Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2007

События и встречи

События и встречи

Форум словесников — обзор анкет

Во время работы Форума словесников (7–8 ноября) его участникам была предложена анкета, касающаяся выпускного экзамена по литературе. Вот некоторые результаты, полученные после обработки 57 собранных анкет (это примерно четверть от всех участников Форума — довольно высокая доля для любого добровольного опроса).

1. За обязательный выпускной экзамен по литературе проголосовали 89,5% опрошенных. Основной аргумент противников — “фиктивность” экзамена и неспособность “втиснуть в рамки экзамена искусство слова”.

2. 79% респондентов отметили необходимость разведения базового и профильного уровней экзамена. Основной мотив — “ЕГЭ нужно предложить тем выпускникам, кто будет поступать в вуз”. Не согласились с предложением дифференцировать экзамены на двух уровнях 14% респондентов — они сослались на то, что стандарт должен быть единым.

3. 47,4% опрошенных не смогли определиться в вопросе, нужно ли изменять стандарт в сторону сокращения, выделять “основной” список и создавать “дополнительный”. Согласие с этой идеей выразили 43,8% респондентов; 8,8% выступили против сокращения обязательного списка. В дополнительный список книги, по мнению большинства опрошенных, должны выбирать учителя либо учителя вместе с учениками.

4. Наибольшее количество разногласий вызвал вопрос, посвящённый проблеме списывания на экзамене. Среди ответивших были выявлены пессимисты, утверждавшие, что избежать списывания “невозможно” или “очень трудно” (12,2%). Более оптимистично настроенные учителя видят разные способы решения проблемы. 18,4% опрошенных предложили “усилить контроль” (допустить присутствие “независимых комиссий” на экзамене, запретить публикацию «Золотых сочинений» и обнародование тем выпускных сочинений). 24,5% хотели бы совершенствовать формы экзамена. 30,6% респондентов просят просто “быть честными” и “доверять учителю”.

5. Большинство опрошенных (67%) против совмещения в одном экзамене русского языка и литературы. 21% полагает, что возможно привычное проведение экзамена в форме сочинения; 14% считают возможным совмещение, если в части С ЕГЭ по русскому языку будет задание написать сочинение.

6. Возможность проводить отдельный от русского языка экзамен по литературе в форме “сочинения на литературную тему” отмечают 24,6% опрошенных; 36,8% считают допустимой формой “сочинение по незнакомому тексту”; 50,9% поддерживают вариант “защита реферата или исследовательской работы”; “устный экзамен по билетам” считают приемлемым 59,6%; 10,5% не против “ЕГЭ в формате 2008 года”. “Изложение с литературоведческим заданием” нравится лишь 3,5% респондентов.

7. Отрадно то, что больше 80% респондентов, имея возможность не подписывать анкету, подписали её и оставили нам свои координаты, комментарии и пожелания. Мы видим в этом выражение доверия друг к другу и желание продолжить профессиональное общение.

И ещё один очевидный итог нашей работы — по результатам рецензий на демоверсию ЕГЭ-2008 (среди них значительная часть была написана авторами «Литературы» и передана нами в ФИПИ) она была существенно изменена. Разработчики устранили многие формулировки, подвергшиеся критике. В целом этот вариант стал выглядеть намного “приличнее”. Остаётся только вопрос о том, как довести до такой же кондиции реальные экзаменационные варианты — ведь над ними коллективной работы такого масштаба не предполагается. А жаль!

С изменениями в демоверсии-2008 можно познакомиться на следующем развороте. Особенно наглядными станут они при сравнении с предыдущим вариантом, опубликованным в № 21.

Рейтинг@Mail.ru