году традиционный переводной экзамен по литературе в 10-м классе решили провести нетрадиционно — в форме открытой защиты компьютерных проектов на литературные темы. Руководит этой работой Нелли Пащук. Как говорят сами ребята, хотя готовиться к такому экзамену сложнее и дольше, но навыков и знаний в процессе подготовки приобретается гораздо больше. А главное, что на выходе остаётся “продукт” — компьютерная презентация, с визуальным рядом, с музыкой, звучащим текстом, анимацией. Что остаётся в памяти от экзамена обычного? Отметка? Курьёзный случай? Воспоминание о неожиданном везении или самодурстве преподавателя? А здесь — вот он, мультимедийный проект, переданный на диске в дар учителю и используемый им потом при преподавании.
Нам было представлено три проекта: «Петербург Достоевского» (авторы Андрей Зимин и Светлана Коробейникова), «Творчество Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова» (авторы Екатерина Знаткова и Сергей Пискунов), «Тема тройки в русской классике» (авторы Денис Аскинов и Анна Середа). Среди перспективных тем, над которыми продолжают работать лицеисты, такие: «Что таят в себе сны Раскольникова?», «Образ тургеневской девушки», «Вечные образы» в цикле рассказов И.Тургенева «Записки охотника», «Театр Островского», «Кавказская тема в рассказах Л.Н. Толстого».
В лицее № 31 мы провели специальный семинар со словесниками, а также открытый урок в 11-х классах (об опыте его проведения рассказано на страницах этого номера). Продолжился разговор о преподавании литературы в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования. Преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин Валентина Смородина и Татьяна Соловьёва организовали специальное занятие, на которое были приглашены учителя области. Живое и заинтересованное обсуждение вызвали вопросы повышения мотивации учеников к чтению, современного построения урока, новых подходов к анализу произведения.
Очень интересным получился выезд в Красноармейский район Челябинской области. Нас принимала Миасская школа № 2 (с. Миасское, директор — Марина Соколова). Урок с использованием ИКТ-технологий показывала победитель нацпроекта в образовании Лариса Долбилова. Когда на деле, а не только в чиновничьих отчётах видишь лицо современной сельской школы, для которой ноутбуки, мультимедиапроекторы и интерактивные доски становятся повседневностью, искренне радуешься: ведь ещё несколько лет назад об этом нельзя было и мечтать. Остаётся только очень важная проблема: обучение учителя работе со всеми этими новинками и определение их настоящего места на уроке. Опасно бездумное увлечение технологиями, игра в них, следование моде без осознанных изменений в содержании образования и методических подходах.
Похоже, эту проблему серьёзно ставят в Челябинской области. Как рассказал нам на встрече министр образования Владимир Садырин, в области в рамках специального проекта создаются межшкольные методические центры (один из них как раз работает на базе Миасской школы), целью которых является аккумулирование и распространение передового методического опыта, в том числе и через ИКТ-технологии. В этих центрах формируются медиатеки, основу которых составляют видеоуроки лучших учителей, проводятся видеоконференции. Область активно финансирует техническое переоборудование учебных заведений разных уровней, не забывая при этом о поддержке учителей — более четырёх тысяч педагогов области стали лауреатами грантов различных уровней.
Все эти усилия сказываются и на результатах. Приведу только две цифры: по количеству талантливой молодёжи, отмеченной премиями Президента РФ в 2007 году, Челябинская область занимает первое место в Уральском федеральном округе (164 человека), а на Всероссийских олимпиадах по разным предметам получила в прошедшем году 59 наград.
Челябинский образовательный опыт заслуживает внимания и распространения. Мы решили внести свой вклад в этот процесс, собрав в одном номере несколько ярких материалов челябинских словесников. Они занимают центральную часть номера. Впереди — новые встречи с учителями Челябинска и области.
Сергей ВОЛКОВ
Челябинск поэтический
Открытый урок
Весь заученный даже впрок
Непростой “открытый” урок…
Гости быстро строчат конспекты.
Удивляется сам директор:
Смотрят ангелы из-за парт,
Бог — у кафедры, возле карт.
Вы урокам таким не верьте!
Нынче дети не ангелы — черти,
И учитель — когда бы мог! —
Не пустил бы гостей на урок…
Говорит он сегодня глухо,
Тяготит его показуха.
Поскорее бы с глазу на глаз:
Только он — и любимый класс.
Ася Горская, Челябинск
* * *
В мир обвинений и угроз,
В сомнений круг порочный
Пишу без слов — и сливы слёз
Синеют в каждой строчке.
Александр Попов, Челябинск
* * *
Осенний воздух основательно
И тихо входит в каждый двор
И незаметно, по касательной,
Заводит крупный разговор.Заходит в дом как будто исподволь,
Так, чтоб не видели жильцы,
И вот уже хозяйке истовой
Солит украдкой огурцы.В саду он вволю разгуляется,
Окурит дымом всё вокруг.
Он нам во всем помочь старается,
Как старый и надёжный друг.Его мы узнаём, как правило,
Когда он вдруг приносит нам
Тот лист, что осень впрок отправила
Одной из срочных телеграмм.
Юрий Попов, Миасс