Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 10-й класс Бюст И.С. Тургенева работы скульптора Жозефины Полонской, жены известного поэта. 1884 г.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя

Продолжаем знакомить вас с главами из методического пособия, которое готовится к выходу в свет в издательстве «Академия» (начало см. в № 22). Это книга для учителя, решившего работать с учебником И.Н. Сухих (мы представляли его на страницах «Литературы», печатали отдельные главы). Наши читатели уже оценили этот учебник, написанный необыкновенно свежо и интересно. Недавно он получил гриф Министерства образования, с чем поздравляем автора. Надеемся, что скоро учебник пойдёт в широкую продажу. В “методичке” к учебнику вы найдёте оригинальные задания, методические ходы, раздаточный материал, которые помогут вам построить интересный урок — независимо от того, по какой программе, по какому учебнику вы работаете.

Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя (1 ч.)

I. Слово учителя о цикле романов Тургенева от «Рудина» до «Нови». Тургеневские представления о “должном” в искусстве: “Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными представлениями” («По поводу “Отцов и детей”», 1869).

Пути постижения “истины”, прежде всего конкретно-исторической, а через неё — общечеловеческой, для писателей различны. Как пишет И.Сухих, “Гончарова и Толстого привлекает вечный человек: глубинные, стабильные свойства его натуры, его природа и темперамент. Достоевского интересует человек идеологический: его герои, даже второстепенные, обычно оригинально философичны. Тургенев всегда пытался поймать и понять человека исторического, увидеть в своих персонажах движение времени, отпечаток истории”.

Таким образом, главная тема романов писателя — поиск исторического деятеля эпохи, который, как мечтал когда-то Гоголь, скажет наконец “это всемогущее слово: вперёд”. Однако история эта для Тургенева, человека своего времени, сопряжена с вечными типами Гамлета и Дон Кихота.

II. Комментирование учащимися статьи И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот». (Со статьёй ученики работали дома.)

Каковы черты каждого типа, о которых Тургенев пишет в статье «Гамлет и Дон-Кихот»? Почему Тургенев обращается именно к этим персонажам мировой литературы? Как вы понимаете, что такое “вечные типы”?

III. Обзор содержания романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и «Накануне» (по желанию).

Дополнительные вопросы и задания к беседе

«Рудин». Как поняли рудинский тип? Первоначально Тургенев предполагал назвать роман «Гениальная натура». Почему отказался от этого замысла? Гамлетовский или донкихотский тип рисует писатель в образе Рудина? Можно ли ответить на этот вопрос однозначно? В чём трагизм Рудиных?

«Дворянское гнездо». Дайте истолкование выражения “охотник слова”. Что такое “тайная психология”? Прокомментируйте тургеневский метод на примере одной из сцен романа.

«Накануне». Как вы понимаете тургеневское определение “лишний человек”? Кто ещё принадлежит к “лишним” в русской литературе? Можно ли назвать лишними Рудина, Лаврецкого, Инсарова? Как понимаете слова Добролюбова “Нужны русские Инсаровы”?

IV. Домашнее задание

  • Какие черты становятся определяющими для героя новой эпохи (в сопоставлении с Онегиным, Печориным, Рудиным)?
  • Найдите в Интернете слова “нигилизм” и “нигилист” и посмотрите, сколько раз и в каких значениях они встречаются. Обратитесь к толковому словарю и дайте определение этого понятия, а также понятий “разночинец” и “радикал”.

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение о прототипах Базарова. Используйте учебник и книгу П.Г. Пустовойта «Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”: Комментарий», а также статью И.С. Тургенева «По поводу “Отцов и детей”».

Герой времени: нигилист как философ (1 ч.)

I. Беседа с учащимися.

Сколько раз слова “нигилизм”, “нигилист” встретились вам в сети Интернет? В каких значениях? Как вы думаете, кто ввёл его в столь широкий обиход? Изменилось ли с тех пор значение этого слова? Дайте словарное определение понятия нигилизм. Как вы понимаете, что такое нигилизм сегодня?

Почему героем 60-х годов становится нигилист? Какие черты являются определяющими для героя этой эпохи? В чём Базаров противопоставлен предшественникам (“онегинской семье”)?

II. Проверка индивидуального задания.

Сообщение о прототипах Базарова. Важно ли то обстоятельство, что у Базарова были прототипы?

Вспомните, что вам известно о В.Г. Белинском. Как вы полагаете, почему Тургенев посвятил роман памяти критика?

III. Аналитическое чтение эпизода: первая встреча с Базаровым.

Найдите значимые художественные детали облика Базарова. Как они помогают определить социальную принадлежность героя, его психологические черты и свойственную ему манеру поведения? Почему герой представляется “Евгений Васильев”? В чём смысл такого “простонародного” (может быть, нарочито эпатирующего) представления? А не сразу поданной Николаю Петровичу при знакомстве руки? Как здесь работает тургеневский метод “тайной психологии”?

Попытайтесь по портретной характеристике составить представление об авторском отношении к Базарову. Сопоставьте фрагмент портрета героя в первой публикации в журнале «Русский вестник» (“…показал Николаю Петровичу всё лицо своё. Длинное и худое, с широким угреватым лбом…”) и соответствующий фрагмент текста отдельного издания, вышедшего позже (“…показал Николаю Петровичу всё лицо своё. Длинное и худое, с широким лбом…”). Что меняется в авторском отношении к герою?

Традиционно в русском классическом романе наличествует “экспозиция героя” (вспомните романы, где она открывает повествование, появляется в середине книги, в конце). Что в неё входит? Есть ли такая “экспозиция” у Базарова? Павла Петровича? Николая Петровича?

IV. Письменная работа. Соберите разбросанные по роману упоминания о прошлом Базарова (его собственные или других персонажей) и “представьте” героя читателю. В качестве образца можете использовать модели предысторий героев произведений, прочитанных ранее, или предысторию Павла Петровича Кирсанова.

Почему в романе нет предыстории героя в классическом понимании этого слова? Чем это можно объяснить? Почему герой подчёркнуто стремится отгородиться от прошлого, в том числе и своего собственного? Как это отрицание прошлого связано с базаровским мировоззрением?

V. Беседа о мировоззрении Базарова. Выборочное аналитическое чтение отдельных эпизодов романа.

“За исключением воззрений Базарова на художества, — я разделяю почти все его убеждения”, — писал Тургенев в статье «По поводу “Отцов и детей”». Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к биографии и “убеждениям” героя. В каких эпизодах раскрываются эти “убеждения”? Озаглавьте эпизоды. Прокомментируйте высказывания Базарова о природе, аристократии, науке, любви, народе, “художествах”.

Выпишите афоризмы героя, которые помогут вам ответить на этот вопрос. Какая “максима” (правило поведения, выраженное в краткой формуле, основной логический или этический принцип, которым человек руководствуется в своих действиях) Базарова представляется вам самой радикальной?

Как вы понимаете слова, сказанные Базаровым Павлу Петровичу в Х главе: “В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем. — Всё? — Всё. — Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить... — Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров”. Что понимает нигилист под словом “всё”?

Какова речевая манера героя? Попытайтесь объяснить, чем его речь отличается от манеры говорить других героев. Прокомментируйте глаголы ввода прямой речи в споре Базарова с Павлом Петровичем в Х главе. Как их выбор позволяет охарактеризовать каждого из оппонентов? Почему Базаров выходит из этого спора победителем?

VI. Домашнее задание (раздаточный материал).

Какие ещё воззрения Базарова, кроме воззрений “на художества”, с вашей точки зрения, всё же не разделяет автор? Подготовьте краткий связный ответ, включите в него цитаты из романа.

Задания и примерные вопросы для групповой работы к следующим урокам (Базаров и Кирсановы, Базаров и родители, нигилист и псевдонигилисты, Базаров и Аркадий).

1. Базаров и Кирсановы

  • Объясните слова “либерализм, либерал”. Героями какого времени могут считаться братья Кирсановы? Видите ли вы их сходство с героями предшествующих тургеневских романов? Прокомментируйте их предыстории. Как в них отразилось время и какое это время? Как автор показывает в романе, что социально-философский конфликт «Отцов и детей» — противостояние между героем “шестидесятых годов” и “людьми сороковых годов”? Что такое “люди сороковых годов”? Согласны ли с Базаровым, что их “песенка спета”?
  • Какие ценности защищает Павел Петрович? Почему? Прав ли он с точки зрения автора? За что старший Кирсанов ненавидит “лекаришку”? В чём герой схож со своим оппонентом Базаровым? (На материале VI и X глав романа.)
  • Какие черты характерны для речи демократа Базарова, а какие — для аристократа Павла Петровича?
  • Чем Николай Петрович отличается от брата и почему не вступает в открытый конфликт с Базаровым? Кого из братьев Тургенев склонен считать романтиком?
  • Прокомментируйте стихи, которые Николай Петрович читает в III главе романа. Как они освещают его образ? Подумайте, что “добавляет” XI глава к читательским представлениям об этом герое? Как в ней выражено авторское отношение к Николаю Петровичу? Как называется форма повествования, к которой прибегает автор в этой главе?
  • Меняется ли что-нибудь в вашем отношении к братьям Кирсановым после знакомства с Матвеем Ильичом Калязиным?
  • Какой человеческий и социальный тип видит Базаров в братьях Кирсановых? Почему отрицает этот тип?

2. Базаров и родители

  • Отберите эпизоды, раскрывающие суть взаимоотношений Базарова и родителей. Прокомментируйте их. Как в этих эпизодах проявляются нигилистические воззрения Базарова? Любит ли он родителей?
  • П.Г. Пустовойт приводит такую авторскую правку, сделанную Тургеневым в процессе работы над романом. В журнале «Русский вестник»: “«Презабавный старикашка, — прибавил Базаров, как только Василий Иванович вышел» — в тексте отдельного издания: «Презабавный старикашка и доб­рейший, — прибавил Базаров, как только Василий Иванович вышел»; «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет… Это чепуха, но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось… вы знаете» — в отдельном издании прибавление: «Чем бы дитя ни тешилось… вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…»” Самостоятельно прокомментируйте эти авторские изменения текста.
  • В чём, по-вашему, состоит конфликт Базарова с родителями? Преодолим ли он? Какой ответ даёт автор романа? Что позволяет некоторым исследователям (Ю.В. Лебедеву) увидеть в романе мотив блудного сына?

3. Нигилист и псевдонигилисты

  • Дайте отзыв о Кукшиной и Ситникове от лица Базарова (смоделируйте ситуацию, в которой он мог бы делиться своими впечатлениями, скажем, с Аркадием).
  • По тексту романа (сосредоточив своё внимание на художественных деталях) дайте характеристику этих персонажей. Как бы их назвали: пародии, карикатуры, кривые зеркала героя, комические двойники? Аргументируйте свой ответ. Зачем они нужны в романе? В чём вы видите разницу между ними и Базаровым? Доскажите истории этих персонажей.

4. Базаров и Аркадий

  • Перескажите историю взаимоотношений “учителя” и “ученика”, используя текст романа. В каких эпизодах первой части романа (до роковой встречи главного героя с Одинцовой) можно разглядеть “подлинного”, “ручного” Аркадия? С какой целью Тургенев “доверяет” повествование о несчастной любви Павла Петровича Аркадию? Как Аркадий раскрывается в отношениях с отцом (III гл.), Одинцовой, Катей? Попытайтесь сформулировать авторское отношение к герою.

Проанализируйте эпизод прощания Базарова с Аркадием (гл. XXVI). Как раскрывается каждый из героев в этом диалоге? Что становится причиной их разрыва? Можно ли согласиться с Писаревым, который предсказывал Аркадию судьбу “рафинированного Манилова”?

“Долой авторитеты!” (2 ч.)

I. Связный ответ на вопрос: какие ещё базаров­ские воззрения, кроме воззрений “на художества”, не разделяет автор?

II. Подготовленные выступления групп (см. домашнее задание предыдущего урока).

Главный вопрос, который ставится перед началом работы на уроке: почему одинок Базаров? В заключение этого этапа урока учащиеся формулируют письменный ответ на этот вопрос. Чтение и обсуждение двух-трёх работ.

III. Выявление авторской позиции в романе.

А.В. Луначарский считал, что “Тургенев с самого начала подошёл к этому произведению в целом — к характеристике либералов-помещиков и разночинцев-радикалов — с намерением похоронить отцов”. Можно ли согласиться с Луначарским? Докажите или опровергните его мнение, что называется, с текстом в руках.

IV. Беседа с учащимися.

И.Н. Сухих образно сравнивает систему персонажей романа с Солнечной системой, где большинство героев группируется вокруг Базарова. Кто, по вашему мнению, самый “удалённый” от центра этой системы персонаж (персонажи)? Кто, с вашей точки зрения, является главным оппонентом нигилиста в романе и почему?

V. Домашнее задание.

1. Подготовьте ответ по теме: «“Испытание любовью” в произведениях Тургенева как одно из главных испытаний героев» (Рудин, г-н N («Ася»), Павел Петрович Кирсанов).

2. Кратко расскажите историю жизни Одинцовой. К кому вы её отнесёте: к “отцам” или “детям”? Что сближает её с Базаровым, а что отличает от него?

Базаров на rendez-vous (1 ч.)

I. Выполнение домашнего задания № 1.

II. Аналитическое чтение XIV (переломной в судьбе Базарова) главы, симметрично делящей роман на “до” и “после” встречи с Одинцовой (в романе XXVIII глав). Как меняется всегда невозмутимый Базаров в этой сцене? Найдите в тексте детали, свидетельствующие о том, что герой утратил душевное равновесие, и прокомментируйте их.

III. Выполнение домашнего задания № 2.

IV. Перескажите фабулу отношений героя с Одинцовой. Какие несвойственные ему слова появляются в его лексиконе? Странности (прежде всего для Аркадия) в его поведении? Как влияет на душевное состояние героя усадебный быт, в антураже которого развиваются взаимоотношения героев?

Почему признание в любви напоминает вспышку ненависти? Что такое базаровщина в любви? (Вспомните свои размышления об обломовщине в любви.)

Почему, с вашей точки зрения, Одинцова не смогла (не захотела) ответить на чувство Базарова?

“Нигилизм нашёл свою судьбу там же, где гегельянство: у ног женщины”, — писал один из исследователей творчества Тургенева И.Иванов. Силу или крах нигилистических убеждений Базарова демонстрирует это наблюдение?

Самостоятельно сделайте вывод о том, как решает Тургенев вопрос о соотношении теории и “живой жизни”.

V. Этот этап урока организуется двумя противоположными взглядами на перемены, произошедшие в герое романа после знакомства с Одинцовой, его дальнейшую судьбу и причину смерти (раздаточный материал).

1. “…В том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение развенчать Базарова, как это он делал, например, по отношению к герою повести «Ася». Но тенденциозность писателя в развитии сюжетной интриги романа ещё сильнее проявится позже, когда Тургенев раскроет следствия неудачной любви Базарова.

Как же повёл себя вольный и сильный Базаров после того, как Одинцова отвергла его любовь? <…> Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, выражаясь его собственным словом, «рассыропился». <…> Попав во власть романтики, которую он считал ранее белибердой, Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами. <…> В Базарове начинается процесс какого-то неуклонного психологического скольжения: появляются нотки грусти и уныния. <…> Рана нанесена глубокая. Из всех дальнейших коллизий Базаров отнюдь не выходит победителем. <…> Читатель понимает, что герой окончательно сломлен. <…> Находясь в состоянии подавленности, постоянной душевной депрессии, Базаров решает тем не менее участвовать в медицинской практике своего отца, что и приводит его к случайному заражению” (П.Г. Пустовойт).

2. “Базаровское требование «жизнь за жизнь» оказывается для Одинцовой опасным, рискованным и потому невозможным. Как Аркадий не создан для горькой бобыльной жизни, так Одинцова не создана для настоящей страстной любви.

Таким образом, в отличие от прежних тургеневских героев, Базаров выдерживает и испытание ситуацией rendez-vous.

Обломовцы спасались бегством, услышав признание женщины. Нигилист Базаров, даже вопреки собственным утверждениям, обнаруживает способность к сильной и страстной любви. Неудача ломала их судьбы (как ломает она и судьбу Павла Петровича). Базаров, хотя и с трудом, преодолевает кризис и, по привычке иронизируя теперь над собой, собирается жить дальше. «По-моему, лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. <...> Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка».

Сюжет романа, таким образом, представляет собой цепь испытаний и расставаний. Базаров выходит из них победителем, но остаётся одиноким. И здесь его ожидает главное испытание — смертью” (И.Н. Сухих).

С чьей точкой зрения вы согласны? Аргументируйте свой ответ.

В критике существовало мнение, что заражение Базарова было отнюдь не случайным: оно трактуется как своеобразное самоубийство. Можно ли согласиться с этим? Случайной или закономерной оказывается для вас смерть героя?

VI. Домашнее задание.

Письменный вопрос: Базаров умирает нигилистом, преодолевшим кризис “веры”, или романтиком?

Испытание смертью. Смысл эпилога (1 ч.)

I. Самостоятельная работа учащихся.

Как бы вы определили соотношение черт Гамлета и Дон Кихота в герое в начале и конце романа? Выберите эпизоды, диалоги персонажей, позволяющие дать ответ на этот вопрос. Сформулируйте своё мнение, мотивировав его текстом романа.

II. Проанализируйте сцену «Разговор приятелей под стогом» (XXI глава), опираясь на следующие вопросы: кто ведёт здесь главную “партию”? Каким настроением проникнуты слова Базарова? Каковы его взгляды на “вечные вопросы”? Почему разговор заканчивается едва ли не дракой?

А.В. Чичерин отмечал, что “диалог в чистом виде — главный инструмент в оркестре тургеневского романа”. Согласны ли вы с этим утверждением? Какие диалоги представляются вам особенно значимыми и почему? Можно ли назвать конфликт «Отцов и детей» “диалогическим”? В чём финал романа Гончарова может быть сближен с финалом тургеневского романа?

III. Беседа с учащимися.

  • Мы говорили о Катерине Островского как о трагической героине и о возможности катарсиса в финале «Грозы». Можно ли говорить о тургеневском Базарове как о трагическом герое? Приводит ли финал романа к катарсису?
  • Прокомментируйте слова Тургенева: “Я попытался в нём представить трагическое лицо”. В чём, по-вашему, трагизм Базарова?
  • Нигилистом или романтиком умирает Базаров? Подтвердите ваши размышления комментарием текста.

IV. “Что же сталось с остальными лицами нашего рассказа?” “Доскажите” судьбы героев на страницах романа. Какие из них окрашены авторской иронией?

V. Домашнее задание.

  • Можно ли роман «Отцы и дети» назвать «Накануне»? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике. Согласны ли вы с автором учебника?
  • Сочинение-миниатюра. Смысл названия романа (какой смысл вкладывает Тургенев в понятия “отцы” и “дети”?).

Базаров и Россия. Автор и его герой (1 ч.)

Дискуссия о месте Базаровых в истории России.

Постановка вопросов для дискуссии (она организуется в классе без предварительной подготовки и опирается на знания, полученные в ходе изучения романа).

Нужны ли Базаровы России? Было ли в России время Базаровых? Видел ли Тургенев в Базарове ту самую “сознательно-героическую натуру”, о которой писал И.С. Аксакову, поясняя замысел романа «Накануне»: “В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур (стало быть, тут речь не о народе) — для того, чтобы дело подвинулось вперёд”?

Материал для дискуссии (раздаточный материал; в качестве дополнительного материала учитель может предложить высказывания автора романа, критиков и литературоведов по данной проблеме, однако сначала следует предоставить слово учащимся).

  • “Он в моих глазах — действительно герой нашего времени. Хорош герой и хорошо время, — скажете Вы… Но это так…” (И.С. Тургенев — М.Н. Каткову).
  • “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины вышедшая из почвы, сильная, злобная, честная — и всё-таки обречённая на погибель — потому что она стоит в преддверии будущего...” — объяснял Тургенев свой замысел (И.С. Тургенев — К.К. Случевскому).
  • “Базаров побеждён не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни” (Н.Н. Страхов).
  • “Отсутствие зримых единомышленников Базарова — неслучайная и вполне ответственная особенность построения романа. Единственным указанием на существование единомышленников героя, как видно, должно остаться только базаровское «мы»” (М.П. Ерёмин).
Рейтинг@Mail.ru