События и встречи
Трибуна: обсуждаем ЕГЭ
О едином государственном экзамене по русскому языку
Из решения методического
объединения учителей русского языка и
литературы
Парфинского района Новгородской области от 17
октября 2007 г.
В ходе обсуждения демоверсии ЕГЭ по литературе на методическом объединении прозвучали следующие замечания.
1) Количество времени, выделяемого на выполнение заданий, явно недостаточно.
2) Некоторые задания (В-4) имеют несколько вариантов ответа.
3) Неточность формулировки заданий. Задание В-3. Формула “маленький человек” имеет в каждый период истории литературы разное понимание. Такие герои, как Червяков (А.П. Чехов «Смерть чиновника»), Саранин (Ф.Сологуб «Маленький человек»), не способны “в определённых обстоятельствах раскрыться с неожиданно яркой стороны”. Они созданы авторами заданно серыми, обыкновенными и скучными.
4) Подробный и аргументированный ответ на четыре страницы текста С-7 без наличия текстов произведений проблематичен. (Вспомним, что сочинение по открытым темам на 6 страниц писалось в течение шести часов с использованием текстов произведений и словарей, а результаты были плачевны.) Зачем же давать детям невыполнимые задания? Статус литературы как предмета от этого не повысится, читать больше дети не станут, а процесс обучения окончательно превратится в натаскивание.
5) Вместе с тем задания С-3, С-6 вызвали интересные варианты ответов учителей, предположений по поводу сквозных тем и проблем в произведениях русской литературы и решение уделить более пристальное внимание подобным вопросам в ходе анализа произведений.
По поводу формы проведения экзамена по литературе были высказаны следующие предложения.
1. Совместить экзамен по русскому языку и литературе, предоставив для анализа художественный текст (задание С).
2. Оставить экзамен обязательным в существующих формах (по билетам, в форме реферата). ЕГЭ сделать для детей, сдающих экзамен как вступительный, вне зависимости от профиля обучения (ученики школы, где нет филологического профиля, могут, тем не менее, захотеть поступить на филфак).
3. В качестве ЕГЭ предложить интерпретацию поэтического и прозаического текстов, которыми можно пользоваться во время экзамена.