Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2007

Я иду на урок

Методика

Проект

Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ

Демонстрационный вариант 2008 г.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из трех частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время при выполнении работы: части 1, 2 — не более 2 часов, часть 3 — 2 часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.

Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слoва или сочетания слов, и 3 задания с развернутым ответом (С1–С3), требующие написания ответа в объеме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 3 задания с развернутым ответом (С4–С6) в объеме 5–10 предложений. Выполняя задания С1–С6, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.

Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 400 слов).

За правильное выполнение одного задания с кратким ответом дается один балл. За верное выполнение каждого задания из группы заданий С1–С6 максимально можно получить три балла. Оценка задания третьей части работы осуществляется по пяти критериям; максимально за выполнение этого задания можно получить 15 баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7; C1–С3.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад.

— Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

— Ничего, гранату... — отвечал он.

“Ну-ка, наша Матвевна”, — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

“Ишь, задышала опять, задышала”, — говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

— Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:

— Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы...

“Ну, за что они меня?..” — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

— Я… ничего… — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я…

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.

— Отступать! Все отступать! — прокричал он издалека.

Солдаты засмеялись.

(Л.Н. Толстой. «Война и мир»)

При выполнении заданий В1–В2 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Назовите сражение, которое описывается в приведенном фрагменте романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ответ: ____________________________.

B2 Прообразом какого легендарного военного события, также описанного в «Войне и мире», стало это сражение?

Ответ: ____________________________.

 

Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

 

C1 Какова роль данного эпизода в развитии “военной” канвы романа?
При выполнении заданий В3–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

 

B3 Какой формулой обозначен в русской литературе скромный, “незаметный” герой, способный в определенных обстоятельствах раскрыться с неожиданно яркой стороны?

Ответ: ___________________________.

B4 Что испытывает Тушин вместо оправданного в данных обстоятельствах чувства страха? Выпишите соответствующее слово из текста.

Ответ: ___________________________.

B5 Реплики Тушина “про себя” составляют некое развернутое размышление героя по поводу происходящего вокруг. Как называется такое не высказанное вслух размышление?

Ответ:____________________________.

B6 Какой прием использует автор, сопоставляя два различных проявления личности Тушина: его внутреннее отождествление себя с могучим великаном и боязнь начальства?

Ответ:____________________________.

B7 Как называется выразительная подробность в произведении, несущая важную смысловую и идейную нагрузку (например, старинная пушка, прозванная Тушиным “Матвевной”)?

Ответ:____________________________.

 

Для выполнения заданий С2–С3 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C2 Какова главная тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли вы с мнением литературоведа: “Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем «реальный», видимый Тушин”?
C3 В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской “мыслью народной”?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12; C4–С6.

ПОСЛУШАЙТЕ!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
               (В.В. Маяковский)

Для выполнения задания С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

 

C4 Почему герою приведенного стихотворения так важно избавить человечество от “беззвездной муки”?

 

При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво.

Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

B8 Укажите название модернистского течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский и принципы которого нашли свое отражение в стихотворении «Послушайте!».

Ответ:____________________________.

B9 Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.п. (см. дважды повторенное обращение лирического героя в приведенном стихотворении).

Ответ: ___________________________.

B10 Как называется вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие (“в метелях полуденной пыли”)?

Ответ:____________________________.

B11 Назовите прием усиления, заострения авторской мысли, заключающийся в намеренном сходстве начал смежных строк (“значит — это кому-нибудь нужно? // Значит — это необходимо…”).

Ответ: ___________________________.

B12 Стихотворение заканчивается вопросом, обращенным к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

Ответ: ___________________________.

 

Для выполнения заданий С5–С6 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

 

C5 Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»?
C6 В каких произведениях отечественной лирики звучит “звездная” тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!»?

Часть 3

Для выполнения заданий части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными вами в работе собственными выводами и наблюдениями. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.
C7.1 Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
C7.2 Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого, отмечавшего “лирическую дерзость” А.А. Фета?
C7.3 В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не оценено и не замечено при жизни героини? (По рассказу И.А. Солженицына «Матренин двор».)

Ответы к заданиям В1–В12

№ задания

Ответ

В1

Шенграбенское / бой под Шенграбеном

В2

Бородинская битва / Бородинское сражение

В3

“маленький человек”

В4

наслаждение

В5

внутренний монолог

В6

контраст / антитеза

В7

художественная деталь / деталь

В8

футуризм

В9

кольцевая

В10

метафора

В11

анафора / повтор

В12

риторический

Полностью вариант ЕГЭ можно увидеть на сайте ФИПИ (www.fipi.ru). Редакция «Литературы» приглашает всех читателей — не только словесников, но и старшеклассников, их родителей — к широкому обсуждению проблем ЕГЭ по литературе на страницах нашей газеты.

Рейтинг@Mail.ru