Есть идея!
Задание со звёздочкой*
ВОПРОС.
“…Жил-был в норе под землёй хоббит”. Так начинается повесть Джона Толкиена «Хоббит», продолженная знаменитой трилогией «Властелин Колец». Помните, как одним прекрасным утром к Бильбо Бэггинсу неожиданно явились 13 гномов? Двалин, Балин, Кили, Фили, Дори, Нори, Ори, Ойн, Глойн, Бифур, Бофур, Бомбур и Торин — так их звали. Интересно, а откуда Толкиен взял эти имена? Неужели профессор Оксфордского университета, специалист по средневековому английскому языку и литературе придумал их сам? Или воспользовался существующим источником?
ОТВЕТ.
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к средневековому героическому эпосу — исландским песням «Старшей Эдды». «Старшая Эдда» — песни о богах и героях, сохранившиеся в рукописи второй половины XIII века. Самая знаменитая из песен — «Прорицание вёльвы» (вёльва — колдунья, прорицательница). «Прорицание» содержит картину истории мира от его сотворения до трагического конца — “гибели богов” и второго рождения, которое должно быть торжеством мира и справедливости. Как во многих космогонических мифах древних народов (вспомним Древнюю Грецию, Древний Египет и т.д.), сначала был Хаос, ледяная бездна — “Не было в мире ни песка, ни моря, земли ещё не было и небосвода, бездна зияла, трава не росла”. Из растаявшего инея появился великан Имир, затем были сотворены боги-асы. Постепенно мир населяется, появляются карлики. Многим героям посвящены особые “тулы” — перечни мифологических (а иногда и исторических) имён. Современному читателю они мало о чём говорят.
Нии и Ниди,
Нодри и Судри,
Аустри и Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивёр и Бавёр,
Бёмбур, Нори,
Ан и Анар,
Аи, Мьёдвитнир…Гандальв и Вейг,
Виндальв, Траин,
Текк и Торин…Фили и Кили…
Ещё надо карликов
Двалина войска
роду людскому
назвать…Хлеванг и Глои,
Дори и Ори…перечень этот
предков Ловара
вечно пребудет,
пока люди живы.
Это из тулы, посвящённой альвам — карликам. А ещё одного карлика зовут Гандальв. Не отсюда ли имя мага Гэндальфа? Некоторые имена, по словам исследователей, “прозрачны”: “северный”, “южный”, “восточный”, “западный”, “новый”, “мёртвый”, “дружественный”, “смелый”, “мудрый”; другие спорны или совсем непонятны.
Модель мира, возникшая в мифах народов Северной Европы, связана с образом жизни, который вели эти северные скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы. Центр их жизни — обособленный сельский двор, усадьба, вокруг которой простирались невозделанные пустоши и скалы. Так и мир мыслился им в виде системы усадеб, противопоставленных друг другу. Мидгард — “срединная усадьба” — мир людей, окружённый миром чудищ, великанов, постоянно угрожавших человеку и богам-асам. Этот мир хаоса назывался Утгардом (буквально: “то, что находится за оградой, вне пределов усадьбы”). В состав Утгарда входили Страна великанов — ётунов — и Страна альвов — карликов. Над Мидгардом высится Асгард — твердыня богов. Асгард соединён с Мидгардом мостом, образованным радугой. В море плавает мировой змей, тело его опоясывает Мидгард. Есть ещё нижний мир — царство мёртвых Хель. Ясень Иггдрасиль связывает все эти миры.
Боги-асы не бессмертны, в отличие от античных богов. Им предстоит погибнуть вместе со всем миром в борьбе с чудовищным мировым волком. В предстоящей гибели мира есть вина асов: некогда боги нарушили данные ими обеты. Вёльва предрекает самое страшное, что может случиться с человеком: расторгнутся все священные связи, вспыхнут распри между родственниками, “братья начнут биться друг с другом” (ср. описание “невесёлых времён” в «Слове о полку Игореве»: “сказал брат брату: «Это моё, и то моё тоже»”). Для древних скандинавов чрезвычайно важно сознание общности судеб богов и людей в их борьбе с силами, несущими зло и гибель. Так центральной темой песен становится поведение героя перед лицом Судьбы. Знание о грозящих ему бедах и гибели не повергает героя в апатию. В «Гренландской Песне об Атли» герой заранее знает о подстерегающей его опасности, но без колебаний отправляется в путь. “Так должен смелый, кольца дарящий, // добро защищать!” Вам это ничего не напоминает?