Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2008

Читальный зал

Книжная полка

Главный классик XIX века

Поклонников Николая Васильевича Гоголя можно порадовать: он находится на втором месте среди писателей-классиков по продаваемости, опережая Чехова, Пушкина, Достоевского и Толстого и уступая только Бунину. То есть с этой точки зрения сейчас именно его можно назвать главным классиком XIX века. Такие данные приводит крупнейший книжный интернет-магазин страны «Озон». Правда, в абсолютном выражении это место всего лишь семнадцатое: на первом — Дарья Донцова. Но это уже без комментариев.

Что же до них, то поток книг о Гоголе в полном смысле слова не иссякает. В последние годы несколько раз переиздавался классический свод биографических материалов В.В. Вересаева «Гоголь в жизни», книги первого биографа писателя — Пантелеймона Кулиша «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем» (М.: ИМЛИ РАН, 2003) и «Николай Васильевич Гоголь. Опыт биографии» (М.: Альтернатива–Евролинц, 2003), неоднократно переизданы классические исследования о писателе начала ХХ века: Розанова, Мережковского, Гиппиуса. Так что желающим узнать, что думали и писали о Гоголе наши предшественники, есть что почитать.

Появляются и новейшие книги о писателе, причём самые разные: от предельно прагматичных, нацеленных на списывание и зазубривание в школе и на вступительных испытаниях (в том числе и вполне приличные — например, составленные Борисом Ланиным сборники «Ревизор: 7–8 классы. Комментарий, указатель, учебный материал» и «Ревизор: 9 класс», выпущенные в 2007 году издательством «Эксмо» в серии «Классика в классе»), до узкоспециальных исследований, в том числе и не вполне филологических (как, скажем, книга философа В.Подороги «Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Гоголь, Достоевский» (М.: Культурная революция. 2006). Первые учителя литературы прекрасно знают и без нас, на вторые им, может быть, не стоит и тратить дорогого времени.

Поговорим о третьих: монографиях и сборниках, нацеленных в первую очередь на творчество великого и загадочного писателя. Тут, разумеется, прежде всего необходимо назвать книги самого именитого отечественного гоголеведа Юрия Владимировича Манна, выходящие в России с регулярным постоянством. Причём, как правило, это разного рода переиздания и сборники, призванные в первую очередь популяризировать идеи и наблюдения учёного. Назовём только два из них, которые можно рекомендовать читателю любого возраста и степени подготовленности: выпущенный издательством «Аспект-Пресс» толстенный (813 страниц!) том «Гоголь. Труды и дни: 1809–1845» (М., 2004) и двухсотстраничное учебное пособие «Постигая Гоголя», вышедшее там же.

Отметив попутно отрадное стремление многотиражных издательств публиковать серьёзные литературоведческие книги, упомянем о ещё одной книге Ю.Манна, впервые изданной «Аспектом» (в 2004 году), а недавно переизданной с уточнениями и дополнениями (утолщившими книгу на целых сто страниц), — «Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. Учебное пособие» (М.: РГГУ, 2007. 518 с.). В ней очень точно определено место произведений Гоголя в ряду других романтических и близких к романтизму книг начала XIX века: «Вечера» рассматриваются в специальной главе, посвящённой романтической коллизии на народной почве, а «Мёртвые души» — среди произведений, возникших “в силовом поле романтизма”. Имея в виду, что отношения Гоголя и романтизма принадлежат к числу наиболее дискуссионных в нашем литературоведении, рекомендуем всем познакомиться с профессиональным взглядом на этот вопрос Ю.В. Манна.

Из авторитетных сборников статей разных авторов необходимо отметить серию материалов «Гоголевских чтений», ежегодно проводимых в Москве «Домом Гоголя» — городской библиотекой № 2, стоящей во дворике как раз возле печального памятника писателю. Вышло уже пять таких сборников, каждый из которых посвящён конкретной проблематике: «Гоголь и Пушкин», «Гоголь и театр», «Гоголь и мировая культура» и т.д.

Следует отметить также ряд книг о Гоголе, вышедших за пределами Москвы. Так, Самарский педуниверситет выпустил книгу известного гоголеведа Владислава Кривоноса «Повести Гоголя. Пространство смысла» (Самара, 2006), объединившую более двух десятков статей автора. Главный пафос учёного составляет его призыв понимать и пояснять произведения писателя, исходя из их структуры и заключённого в ней смысла, а не из догадок и домыслов, часто очень интересных и остроумных, но нередко не имеющих никакого отношения к тому, что думал и писал сам Гоголь.

От объективной данности творчества писателя отталкивается в своей новой книге и волгоградский исследователь А.Х. Гольденберг («Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя»: Монография. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. 261 с.). Его исследование посвящено фольклорным и литературным архетипам в поэтике Н.В. Гоголя, в нём комплексно изучается роль архетипов народной обрядовой культуры в поэтике писателя, а также по-новому решается вопрос о способах и приёмах реализации библейских и средневековых литературных архетипов в структуре гоголевских текстов. Особенно важно, что исследование Гольденберга сочетает традиционный литературоведческий подход с методами и приёмами искусствоведческой, фольклористической и этнографической науки.

Назовём ещё несколько интересных книг, которые стоит прочитать всем, кому интересен Гоголь и его творчество. В Ульяновске издано интереснейшее сопоставительное исследование ушедшего недавно из жизни даугавпилсского филолога Иосифа Трофимова «Искушение литературой: Николай Гоголь и эстетика духовной прозы первой половины XIX века» (Ульяновск: УлГТУ, 2006. 122 с.), в которой творческое наследие автора «Выбранных мест» рассматривается в живом взаимодействии с эстетикой отечественной духовной литературы ХIX века, с такими её явлениями, как наследие святителя Игнатия Брянчанинова и богословская публицистика А.С. Хомякова.

Нижегородская исследовательница Валерия Белоногова проясняет непростые отношения двух великих русских писателей, привлекая для этого редкие источники, в своей книге «Выбранные места из мифов о Пушкине» (Нижний Новгород: Деком, 2003); думается, в заглавии этой книги имя Гоголя не названо по недоразумению, потому что пушкинский миф рассмотрен в ней в постоянном сопоставлении с гоголевским.

Назовём также две недавние тверские книги, представляющие интерес для учителя: «Художественное пространство “украинских” сборников Н.В. Гоголя (“Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Миргород”)» О.С. Карандашовой (Тверь: Научная книга, 2005. 116 с.) и «Проблемы искусства в духовных исканиях Н.В. Гоголя» А.Ю. Янчевской (Тверь: Твер. гoc. ун-т, 2003. 204 с.). Обе они названы учебными пособиями, но представляют собой вполне самостоятельные научные работы, посвящённые частным, но важным проблемам творчества писателя.

Юрий ОРЛИЦКИЙ
Рейтинг@Mail.ru