Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №/


Литературная карта

Босоногое детство: преодолевая стереотип образа

И вновь о памятниках, посвящённых детям — персонажам хорошо всем известных произведений. Если формально, это парные композиции. Если по существу, такие скульптуры говорят нам об искренности и чистоте детской дружбы, о романтическом узнавании мира и ещё о многом другом, а о чём, пусть каждый решит сам.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что знаменитое чугунное изваяние Тома Сойера и Гека Финна, отправляющихся на поиски очередного приключения, знают все, поэтому обойдусь без его описания. Напомню только, что установлен памятник на родине Марка Твена — в американском городке Ганнибале, на Кардифском холме над Миссисипи, в 1926 году (скульптор Фредерик Хиббард).

К этому можно добавить, что Ганнибал на литературной карте мира известен не только памятником. Город, ставший прообразом твеновского Санкт-Петербурга, благодаря романам превратился ныне практически в город-музей.

Пользуясь случаем, совершим по нему небольшую заочную экскурсию (по материалам статьи Людмилы Биндеман «В гости к Тому Сойеру»). Рядом с родным домом писателя (это тот самый дом, в котором “жил” литературный Том и в котором сейчас мемориальный музей Марка Твена), перед белой дощатой оградой — указатель: “Забор Тома Сойера”. По соседству находятся другие известные по книгам здания, в одном из которых располагается музей Бекки Тэтчер, в гостиной музея — восковые фигуры девочки и её матери. А в “доме с привидениями” на Хилл-стрит — целая галерея из двадцати семи восковых скульптур, созданных Мартином Крюсоном. Среди скульптур можно обнаружить и родственников писателя, и его самых знаменитых персонажей. Ресторанчики, магазинчики, кемпинги в Ганнибале носят имена твеновских героев. По Миссисипи плавает пароход «Марк Твен», и гид знакомит туристов с мысами, излучинами, островами, описанными в романах. Чтобы вернуться сюда, желающие бросают монетки в расщелину знаменитой пещеры. И уже не один десяток лет с 30 июня по 4 июля в Ганнибале проходит фестиваль «Национальные дни Тома Сойера». Во время фестиваля из семиклассников выбирают Тома Сойера и Бекки Тэтчер, а одним из состязаний является, например, покраска забора. В общем, вряд ли где-либо ещё есть такое заповедное место, в котором так тесно переплелись литература и жизнь…

Чудесный памятник литературным мальчишкам не так давно появился и у нас (пусть простят меня политики: как-то всё кажется, что Одесса — это “у нас”).

Помнится, во время оно на уроках литературы в шестом классе изучалась повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» (1936), главными героями которой являются юные одесситы Петя и Гаврик.

Петя и Гаврик — имена, вошедшие в нашу жизнь с детских лет. Однако вот один любопытный факт из жизни автора в связи с этими именами. Вряд ли Катаев мог предположить, что впоследствии ему придётся “ответить” за одно из них. Повествование о своих уже повзрослевших героях писатель продолжил в других книгах тетралогии «Волны Чёрного моря»: «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «Катакомбы» (во втором варианте «За власть Советов»). Как вспоминает Анатолий Рыбаков, на волне “борьбы с космополитизмом” в «Правде» была напечатана разгромная статья о романе «За власть Советов». Статью эту печатать сначала не хотели, однако обласканный в то время властью Бубеннов послал её Сталину. “Я прочитал вашу статью, — сказал Сталин, — мне кажется, статья правильная, дельная статья. Впечатляет место, где вы пишете о так называемом Гаврике. Правильно пишете. Гаврик по-русски — это мелкий жулик, мелкий мошенник. Встаёт вопрос — случайно ли такое имя, Гаврик, товарищ Катаев дал партийному руководителю? Не может быть такой случайности. Мне говорили, что Катаев — мастер литературы, может ли мастер литературы не знать, что такое означает на русском языке слово «гаврик»? Не может не знать. Я думаю, товарищ Бубеннов, что нам удастся уговорить работников «Правды» напечатать вашу статью” (Рыбаков А. Роман-воспоминание // Огонёк. 1997. № 32 — http://www.ogoniok.com/archive/1997/4515/32-44-48).

Но вернёмся к повести «Белеет парус…». Когда-то нас учили видеть в ней в первую очередь “пути формирования революционного сознания младшего поколения под воздействием идей революционеров старшего поколения” — цитирую методическое пособие (Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 6 класса. М.: Просвещение, 1989. С. 122). В том же пособии указывается: “С точки зрения учащихся, центральными героями являются Петя и Гаврик, их игры, дела, «тайны». Школьники при самостоятельном чтении не видят той широкой панорамы жизни и не улавливают значения тех революционных событий, которые составляют главную основу повести, её замысел” (Там же. С. 121).

Действительно, жизнь двух друзей — гимназиста Пети Бачея, сына учителя, и бедняка Гаврика Черноиваненко — показана на фоне исторических событий 1905 года в Одессе. Только вот что ни говори, а “центральными героями” Петя и Гаврик являются не только “с точки зрения учащихся”. И время это доказало. Поэтому не удивительно, что здесь, в Одессе, в городе, в котором в 1897 году родился писатель и в котором пока нет памятника ему самому, уже появилась бронзовая скульптурная композиция, посвящённая его героям. Расположена она в центре города, в небольшом уютном скверике на площади Веры Холодной — напротив кинотеатра «Одесса» (угол улиц Преображенской и Бунина).

Автору работы, известному одесскому скульптору Николаю Степанову, удалось создать трогательные образы босоногих мальчишек, мечтательно устремивших взгляды в туманную даль моря и ожидающих появления на горизонте своего “белого паруса”. Без сомнения, скульптура придаёт образам катаевских героев символический смысл. Рассматривая её, совершенно не задумываешься о “значении революционных событий”, но лишний раз осознаёшь, что все мы родом из детства.

Несмотря на непохожесть скульптур (герои Марка Твена показаны в динамике, полны энергии — герои Катаева созерцательны, лиричны), вдруг подумалось: не отражают ли эти памятники архетипические черты народов, живущих по разные стороны океана? Ощущаешь какое-то неуловимое сходство между ними. Может быть, потому, что это — памятники детству?

Валентина ШЕНКМАН

Рейтинг@Mail.ru