Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2007

Курсы повышения квалификации

Педагогический университет «Первое сентября»

Татьяна Рыжкова


Проектирование уроков литературы

Учебный план курса

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы проектирования урока и системы уроков. Что определяет структуру урока? Нет правил без исключений.

18

Лекция 2. Взаимосвязь целеполагания и результативности системы уроков (урока). Кому и зачем нужны цели урока? Как сформулировать цель в диагностической форме? Как в целях спрятан урок и как его отыскать? Что такое учебная задача и как она связана с целями урока?

Контрольная работа № 1.

19

Лекция 3. Проектирование этапов подготовки к восприятию произведения и выявления специфики его восприятия. Какие функции выполняет каждый этап урока в структуре целого? Как выбрать один из множества вариантов и как его реализовать? Что делает учитель и что делают ученики?

20

Лекции 4. Проектирование этапа изучения произведений. Что и зачем изучаем? Как изучаем? Сколько учебных задач можно решить на одном уроке? Проектирование этапа изучения эпических произведений. Как выбрать форму урока, путь и приёмы изучения? Что делает учитель и что делают ученики? Когда и зачем можно отклоняться от выбранного пути и можно ли предвидеть эти отклонения? Как и зачем сталкивать разные интерпретации эпического произведения?

21

Лекция 5. Проектирование этапа изучения лирических произведений. Как уравновесить субъективное восприятие лирики? Возможные и невозможные формы урока и приёмы анализа текста. Творческая деятельность учеников при работе с лирическим произведением.

22

Лекция 6. Проектирование этапа изучения драматических произведений. “Арсенал” учителя. Как выбрать форму урока и приёмы в зависимости от уровня литературного развития учеников? Когда и как смотреть спектакль? Инсценирование и театрализованные игры на этапе изучения.

Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания. Зачем нужно подводить итоги? Как сделать общение неформальным? Кому и как нужно объяснять домашнее задание?

24

Лекция 8. Проектирование промежуточного и итогового контроля. Как подобрать домашнее задание для разных учеников? Какими могут быть тесты по литературе и что они могут проверить? Как проверить домашнее задание, не потеряв при этом времени? Что показывает контрольная работа и кому она нужна? Работы диагностические и/или контрольные?

Итоговая работа.

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2008 г.

Лекция 8. Проектирование промежуточного и итогового контроля

Без систематического контроля, без регулярной проверки домашних заданий невозможен образовательный процесс. Школьники, сколько бы лет им ни было, нуждаются в контроле, но не любят, когда их контролируют. Это связано с тем, что школьный контроль зачастую формален: указывая ребёнку на ошибки и недочёты, мы не помогаем их преодолеть, не настраиваем на коррекцию, то есть не нацеливаем в будущее. На самом деле любой контроль будет играть положительную роль только тогда, когда сменит функцию карающую на функцию помогающую, развивающую. Конечно, контроль, проверка не позволяют ученику расслабиться, не выполнить задания, но ведь все учителя хорошо знают, что “двойка” мало кого заставляет работать по-настоящему.

В этой лекции мы рассмотрим, как эффективно для развития учеников использовать разные формы контроля.

В школьной практике встречаются разные виды контроля: поурочный, промежуточный (после завершения учебной темы и в конце четверти) и итоговый (в конце учебного года).

Поурочный контроль напрямую связан с домашними заданиями. Поурочный контроль, а следовательно, и домашнее задание должны быть дифференцированными, личностно ориентированными, то есть учитывать уровень литературного развития ребёнка и его психологические особенности. Функция поурочного контроля — обеспечить систематическую работу ученика, регулярную коррекцию его деятельности, без которых невозможен процесс литературного развития (ЛР).

Сразу же заметим, что это положение не означает, что не может быть заданий, общих для всех учеников класса: прочитать текст, составить план, найти художественные средства, помогающие автору в создании образов.

Дифференциация связана с личностными особенностями ребёнка, с его психотипом, ведущим каналом восприятия (слух — аудиальный канал (А), зрение — визуальный канал (В), тактильные ощущения — кинестетический канал (К)), с его творческими способностями.

Такие задания, как нарисовать (графическое изображение), подобрать музыку, подготовить выразительное чтение или исполнение роли, написать вступительную статью, провести исследовательскую работу и т.п., требуют разных умений и способностей. И если учить работать с литературным текстом и развивать письменную и устную речь мы должны в любом случае, независимо от степени развития способностей ученика, то предлагать задания, связанные с претворением литературных произведений в других видах искусств, будем далеко не всем. Будем учитывать и желание ребёнка попробовать себя в какой-либо творческой деятельности.

Проектируя домашнее задание, учитель делит класс на несколько групп: по уровню литературного развития (ЛР) (от этого будет зависеть степень сложности отдельных аналитических заданий); по аналитическо-творческим способностям и интересам — художники, музыканты, писатели, критики, исследователи и т.п. (от этого будет зависеть выбор творческой деятельности); по ведущим каналам восприятия информации (от этого будут зависеть приёмы работы с теоретическим материалом). Последние психологические исследования подводят к мысли о желательности и половой дифференциации. Кроме того, мы учтём и личностные качества: активность — пассивность, способность — неспособность быть лидером, эмоциональность — сдержанность (от этих качеств будет зависеть формирование групп).

Предположим, что у нас в классе 10 человек. Для удобства будем именовать их по номерам.

По уровню ЛР в нашем мини-классе три группы: 1, 3, 6, 7, 10 — средний; 4, 8 — высокий и 2, 3, 9 — низкий. По аналитико-творческим способностям выделим другие группы: 1, 7 — художники; 2, 10 — музыканты; 3, 7, 8 — литературные способности; 6, 8, 9 — математики, логики; 4, 8 — хорошие актёрские и речевые (устная) способности; 5 — физические способности. По ведущему каналу восприятия: визуалы — 1, 3, 8 и к ним можно добавить учеников с двойным каналом — 6, (визуально-аудиальный) и 7 (визуально-кинестетический); аудиалы — 2, 9 и двойной канал у 6, 10 (аудиально-кинестетический); кинестетики — 4, 5 и двойной канал у 7, 10. Эмоциональные — 1–4; сдержанные — 5–10. Активные — 1, 2, 4, 7, 8; пассивные — 3, 5, 6, 9, 10.

Теперь будем подбирать для них домашнее задание и параллельно обдумывать возможные способы его проверки. Напомним, что для развития ребёнка необходимо предлагать ему не только “удобные” задания, но, напротив, включать и “неудобные”, активизируя “спящие способности”.

Рассмотрим это на примере домашних заданий к урокам по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Сначала составляем общее домашнее задание, учитывая содержание будущего урока, а потом уже решаем, какое из них будут выполнять все ученики, а какое — лишь некоторые.

Домашнее задание перед первым уроком по изучению повести.

1. Составьте план повести, обозначив повествователей. Задание преследует две цели: повторное чтение повести и привлечение внимания учеников к её композиции. К этому заданию обратимся по ходу урока.

2. Подготовьтесь рассказывать о своём отношении к Шарику. Задание аналитико-творческого характера, активизирует наблюдения над образом персонажа и мотивировки своей оценки образа, а также способствует развитию устной речи. Необходимо будет выслушать рассказы двух-трёх учеников, то есть включить их в проект урока.

3. Составьте план изменений, которые произошли с Шариком за неделю, проведённую в Обуховом переулке. Задание организует аналитическую деятельность учеников. Проверим по ходу урока — анализ образа.

4. Подготовьтесь рассказывать о том, как происходит “превращение из милейшего пса в мразь”. Задание связано с предыдущим и направлено на развитие речи. Рассказ должен быть необходимым для решения какой-либо проблемы.

5. Письменно ответьте на вопрос: “Осталось ли что-нибудь собачье в Шарикове?” — и приведите свои аргументы. Задание направлено на формирование умений аргументировать собственные суждения, носит преимущественно аналитический характер и способствует развитию письменной речи.

Итак, первое домашнее задание носит в основном аналитический характер (творческими заданиями являются рассказы, но и они основаны на аналитической подготовительной работе). Легче с таким домашним заданием будет справиться ученикам с высоким и средним уровнем ЛР и развитыми аналитическими способностями. Но у нас есть группа, в которой представлены аналитики с разным уровнем ЛР. Поэтому для ребят с низким уровнем ЛР такие задания будут полезны и посильны. Труднее им будет подготовить рассказы и записать свой ответ на последний вопрос. Художники и музыканты в меньшей степени готовы к аналитической работе, если уровень их ЛР низкий. Из двух предполагаемых рассказов легче им будет подготовить рассказ о своём отношении к Шарику, так как он более эмоционален по своей сути. Мы можем принять следующее решение. Задание 1 выполняют все ученики; задание 2 — 1, 2, 3, 7, 10. Задание 3 — для всех. Задание 4 — 5, 6, 8, 9. И задание 5 — 4, 8. Любой ученик может выполнить дополнительно любые задания, если появится желание.

Составлены ли планы, проверим сначала чисто визуально, пройдя по классу и заглянув в тетради; то же касается и письменного ответа на вопрос. При работе на уроке в планы и в ответы можно вносить изменения, и это не повлияет на оценку при более серьёзной проверке, когда учитель соберёт рабочие тетради в конце изучения темы. С устными заданиями всегда сложнее: очевидно, что невозможно на уроке выслушать всех. Выход видится в том, что учитель включает устные задания в проект урока так, чтобы они помогали увидеть в тексте что-то новое, важное для решения учебной задачи. Рассказ одного ученика в нашем случае ребята смогут дополнить, если будут упущены какие-либо подробности или нарушена последовательность превращений. По реакциям учеников на выступление одноклассника учитель может понять, кто готовился, а кто нет. Можно разделить всех выполнявших устное задание на две группы: оппоненты и защитники. Они должны будут вынести оценку выступавшему. Если кто-то из учеников нуждается в ежеурочном контроле, то у него можно проверить домашнее задание до начала урока.

Домашнее задание ко второму уроку

1. Выделите и запишите в тетрадь этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова. Задание для всего класса.

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное — 6, 9), обед (индивидуальное — 8, 10), посещение квартиры домкомом (индивидуальное — 4, 5). Анализ одного из трёх эпизодов предлагаем ученикам с развитыми аналитическими способностями и добавляем к ним несколько человек, у которых эти способности развиты хуже, например, 5, 9 и 10.

3. Подготовьте устный ответ на вопрос: “Что в Шарикове от собаки, что — от Чугункина?” Для аргументации подберите примеры из текста. Задание для всех.

4. Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы: “Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»?”. Индивидуальное для учеников с высоким уровнем ЛР, так как вопросы сложные. Но добавим к ним и несколько учеников со средним уровнем ЛР, например, 1 и 6, у которых довольно развито аналитическое мышление, тем самым подталкивая их вперёд.

5. Напишите рассказ о посещении доктором Борменталем и Шариковым цирка от имени одного из героев. Например: доктор вечером делает запись в дневнике или Шариков делится впечатлениями с Вяземской и Швондером. (Индивидуальное для тех, кто любит сочинять, — 2, 3, 7, 8). Художники могут сделать иллюстрации к этому вымышленному эпизоду (1, 7).

6. В тексте повести мы неоднократно встречаем упоминания музыкальных произведений. Отыщите их, прослушайте дома и подумайте, с какой целью Булгаков включает их в произведение. Задание для музыкантов и аудиалов.

Всё активнее в школьной практике используются тесты. Пришли они и на уроки литературы. Но я бы предостерегла учителя от увлечения тестами: эта форма позволяет проверить только знания на уровне запоминания, а вот выявить степень понимания прочитанного тест, даже самый удачный, не может.

Но без знаний невозможно и понимание, поэтому рассмотрим, как включить в проект разные тестовые задания.

  • Тест на знание биографии. Проверяет только знание дат и событий. Опыт показывает, что ученики, зная о предстоящей тестовой проверке, внимательнее слушают на уроке, а если рассказ учителя увлекателен, то и интерес появляется, и материал лучше запоминается.

Например, тест на знание биографии Н.А. Некрасова

Даты рождения и смерти (число и год)

Место рождения и смерти; где похоронен
Имение, в котором прошло детство поэта
Дата приезда в Петербург
Дата выхода первой книги стихов и её название
Поэмы Некрасова (не меньше трёх)
Последний сборник стихотворений поэта (название и дата)
Сборники, которые издавал Некрасов в 40-е годы
Журналы, которые редактировал Некрасов
Год выхода второго по факту и первого по сути сборника стихотворений Некрасова

Некоторые задания таких тестов можно дать и в зеркальном варианте, предложив по датам восстановить события.

  • Тест на знание текста произведения — «Узнай героя». Безусловно, невозможно запомнить все подробности описаний. И спрашивать о том, какого цвета были чьи-то глаза, бессмысленно. Но хороший тест такого рода рассчитан не на репродукцию, а на понимание сути образа персонажа, на зрительную конкретизацию образов. Поэтому и составляется он по особым правилам: даётся не отдельная, мало что значащая вне контекста деталь портрета, а подробное описание героя. Такие тесты приучают ребят обращать при чтении внимание на портреты, на художественные детали. Например, фрагмент теста «Узнай героя» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (всего в тесте 10 позиций).

1. “…Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим… жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки”. (Мармеладов.)

2. “…Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь. Одет он был в широком щёгольском лёгком пальто, в светлых летних брюках, и вообще всё было на нём широко, щёгольское с иголочки; бельё безукоризненное, цепь к часам массивная”. (Зосимов.)

Комментарий. Указание на возраст не позволяет перепутать Зосимова со Свидригайловым, хотя это типичная ошибка в детских работах. Если даётся ответ без фамилии героя, но верно указываются другие признаки (род деятельности, отношения с Раскольниковым), то ответ оценивается как правильный.

3. “…Человек уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой… Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда… была щёгольская, летняя, лёгкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем”. (Свидригайлов.)

4. “…Человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке… маленькая, толстенькая и круглая фигурка, как будто мячик, катавшийся в разные стороны и тотчас отскакивавший от всех стен и углов… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшей в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать”. (Порфирий.)

5. “…Господин немолодых уже лет, чопорный осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией… Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида…” (Лужин.)

Узнавать героя можно и по характерным особенностям его речи, по словам, в которых выражается его мироотношение, позиция по какому-то вопросу. Такие тесты полезны при изучении драмы.

  • Тесты по нескольким произведениям разных авторов позволяют выявить, какие произведения прочитаны, а какие нет. Их можно использовать для зачёта. Например, фрагменты теста по теме «Творчество русских писателей-реалистов начала XX века».

Для ответов используются комбинации цифр: Бунин — I, Куприн — II, Горький — III.

1. Кто из этих писателей родился в один год?

2. Кто из них умер в эмиграции (I), Москве (II), Ленинграде (III)?

3. Кто что написал? 1. Поединок; 2. Мещане; 3. Мать; 4. Гранатовый браслет; 5. Макар Чудра; 6. Господин из Сан-Франциско; 7. Тёмные аллеи; 8. Деревня; 9. Жизнь Клима Самгина; 10. Олеся.

Комментарий. Ответ будет выглядеть так: III — 2, 3, 5, 9; II — 1, 4, 10; I — 6, 7, 8.

4. О ком или о чьём творчестве приведённые ниже отрывки?

1. Его герои напоминают человеку о том, что жизнь может быть другой, впрочем, как и сам человек.

2. Его всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной.

3. Фабулу отдельной его повести пересказать легко. Содержание передать очень трудно.

4. Мечтая вместе со своими героями о великой и святой любви, он стремится доказать нам, что “ничтожны и презренны все усилия опутать любовь цепями условности”.

5. Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде.

6. “Мораль господ” была мне так же враждебна, как и “мораль рабов”, у меня слагалась третья мораль: “Восстающего поддержи”.

Это задание очень сложное. Его можно выполнить только после серьёзной работы на уроках, глубокого осознания специфики творчества каждого автора. Некоторые высказывания можно отнести одновременно к двум художникам, хотя его автор имел в виду конкретного писателя. Подобные ошибки для учеников ошибками не являются.

5. О ком из героев эти слова? Кто автор произведения, в котором действует этот герой?

1. Лексика отличается разнообразием, гибкостью и удивительной точностью, конкретностью.

2. Люди думают, что они заняты разными делами, они заняты только жраньём.

3. Его любовь побеждала смерть и предрассудки… звучала музыкой Бетховена.

4. Он выступает как повивальная бабка, помогающая разродиться этой священной для мира сути каждого человека.

В ответе указывается имя героя и цифра, соответствующая имени автора.

6. Герои и авторы. Если образ героя создан каким-либо другим автором, то поставьте 0.

1. Изергиль

2. Ромашов

3. Ларра

4. Суламифь

5. Сокол

6. Василий Шеин

7. Рада

8. Чудра

9. Мануйлиха

10. Сатин

11. Ярмола

12. Уж

13. Василиса Костылёва

14. Иван Тимофеевич

15. Желтков

16. Женни Рейтер

17. Бубнов

18. Пепел

19. Селифан

20. “Атлантида”

21. Капри

23. Лоренцо

24. Амосов

  • Контрольные тесты, проверяющие знания после изучения произведения. Среди авторов тестов есть такие, кто пытается так сформулировать вопросы, чтобы ответ, данный учеником, всё же говорил и о понимании им образа персонажа, авторской позиции. Вот, например, тестовое задание из книги Н.Г. Михновец.

Как показан в романе «Преступление и наказание» Раскольников, герой-идеолог? (Два верных ответа.)

1. Герой лишён какой бы то ни было философско-этической рефлексии.

2. Герой — острый и тонкий аналитик, в одиночку решающий главные вопросы духовного бытия, пересматривающий весь опыт исторической жизни человечества.

3. Герой живёт во время, предшествующее эпохе кризиса религиозной веры.

4. Герой включён в атмосферу привычной обыденности, укоренён в национальное народное бытие.

5. Герой пребывает в болезненном состоянии, он выбит из устойчивой бытовой колеи, оторван от народа и почвы.

Автор теста указывает ученикам количество правильных ответов. Я бы этого делать не стала. Открытый тест позволяет более точно проверить знания ребят.

И всё же тест проверяет прежде всего знания, тем более что учитель, ориентируясь на контрольную в форме теста, так или иначе обязательно затронет основные вопросы. Ученики с хорошей памятью запомнят ответы, выводы, сделанные на уроке (они записываются в тетради), и смогут хорошо справиться с контрольной. Только вот надолго ли задержатся эти знания в памяти?

Формой промежуточного контроля остаются и традиционные контрольные работы. От формализованного теста они отличаются тем, что на вопросы даются аргументированные ответы, но объём и время работы ограничены, поэтому ответ требует лаконизма, чёткости, умения выделить самое главное, то есть систематизации и отбора материала. Однако и контрольные в виде списка вопросов преимущественно проверяют знания. Например, контрольная работа по теме «Русский футуризм и творчество Маяковского».

1. Где и когда Маяковский начал писать стихи?

2. Где и когда Маяковский познакомился с Давидом Бурлюком? Что вы знаете о Бурлюке?

3. Какие футуристические сборники вы знаете? Назовите русских кубофутуристов. Как они ещё называли своё направление в искусстве?

4. Назовите основные положения манифеста кубофутуристов. В каком сборнике и когда они были опубликованы?

5. Что такое «Новый Сатирикон» и какое отношение имеет к нему Маяковский?

6. Какими событиями отмечен 1915 год в жизни Маяковского?

7. Против чего и как бунтует молодой Маяковский? Согласны ли вы с ним? Почему?

8. Продолжите фразу, сказанную Маяковским: “Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было…”

9. Какие поэмы Маяковского вы знаете? Какие драматические произведения Маяковского вы знаете?

10. Что такое “Окна сатиры РОСТА» и какое отношение имеет к ним Маяковский?

11. Каково, по мысли Маяковского, назначение поэта и поэзии? Согласны ли вы с поэтом? Почему?

12. Согласны ли вы с тем, что поэзия Маяковского слишком сложна? Почему?

Глубина понимания текста, его идеи проявляется лишь в таких видах работ, как письменный анализ текста, сочинение-размышление и интерпретация. Отличия между ними состоят в том, что анализ требует наблюдений над построением текста, осмысления отдельных элементов произведения, обнаружения их взаимосвязи и выводов об их роли в структуре текста; сочинение-размышление в большей степени носит субъективный характер и отражает личность читателя произведения, его позицию, хотя так же, как анализ текста, требует доказательств и выводов. Интерпретация может быть вербальной (письменная работа, выразительное чтение, исполнение роли) и невербальной: иногда рисунок ученика скажет нам больше, чем его слова.

Выбирая для урока ту или иную форму контроля, учитель задумывается о том, какова его цель, что он хочет увидеть: прочитали — не прочитали; выучили — не выучили; поняли — не поняли; заинтересовались, задумались — или нет; какие проблемы возникли и в связи с чем. Ответ на этот простой вопрос и определит выбор учителя. И ещё одно замечание: если ученики знают, что их работы интересны учителю, что он переживает за них, хочет, чтобы у них всё получилось, то и отношение к контрольным будет иным: они перестанут восприниматься как контрольные, как “карающие”, напротив, станут способом общения между учителем и учеником. А кто же отказывается от интересного, приятного и полезного общения?

Сегодня контрольная работа должна стать прежде всего диагностической, позволяя учителю выявить и уровень знаний ребёнка, и качество осмысления прочитанного, и его литературно-творческие способности. Диагностические работы можно проводить не более четырёх раз в год, а в старших достаточно и двух — в конце четвертей или полугодий. Диагностическая работа, таким образом, включает в себя и тесты, и ответы на вопросы, активизирующие все сферы читательского восприятия по самостоятельно прочитанным произведениям, и творческую письменную деятельность, в которой раскроются не только речевые умения, но и понимание учеником тех или иных проблем. Такие комплексные работы позволяют судить о том, как протекает процесс литературного развития школьников, и выявлять причины, ему мешающие. Примеры таких диагностических работ даны, например, в программе под ред. В.Г. Маранцмана.

Вопросы для повторения

1. Какие виды контроля существуют, какова цель каждого из них?

2. Почему домашние задания должны быть дифференцированными?

3. По каким позициям проводится дифференциация и почему?

4. Почему тест не является полноценной формой контроля литературного развития ребёнка?

5. При каких условиях можно использовать тесты на уроках литературы?

6. Какие виды тестов существуют?

7. Чем тест отличается от контрольной работы?

8. Какие виды работ помогают выявить глубину осмысления произведения и почему?

9. Чем диагностическая работа отличается от контрольной?

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина массажных столов Comfort-Lux.ru. Опытные консультанты помогут вам разобраться в богатом ассортименте массажного оборудования, представленном в магазине. Широкий выбор массажных столов различной функциональности и конфигурации. Фирменная гарантия на массажную продукцию. Ведущие мировые производители. Столы для массажа для профессионального использования и для дома, массажеры для индустрии красоты и для персонального применения.

Рекомендуемая литература

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5–9 кл.: Методическое пособие. М., 2003.

Есин А.Б. Русская литература XIX в.: Задачи, тесты, полезные игры. М., 2000.

Кленицкая И. Домашние задания тоже должны быть интересными // Литература. 2003. № 24.

Михновец Н.Г. Тестовые задания по литературе для 9 класса. СПб., 2003.

Михновец Н.Г. Тестовые задания по литературе для 10 класса. СПб., 2003.

Программа по литературе для старшей школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 1998.

7. Сапир А.М. Индивидуальные опережающие задания на уроках литературы в старших классах // Филологический класс. 1996. № 1. С. 45–50.


Т.В. Рыжкова

Итоговая работа

В качестве итоговой работы вам предлагается разработать систему уроков по одной из трёх указанных ниже тем и представить проект одного из уроков, входящих в эту систему, с его методическим обоснованием. Представление системы уроков предполагает изложение концепции произведения, постановку диагностических целей и обоснованное распределение материала по урокам. Проект урока выполняется по образцам, представленным в лекционном курсе: указываются цели урока, выделяются его этапы, вопросы и задания, которые даёт учитель, и виды деятельности учеников. В методическом обосновании объясняется, почему именно таким образом организован каждый этап урока, почему именно в такой последовательности предлагаются вопросы и задания, выбираются те или иные приёмы работы с текстом произведения и виды деятельности учеников.

Темы

1. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7-й класс. 2–3 урока в системе)

2. А.А. Блок. Образ Петербурга в творчестве А.Блока (11-й класс. 2 урока в системе)

3. А.Н. Островский. «Снегурочка» (8-й класс. 3 урока в системе)

Итоговую работу необходимо выслать не позднее 28 февраля 2008 года в Педагогический университет «Первое сентября» по адресу: ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165.

К итоговой работе необходимо приложить справку о внедрении, заверенную руководителем образовательного учреждения, где это внедрение было осуществлено.

Рейтинг@Mail.ru