Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2007

Архив

Литературная картаМемориальная квартира Андрея Белого на Арбате

Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате

На карте современной Москвы Арбат, как известно, — одна из непременных туристических точек. В будни и в праздники он многолюден, пёстр и многоязык, так что за людской толпой порою нет возможности рассмотреть хорошенько то или иное здание. И кажется невероятным, что всего каких-то сто лет назад эта улица была совсем другой:

“Дома — охровый, карий, оранжево-розовый, палевый, даже кисельный, — цветистая линия вдаль убегающих зданий, в один, два, три этажа; эта лента домов на закате блистала оконными стёклами; конку тащила лошадка; и фура <…> квадратная, пёстрая, перевозила арбатцев на дачи…”

Так рассказывал в 1930 году об Арбате своих детства и юности писатель Андрей Белый (Б.Н. Бугаев) — один из знаменитейших местных жителей (“арбатцев”, по его собственному определению). Рассказывал в то время, когда и для него самого приведённая выше картина относилась уже к разряду далёких воспоминаний…

Публикация статьи произведена при поддержке информационного портала poRemontu.ru, освещающего актуальные вопросы ремонта коттеджей, квартир, офисов. Организация строительства требует досконального подхода – архитектурного плана, часто геологической разведки, но даже если вы затеваете просто ремонт небольшой квартиры – всегда лучше продумать все заранее – от количества розеток до дизайнерских изысканий, согласованных с китайским учение фэн-шуй. Портал поможет вам сориентироваться во всех аспектах предстоящего ремонта, чтобы уберечь вас от досадных промахов. Создайте комфорт и уют вместе с poRemontu.ru

“Помнится прежний Арбат: <…> у Денежного — дом Рахманова, белый, балконный, украшенный лепкой карнизов, приподнятый круглым подобием башенки: три этажа. В нём родился; в нём двадцать шесть лет проживал”.

Этот дом (под номером 55) и в наши дни встречает каждого, кто попадает на Арбат со стороны Смоленской площади и одноимённой станции метро. Сюда, в квартиру на третьем этаже, в конце 1870-х годов въехал знаменитый учёный, профессор, декан физико-математического факультета Московского университета Николай Васильевич Бугаев с женой — известной московской красавицей Александрой Дмитриевной. Здесь 14 (26) октября 1880 года появился на свет их единственный сын Борис.

Правда, с течением времени белое, когда-то трёхэтажное здание сделалось светло-зелёным и четырёхэтажным, потеряло свою “башенку”, но не утратило лепных карнизов и кованых балконов. Один из них (глядящий на угол Арбата и Денежного переулка) ранним летом 1901 года студент университета Борис Бугаев превратил в подобие кабинета, где, вдохновляясь красками зорь и их отражением в куполах собора Новодевичьего монастыря, писал то самое произведение — «Симфонию (2-ю, драматическую)», с которым суждено было войти в литературу знаменитому в будущем Андрею Белому.

Само это поэтическое имя обязано своим существованием жителям всё того же арбатского дома — “нижним” соседям Бугаевых. М.С. Соловьёв, сын знаменитого историка и брат философа Владимира Соловьёва (культовой фигуры русского символизма), и его жена О.М. Соловьёва всячески поощряли литературные занятия юноши (Боря Бугаев дружил с их сыном Сергеем, впоследствии — поэтом и религиозным деятелем), и именно М.С. Соловьёв, собираясь предложить только что написанную «Симфонию» в издательство «Гриф» своему приятелю Валерию Брюсову, придумал для Бори Бугаева звучный поэтический псевдоним.

Обо всём этом вспоминал впоследствии Андрей Белый. До конца дней он то и дело возвращался мысленно в дом своего детства, к ощущениям и переживаниям из начала жизни, к попыткам анализа более чем сложных отношений между родителями и их влияния на душу подрастающего сына, к воспоминаниям о “годе зорь”, когда московский студент превратился в поэта-символиста, о тех людях, которые “ручьём стекались сюда” со своими разговорами, спорами, философствованием (при жизни Н.В. Бугаева это были в основном, представители московской профессуры). Особенными воспоминаниями из детства остались у Андрея Белого нечастые визиты к родителям Льва Толстого. После смерти отца в 1903 году у Белого стала собираться по воскресеньям едва ли не вся тогдашняя “богемная” Москва; бывали: З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский, К.Н. Бальмонт, А.А. и Л.Д. Блоки. Именно тогда и именно здесь был организован символистский кружок «Аргонавтов» во главе с Андреем Белым, Сергеем Соловьёвым и Эллисом — Л.Л. Кобылинским.

Со временем арбатская квартира стала не только частью воспоминаний её когдатошнего жильца, но и полноправной героиней сочинений Белого. «Котик Летаев», «Крещёный Китаец», романный цикл «Москва», книга мемуаров «Начало века» — всюду является она, является куда большим, чем элементарное “место действия”.

Музей-квартира Андрея Белого, расположенный ныне в тех самых комнатах, которые на страницах своих произведений писатель сравнивал с мифическим Лабиринтом, предоставляет посетителям возможность уникального опыта — своего рода путешествия во времени и в пространстве русской культуры — в прошлое, в эпоху Серебряного века.

Экспозиция придумана таким образом, чтобы одновременно рассказать и о бытовой, биографической стороне жизни семьи Бугаевых, и о бытийственной сфере существования этого Дома.

Отдельного повествования заслуживает, безусловно, сама история создания музея, собирания по крупицам весьма внушительной на сегодняшний день коллекции экспонатов, разработки уникальной в своём роде экспозиционной концепции.

Впрочем, как говорится, лучше один раз увидеть… Двери музея открыты для посетителей всех возрастов. Квартира Бугаевых на Арбате продолжает оставаться Домом, в котором рады гостям.

Иоанна ДЕЛЕКТОРСКАЯ

Справки по телефонам: (499) 241-85-28, 241-77-02

Заказ экскурсий: (499) 241-92-95

Часы работы: 10–18 (касса до 17.30), кроме понедельника, вторника и последней пятницы месяца.

Рейтинг@Mail.ru