Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 10-й классИ.А. Гончаров. Фототипия с рисунка Е.М. Бём.

Светлана БЕЛОКУРОВА


Иван Александрович Гончаров

Мы рады представить вам главы из методического пособия, которое написано только что и готовится к выходу в свет в издательстве «Академия». Это книга для учителя, решившего работать с учебником И.Н. Сухих (мы представляли его на страницах «Литературы», печатали отдельные главы). Наши читатели уже оценили этот учебник, написанный необыкновенно свежо и интересно: мы постоянно получаем вопросы о том, как и где его купить, просьбы выслать по почте хоть один экземпляр. Надеемся, что учебник скоро выйдет в широкую продажу. Пока же будем знакомить вас с “методичкой” к нему — в ней вы найдёте оригинальные задания, методические ходы, раздаточный материал, которые помогут вам построить интересный урок независимо от того, по какому учебнику вы работаете. В ближайших наших планах — публикация фрагментов глав учебника И.Н. Сухих для 11-го класса.

Биография

I. Чтение двух чеховских характеристик Гончарова-писателя.

“В «Литературной табели о рангах» (1886) А.П. Чехов присвоит автору «Обломова» чин тайного советника (третий класс гражданской «Табели о рангах»). Рядом с Гончаровым из «всех живых русских литераторов, соответственно их талантам и заслугам», был поставлен только Лев Толстой. Выше — никто: место действительного тайного советника Чехов оставил вакантным” (И.Н. Сухих).

Однако спустя три года в письме к А.С. Суворину, издателю газеты «Новое время», Чехов напишет о Гончарове: “Между прочим, читаю Гончарова и удивляюсь. Удивляюсь себе: за что я до сих пор считал Гончарова первоклассным писателем? Его «Обломов» совсем неважная штука. Сам Илья Ильич, утрированная фигура, не так уж крупен, чтобы из-за него стоило писать целую книгу. Обрюзглый лентяй, каких много, натура не сложная, дюжинная, мелкая; возводить сию персону в общественный тип — это дань не по чину. Я спрашиваю себя: если бы Обломов не был лентяем, то чем бы он был? И отвечаю: ничем. А коли так, то и пусть себе дрыхнет. <…> Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинён, на три четверти ходулен. Ольга сочинена и притянута за хвост. А главная беда — во всём романе холод, холод, холод... Вычёркиваю Гончарова из списка моих полубогов” (письмо А.С. Суворину, начало мая 1889 года).

До изучения романов Гончарова поставим проблемные вопросы, к которым вернёмся на заключительном уроке. (Запись в тетради.)

— С каким мнением Чехова вам захотелось согласиться, прочитав романы «Обыкновенная история» и «Обломов»? Что вы принимаете в чеховских критических замечаниях, а с чем не можете согласиться? Почему?

II. Прочитайте стихотворение Игоря-Северянина (псевдоним поэта Серебряного века Игоря Лотарёва) из цикла «Медальоны», написанного в 1926 году. Познакомьтесь с материалом главы учебника «Одинокая юность: при свете Пушкина», ответьте на вопрос: заметили ли вы допущенную в стихотворении биографическую неточность? Чем её можно объяснить?

III. Чтение учителем фрагментов воспоминаний уроженца Симбирска, писателя Гавриила Никитича Потанина, который в 40-х годах был домашним учителем детей сестры И.А. Гончарова А.А. Кирмаловой. В этом отрывке Потанин передаёт рассказ крёстного детей Гончаровых, Николая Николаевича Трегубова, о детских увлечениях будущего писателя (Потанин Г.Н. Воспоминания об И.А. Гончарове // И.А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969): “У кумушки моей, — говорил он [Николай Николаевич Трегубов], — была четвёрка детей; мы разделили их поровну: ей парочку девчат, мне пару ребят. С пелён я принял их на себя и сам учил грамоте с аза. Коля и Ваня были умные детки, с головой. Только Коля был какой-то сонный: не поймёшь, бывало, что с ним такое, — вечно рассеян; слушает — не слышит; скажешь что — не поймёт; рассказывать начнёт — переврёт; так и махнёшь рукой. Одно в нём было удивительно: огромная память. Сколько стихотворений он знал в детстве и, представьте, все отлично декламировал. А Ваня мой не такой, — этот не заснёт, нет! Этот был мальчик живой, огонь. Бывало, как начнёшь рассказывать что-нибудь из моих скитаний по белу свету, так он, кажется, в глаза готов впрыгнуть, так внимательно всё слушает, да ещё надоедает: «Крёстный, скажи ещё». Так, бывало, и пройдёт весь день с ним в болтовне. Лет шести, верно, я выучил его грамоте, а уж и не рад, как он начал читать. Вообразите, милый Гаврила Никитич, такой-то клопик заползает ко мне в библиотеку и торчит там до тех пор, пока насильно его вытащат есть или пить. Бывало, пойдёшь полюбопытствовать, не заснул ли там мой сынок, — куда-с!.. Заглянешь в книжку к нему — точит какое-нибудь путешествие... И тут же начнёт лепетать: живо расскажет, что ему особенно понравилось. Больше всего любил он мор­ские путешествия: об них он всегда азартно мне рассказывал. Бывало, восторженный, бежит с Волги и кричит с улицы: «Крёстный, я море видел! Ах, какая там большая, светлая вода прыгает на солнце! Какие большие корабли с парусами!» — «Какое море твоя Волга! Ты теперь понять ещё не можешь, какое большое бывает море», — ответишь ему. Так что вы думаете? Он целый день после того покою мне не даст: скажи да скажи, какой длины море бывает! А что я скажу ему, положим, о Великом океане, когда человечек ещё понятия не имеет, что такое аршин или вершок? А как скажешь ему, бывало, на ребячьи восторги его: «Ах, Ваня Ваня, если б ты сделал со временем хоть одну морскую кампанию, то-то порадовал бы меня, старика», — так он ничего мне на это не ответит, задумается глубоко и молчит...”

Известно, что И.А. Гончаров “сделал со временем одну морскую кампанию”, однако мечте крестного не суждено было осуществиться — мореплавателем Гончаров не стал. Но совершил кругосветное путешествие, впечатления от которого отразил в “очерках путешествия” — двухтомном «Фрегате “Паллада”» (1858). Его отзыв о путешествии в одной из заключительных глав очерков — «Из Якутска»: “«Свет мал, а Россия велика», — говорит один из моих спутников, прошедших также кругом света… Правда. Между тем приезжайте из России в Берлин, вас сейчас произведут в путешественники, а здесь изъездите пространство втрое больше Европы, и вы всё-таки будете только проезжий. В России нет путешественников, всё проезжие, несмотря на то, что теперь именно это стало наоборот. Разве по железным дорогам путешествуют? Они выдуманы, чтобы «проезжать» пространства, не замечая их. Теперь я вижу, что у нас, в этих отдалённых уголках, только ещё и можно путешествовать, в старинном, занимательном смысле слова…”

Вспомните главу «Сон Обломова». Чем напоминает автор своего будущего героя? Как бы Гончаров ответил на вопрос американского писателя Генри Дэвида Торо: “Стоит ли совершать кругосветное путешествие, чтобы считать кошек в Занзибаре?” А его герой Обломов? “Пригодилось” ли кругосветное путешествие Гончарову-беллетристу (поскольку романы прочитаны, этот вопрос правомочен)? Отразились ли впечатления Гончарова-путешественника в романах?

IV. Беседа с учащимися.

Существует мнение, что в жизни Гончарова, в целом размеренной и спокойной, было два значительных события: кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», которое писатель совершил с экспедицией под руководст­вом адмирала Е.В. Путятина в 1852–1855 годах, и конфликт с И.С. Тургеневым, обвинённым Гончаровым в плагиате: заимствовании нескольких типов и сюжетных ходов будущего гончаровского романа «Обрыв», план которого писатель некогда изложил Тургеневу (разбор “дела о плагиате” авторитетным “третейским судом” состоялся в 1859 году).

Можно ли согласиться с этим мнением? Какие ещё значительные, определяющие человеческую и писательскую судьбу Гончарова события вы можете назвать? Воспользуйтесь материалами глав учебника.

V. Прочитайте стихотворение К.Н. Батюшкова «Странствователь и домосед» и попытайтесь найти на страницах учебника ответы на вопросы: Какие черты характера Гончарова, его психологического облика, мировоззрения могут быть обозначены строками из этого стихотворения? Заметили ли вы какие-либо противоречия с обликом автора «Обломова»? Странствователем или домоседом в конечном итоге предстаёт И.А. Гончаров? Почему герои Гончарова становятся как бы художественно воплощённой крайностью, квинтэссенцией каждой из жизненных позиций: Обломов — домоседа, а Штольц — странствователя? Возможно ли в мире писателя соединение этих крайностей?

VI. Домашнее задание.

Традиционно в школьной практике составляются хронологические таблицы «Жизнь и творчество писателя имярек». Какие события, названные в такой “гончаровской” таблице, вам захотелось наполнить конкретным содержанием после чтения учебника? Какие события биографии писателя, не отражённые в таблице, кажутся вам особенно значимыми? Прочитайте главы, посвящённые биографии писателя, и составьте свою таблицу «Основные даты жизни и творчества И.А. Гончарова».

Роман «Обломов»
Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова)

I. Опираясь на текст романа и главу учебника «Экспозиция: роман с халатом», прокомментируйте портрет Обломова, обстановку его квартиры. Какова роль таких деталей как диван, туфли, в характеристике Обломова? Какую роль в характеристике Обломова играет халат? Проследите историю халата на страницах романа. Как вы объясните высказывание И.Ф. Анненского: “Гончарова Гоголь научил глядеть”?

II. Выполнение индивидуального задания.

Расскажите об отношениях слуги с господином, прокомментируйте его имя и изложите свои впечатления от этого персонажа. Почему Гончаров говорит о Захаре: “Этот рыцарь был и со страхом и с упрёком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою”?

III. Сравните первое появление Обломова на страницах романа с авторским “представлением читателю” Онегина, Печорина, Чичикова, Базарова. Каким персонажем в первой главе — экспозиции героя — предстаёт Обломов на фоне других литературных героев?

IV. Чтение и комментирование учащимися отзывов критиков об Илье Ильиче Обломове (раздаточный материал).

“За бездействием Обломова видится не только природная лень, воспитанное с детства иждивенчество, но и апатия — итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности” (Е.Краснощёкова).

“Фантазировать — это единственное излюбленное занятие Ильи Ильича, которому он предаётся с тем же усердием, с каким лежит на диване в халате и туфлях. Главный предмет его мечты — он сам, его жизнь. Он всё «чертит узор своей жизни», находя в ней целый кладезь «премудрости и поэзии» <...>. При всём том, как известно, Илья Ильич Обломов — на редкость хороший, чрезвычайно симпатичный человек. Недаром так любит и ценит его Штольц, недаром полюбила его Ольга” (Д.Н. Овсянико-Куликовский).

“Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нём любовь к дивану и халату. <...> Илья Ильич Обломов не обсевок в поле. Это человек породистый: он красив и чистоплотен, у него мягкие манеры и немножко тягучая речь. Он умён, но не цепким, хищным, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости. Хитрости в нём нет, ещё меньше расчётливости. Если он начинает хитрить, у него это выходит неловко. Лгать он не умеет или лжёт наивно...” (И.Ф. Анненский).

V. Беседа с учащимися.

Что же думает о главном персонаже сам автор?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к галерее персонажей, являющихся к Обломову в первой главе. Все четыре визита укладываются в некую схему, которую можно оформить в виде плана (выполнение группового задания).

1. “Явление” господина. Портрет визитёра.

2. “Не подходите, не подходите… вы с холода!”

3. Беседа и приглашение в Екатерингоф.

4. Отказ Ильи Ильича.

5. “У меня два несчастья…”

6. Отказ визитёра выслушать Обломова.

7. Размышление героя о “несчастном” посетителе.

Персонажи первой главы романа — разновидности представителей того мира, который “безвозвратно” чужд Обломову. Подводя итоги ученических ответов, процитируем А.Гениса и П.Вайля: “Эта популярная в середине прошлого века галерея типов нужна постольку, поскольку ему надо показать, что ради их смехотворных занятий Обломову не стоит вставать с дивана. <…> Все эти малозначительные фигуры своей суетой компрометируют в глазах Обломова окружающую жизнь. Он — неподвижный центр сюжета — сразу выделяется загадочной значительно­стью среди этих — не характеров — типов”.

Почему ни одному из посетителей не удаётся увлечь Обломова в Екатерингоф (читай — в обыденную “подвижную” жизнь)? Осмысляя отказ героя “встать с дивана”, выделите главное (и, что важнее, — общее) в обломовской реакции на каждого визитёра. Сформулируйте ответ на этот вопрос, включите в него размышления М.М. Пришвина (согласившись или не согласившись с писателем): “Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя”.

VI. Выполнение индивидуального задания: каковы черты хлестаковщины, маниловщины, ноздрёвщины, чичиковщины; печоринства и др. А каковы черты обломовщины? Итоговый письменный вопрос: что же такое обломовщина в первой главе романа? Начните своё рассуждение словами: “Обломовщина — это…”

VII. Домашнее задание.

Заполните “анкету” главных героев романа (Обломова и Штольца) по следующим “пунктам”: фамилия, имя, возраст, национальность и вероисповедание, место жительства, род деятельности и занятия — и попытайтесь выявить роль каждой из этих деталей описания персонажа в создании образа героя и структуре произведения в целом.

Какие черты героев, кроме перечисленных в учебнике, можно определить как контрастные? Зачем этот контраст автору? Запишите в таблицу цитаты из романа, которые помогут вам ответить на этот вопрос.

Письменное задание по выбору учащихся (раздаточный материал).

В “застойные” годы, когда за бездействием Обломова умному и честному читателю хотелось видеть “итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности”, широкой популярностью в среде петербургской интеллигенции пользовались строки стихотворения Н.М. Голя:

Лежим на продранном диване
Мы под пружинный перегуд.
Но если позовут — мы встанем.
…А если нас НЕ позовут?..

Подумайте над этими строками. Только ли качества Обломова отражаются в этом стихотворении? Социально-исторические или вечные черты обломовского типа осмысляет Н.М. Голь?

Групповые задания. Истолкуйте значение имени, отчества и фамилии Обломова (1-я группа), Штольца (2-я группа).

“Задача существования” и “практическая истина”
(Обломов и Штольц: смысл сопоставления)

I. Беседа с учащимися.

Какую смысловую нагрузку несёт именование у И.А. Гончарова? Какие ассоциации вызывают фамилия, имя и отчество главного героя?

II. Представление итогов выполнения групповых заданий. Запись в тетрадях основных тезисов выступлений групп.

С чем, с вашей точки зрения, связана множественность мотивации фамилии главного героя? Как в именованиях показан контраст Обломова и Штольца?

III. Прокомментируйте, обратившись к таблице, возраст, национальность и вероисповедание, место жительства, род деятельности и занятия Обломова и Штольца и попытайтесь выявить роль каждой из этих деталей в создании образа героя и структуре произведения в целом.

Дополните таблицу оппозициями, названными в учебнике (контрастные портреты героев, разное воспитание и сформированные этим воспитание черты характера, разное отношение к учёбе и труду), и сделайте вывод.

IV. Аналитическая беседа.

Критикой многократно отмечалось, что образы Обломова и Штольца неравновелики по своим художественным достоинствам. Прокомментируйте слова Чехова о Штольце (см. выше). Согласны ли вы с ними?

V. Выпишите из романа цитаты, из которых можно сделать вывод о том, каков идеал Штольца и каков идеал Обломова. Можно ли одной фразой сформулировать представление об идеале Штольца? А Ильи Ильича?

Перечитайте эпизод IV главы 2-й части романа и выборочно перескажите его, обратив особое внимание на картины жизни, которые рисует Илья Ильич. Как в этом эпизоде сталкиваются “задача существования” и “практическая истина”?

VI. Сформулируйте письменно ответ на вопрос “Что же такое обломовщина” (по прокомментированным эпизодам романа). Совпадает ли ваш ответ с формулировкой, данной на предыдущем уроке? Что захотелось добавить (изменить) в толковании понятия обломовщина?

VII. Домашнее задание.

Ответить, аргументируя свои размышления текстом романа, на следующие вопросы:

1. Какие причины приводят к разрыву отношений Ольги и Обломова? Кто виноват в этом разрыве?

2. Почему писатель не приводит героев к счастливому исходу любовного романа? Почему Ольге не удалось “поднять Обломова с дивана”?

3. Каким Ольга хотела видеть своего возлюбленного?

4. Любит ли Ольга Штольца?

5. Письменное задание: Как вы понимаете, что такое штольцевщина?

Испытание любовью: Обломов на rendez-vous
(Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?)

I. Беседа с учащимися об образе Ольги Ильинской. Почему по самой своей форме фамилия героини представляет притяжательное прилагательное, образованное от имени Илья? Почему в описании этой героини весьма часто повторяются слова гордая и гордость, напоминающие о другом персонаже романа, за которого она впоследствии и выйдет замуж, превратившись из Ольги Ильинской в Ольгу Штольц?

II. Дискуссия. Что есть обломовщина в любви — центральный вопрос дискуссии. Какое значение имеет для понимания причин разрыва Ольги и Обломова образ обещанной нянькой в жёны Илье Ильичу “неслыханной красавицы Милитрисы Кирбитьевны”? Какова роль письма Обломова и сцены последнего свидания? Как в этой сцене герой отвечает на вопрос: “Что сгубило тебя?” Как сам Обломов понимает причины своего бездействия?

III. Запись в тетрадях выводов, к которым придут учащиеся, читая и комментируя избранные фрагменты текста, приводя аргументы для доказательства своей позиции. Итоговый вопрос дискуссии (письменно): почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?

IV. Любит ли героиня Штольца? Обрела ли она в муже тот идеал, о котором мечтала? Как вы поняли, что такое штольцевщина? Предложите свои определения.

V. Домашнее задание.

Прочитайте главы учебника «Обломов и Штольц: двойники-антиподы» и «Обломов на rendez-vous: поэма страсти и проза жизни». Дополните записи в тетради. Какие вопросы остались для вас неразрешёнными? Сформулируйте их.

Для сравнительного анализа текста части 1, главы IХ («Сон Обломова») и части 4, главы IХ (жизнь на Выборгской стороне) выпишите фрагменты текста, в которых сталкиваются символические обозначения понятий жизнь, смерть, сон, покой и тишина. Какие ещё параллели можно обнаружить в описании бытия обломовцев и жизни на Выборгской стороне?

Выпишите те фрагменты текста романа, в которых употребляются слова идеал и идиллия. Как вы понимаете значения этих слов? Если у вас возникли затруднения, обратитесь к словарю.

Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона. Сон Обломова как ключ к характеру героя)

I. Аналитическое чтение главы «Сон Обломова». Какую роль в описании Обломовки играют образы сна и смерти, покоя и тишины?

II. Найдите и прокомментируйте другие параллели между изображением Обломовки и описанием жизни Обломова на Выборгской стороне. В чём смысл этих параллелей?

При сопоставлении двух фрагментов романа обратите внимание на такие детали: описание хозяйственных хлопот, культ еды, царящий в обоих мирках; многочисленные “отражения” некоторых микросюжетов главы «Сон Обломова» в описании жизни героя на Выборгской стороне; сходство отношения к Обломову Агафьи Матвеевны с материнским чувством к маленькому Илюше, близость образа Пшеницыной к образу мифической Милитрисы Кирбитьевны.

Как бы вы ответили на вопрос: “Сон Обломова: идиллия или предостережение?”

III. Какова роль Агафьи Матвеевны Пшеницыной в жизни Обломова? Истолкование имени, отчества и фамилии героини. Какая связь между Пшеницыной и Обломовым обнаруживается благодаря “расшифровке” именований героев?

IV. Как вы поняли слова Гончарова об Обломове: “идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии”? Разрешим ли вопрос об идеале?

V. Итоговый письменный вопрос: “Что же такое обломовщина” и различаются ли в романе Обломов и обломовщина?

VI. Перечитайте главу учебника «Обломовщина: неоконченные споры» и подумайте, с какими оценками романа и главного героя (Н.А. Добролюбова, В.С. Соловьёва, Н.О. Лосского, М.М. Пришвина) вы склонны согласиться и почему? Какая оценка Обломова наиболее близка вам? Выпишите понравившиеся вам суждения о романе и его главном герое и сформулируйте связный ответ.

VII. Домашнее задание.

Письменная работа (по выбору учащихся).

1. С каким мнением Чехова (см. урок 1) вам захотелось согласиться, прочитав романы «Обыкновенная история» и «Обломов»? Что вы принимаете в чеховских критических замечаниях, а с чем не можете согласиться? Почему?

2. “Обыкновенную” или “необыкновенную” историю рассказал И.А. Гончаров в романе «Обломов»?

Возможная тема исследовательского проекта: «Роль антропонимов в романах И.А. Гончарова».

Рейтинг@Mail.ru