Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2008

События и встречи

События и встречи

От форума к форуму

Статья опубликована при поддержке интернет – портала «Идеи подарков». Вас пригласили на торжество, и вы ищите подарок? Уже сломали голову в поисках оригинального решения? Тогда портал «Идеи подарков» это то что вам нужно. Здесь вы легко сможете подобрать подарок на свадьбу, день рождение и на любое другое торжество просто пройдя по ссылке http://ideipodarkov.net/chto-podarit-na-svadbu/. Посетите официальный сайт портала http://ideipodarkov.net и ознакомьтесь подробнее с его возможностями.

В зябком декабре всё горячее шло обсуждение итогов Форума словесников России, организованного Издательским домом «Первое сентября», Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга и газетой «Литература», а здесь и новое масштабное собрание подоспело — «Всероссийский форум учителей русского языка и литературы — победителей конкурса ПНПО в рамках мероприятий, завершающих Год русского языка», проходившее в АПКиППРО. Прошу любезных коллег не пугаться: аббревиатуры в этих заметках ещё будут — таково уж бытование современного русского языка, о защите которого мы так помногу и повсеместно говорим. А пока спешу расшифровать прозвучавшие. Первая — это “Приоритетный национальный проект «Образование»”; вторая — московская Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ.

А форум собрал 250 словесников из 85 регионов. Напомним: в 2007 году по итогам конкурса лучших учителей России в конфигурации ПНПО из 10 000 победителей самую большую группу предметников — 1730 человек  — составили учителя-словесники, что свидетельствует о традиционно высоком качестве преподавания русского языка и литературы как приоритетных для российского школьного образования.

Однако эта складывавшаяся столетиями система сегодня находится под пристальным вниманием не только профессионалов, которые вводят в неё современные технологии, способствующие оптимизации и дальнейшему повышению качества обучения, но и чиновников от образования, цель действий которых пока что непонятна, мягко говоря, ни словесникам, ни российскому обществу в целом.

Между тем выступления участников форума в АПКиППРО подтвердили общепризнанное россиянами (но игнорируемое директивными органами): в настоящее время цели изучения русского языка обрели свою специфику, которая чревата опаснейшим перекосом. При оправданном внимании к языковому образованию образование литературное может оказаться на периферии учебно-воспитательного процесса. Хотя именно на уроках литературы непосредственно происходит формирование общей, речевой и читательской культуры учащихся, их приобщение к вековым нравственным идеалам, выработанным всем опытом истории человечества.

Автору этих строк довелось не только побывать на этом форуме репортёром, но и стать ведущим-координатором круглого стола «Роль СМИ в создании культурно-речевого пространства». (Ну, эта аббревиатура, как, впрочем, и ЕГЭ, в расшифровке уже не нуждается.)

Состоялись также круглые столы «Духовно-нравственное воспитание средствами русского языка и литературы», «Современный литературный процесс и его влияние на формирование общей и речевой культуры», «Роль литературы в формировании языковой личности», «Проблема сохранности культуры речи в современном обществе», «Интернет как культурообразующее пространство».

И здесь, вне зависимости от названия стола, в центре внимания была проблема “языковой личности” и роли учителя русского языка и литературы в её становлении. Он, словесник, по самому своему положению отвечает за когнитивную, ценностную составляющую языковой личности, что, однако, затруднено в связи с нынешним положением предметов “русский язык” и “литература” в школьном базисном учебном плане.

На пленарном заседании по итогам проведения круглых столов и обмену мнениями участников форума лейтмотивом прозвучала мысль о координирующем значении русского языка и литературы в общем образовании граждан России.

Высказывалась и понятная по пафосу, но утопическая в принципе идея о законодательном обеспечении “грамотной русской речи”, о некоем “государственном заказе” в связи с этим. Пора наконец понять, что здесь государство может принести пользу лишь материальным обеспечением общего и высшего педагогического образования, созданием достойных условий работы и быта учителей. Это, понятно, много дороже, чем принять несколько новых самых расчудесных законов об экологии родной речи — но другого пути оздоровления языковой культуры современной России нет!

На этом форуме вновь были предложения об объединении российских словесников в профессиональное сообщество. Его цель ясна — создание условий для широкого общения учителей по вопросам преподавания русского языка и литературы в школе, в том числе и с использованием Интернета. Такое сообщество как гражданский институт создаст условия для влияния на характер политики государства в сфере образования и культуры.

Сергей ДМИТРЕНКО

Открытое письмо

участников Всероссийского форума учителей русского языка и литературы —
победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование»
Председателю Правительства Российской Федерации
Виктору Петровичу Зубкову,
министру образования Российской Федерации
Андрею Александровичу Фурсенко,
спикеру Государственной думы Российской Федерации
Борису Вячеславовичу Грызлову,
руководителю Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
Виктору Александровичу Болотову

В целом поддерживая проводимую Министерством образования и науки и Правительством Российской Федерации модернизацию образования, учителя-словесники выражают обеспокоенность судьбой такого значимого учебного предмета, как литература, предмета, традиционно способствующего становлению личности и формированию гражданской позиции школьника. Эта обеспокоенность связана, в частности, с теми затруднениями, колебаниями, сомнениями, которыми сопровождается выбор формы экзамена по литературе.

От выбора формы экзамена во многом зависит, будет ли изучение этого уникального в современной системе школьного образования предмета воспитывать любовь к чтению, культуру, подлинную гражданственность — или будет подменено формальным, ничего не дающим ни уму, ни сердцу юных россиян “натаскиванием” на экзамен, губительным для изучения литературы.

По мнению учителей-словесников, целесообразно при выборе формы экзамена по этому предмету учесть разделение классов и образовательных программ на базовые и профильные. Это позволило бы оптимальным образом решить задачу подготовки учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по литературе.

Сообщество учителей-словесников Российской Федерации считает, что ситуацию успешности при подготовке и проведении итоговой аттестации по литературе мог бы создать следующий подход к проведению экзамена:

— для классов базового уровня обучения — проведение итоговой аттестации в традиционной форме, выбранной учащимися (собеседование, защита исследовательской работы, устный ответ на вопросы билетов по литературе);

— для классов профильного уровня обучения — проведение итоговой аттестации в формате Единого государственного экзамена по литературе.

Такой дифференцированный подход к форме итоговой аттестации, по нашему мнению, не только отвечает требованиям современности, но и позволяет сохранить традиционную значимость литературы как учебного предмета.

Просим рассмотреть возможность внесения в Закон об образовании соответствующих поправок с целью оптимизации формы экзамена по литературе для выпускников школ Российской Федерации.

Подписали письмо 254 учителя русского языка и литературы, в том числе:

Г.Н. Пономарёва, Е.А. Петракевич, Томская область
А.В. Бармин, г. Саратов
О.В. Евсеева, Г.В. Плотникова, Липецкая область
Н.Б. Жестерёва, г. Липецк
И.Г. Вертинская, г. Кемерово
И.В. Друченко, Московская область
И.В. Терехова, г. Орёл
Л.А. Зюзюкина, Орловская область
Т.К. Косолапова, Л.Н. Коршунова, М.Н. Перевощикова, г. Киров
Т.Ю. Бондарь, Л.Н. Мужчинина, Краснодарский край
С.А. Цибуцинина, Тюменская область
Л.Ю. Астафьева, О.О. Есафьева, Ю.В. Меркулова, Пензенская область
Н.А. Лучкина, Владимирская область
Л.С. Комягина, Рязанская область
Г.Г. Борисова, И.Б. Непомнящий, Л.В. Козляковская, г. Брянск
М.Т. Хашиев, Республика Ингушетия
Н.М. Свирина, Т.В. Алексеева, С.П. Белокурова, Санкт-Петербург
Р.А. Храмцова, Москва.

19 декабря 2007 года

Рейтинг@Mail.ru