Я иду на урок
Методика
Проект
Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ
Демонстрационный вариант 2008 г.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из трех частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время при выполнении работы: части 1, 2 — не более 2 часов, часть 3 — 2 часа.
Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.
Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слoва или сочетания слов, и 3 задания с развернутым ответом (С1–С3), требующие написания ответа в объеме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 3 задания с развернутым ответом (С4–С6) в объеме 5–10 предложений. Выполняя задания С1–С6, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.
Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 400 слов).
За правильное выполнение одного задания с кратким ответом дается один балл. За верное выполнение каждого задания из группы заданий С1–С6 максимально можно получить три балла. Оценка задания третьей части работы осуществляется по пяти критериям; максимально за выполнение этого задания можно получить 15 баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7; C1–С3.
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад.
— Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.
— Ничего, гранату... — отвечал он.
“Ну-ка, наша Матвевна”, — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
“Ишь, задышала опять, задышала”, — говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
— Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
— Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы...
“Ну, за что они меня?..” — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
— Я… ничего… — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
— Отступать! Все отступать! — прокричал он издалека.
Солдаты засмеялись.
(Л.Н. Толстой. «Война и мир»)
При выполнении заданий В1–В2 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 | Назовите сражение, которое описывается
в приведенном фрагменте романа Л.Н. Толстого
«Война и мир». Ответ: ____________________________. |
B2 | Прообразом какого легендарного
военного события, также описанного в «Войне и
мире», стало это сражение? Ответ: ____________________________. |
Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C1 | Какова роль данного эпизода в развитии “военной” канвы романа? |
При выполнении заданий В3–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B3 | Какой формулой обозначен в русской
литературе скромный, “незаметный” герой,
способный в определенных обстоятельствах
раскрыться с неожиданно яркой стороны? Ответ: ___________________________. |
B4 | Что испытывает Тушин вместо
оправданного в данных обстоятельствах чувства
страха? Выпишите соответствующее слово из
текста. Ответ: ___________________________. |
B5 | Реплики Тушина “про себя” составляют
некое развернутое размышление героя по поводу
происходящего вокруг. Как называется такое не
высказанное вслух размышление? Ответ:____________________________. |
B6 | Какой прием использует автор,
сопоставляя два различных проявления личности
Тушина: его внутреннее отождествление себя с
могучим великаном и боязнь начальства? Ответ:____________________________. |
B7 | Как называется выразительная
подробность в произведении, несущая важную
смысловую и идейную нагрузку (например,
старинная пушка, прозванная Тушиным
“Матвевной”)? Ответ:____________________________. |
Для выполнения заданий С2–С3 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C2 | Какова главная тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли вы с мнением литературоведа: “Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем «реальный», видимый Тушин”? |
C3 | В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской “мыслью народной”? |
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12; C4–С6.
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
(В.В. Маяковский)
Для выполнения задания С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C4 | Почему герою приведенного стихотворения так важно избавить человечество от “беззвездной муки”? |
При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 | Укажите название модернистского
течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров
которого являлся В.В. Маяковский и принципы
которого нашли свое отражение в стихотворении
«Послушайте!». Ответ:____________________________. |
B9 | Назовите вид композиции,
характеризующийся повторением в начале и конце
произведения одного и того же мотива, строки и
т.п. (см. дважды повторенное обращение
лирического героя в приведенном стихотворении). Ответ: ___________________________. |
B10 | Как называется вид тропа, средство
художественной выразительности, основанное на
переносе свойств одного предмета или явления на
другие (“в метелях полуденной пыли”)? Ответ:____________________________. |
B11 | Назовите прием усиления, заострения
авторской мысли, заключающийся в намеренном
сходстве начал смежных строк (“значит — это
кому-нибудь нужно? // Значит — это
необходимо…”). Ответ: ___________________________. |
B12 | Стихотворение заканчивается
вопросом, обращенным к человеку и человечеству.
Как называется тип вопроса, не требующего ответа
и нередко являющегося скрытым утверждением? Ответ: ___________________________. |
Для выполнения заданий С5–С6 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C5 | Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»? |
C6 | В каких произведениях отечественной лирики звучит “звездная” тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!»? |
Часть 3
Для выполнения заданий части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными вами в работе собственными выводами и наблюдениями. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.
C7.1 | Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) |
C7.2 | Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого, отмечавшего “лирическую дерзость” А.А. Фета? |
C7.3 | В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не оценено и не замечено при жизни героини? (По рассказу И.А. Солженицына «Матренин двор».) |
Ответы к заданиям В1–В12
№ задания |
Ответ |
В1 |
Шенграбенское / бой под Шенграбеном |
В2 |
Бородинская битва / Бородинское сражение |
В3 |
“маленький человек” |
В4 |
наслаждение |
В5 |
внутренний монолог |
В6 |
контраст / антитеза |
В7 |
художественная деталь / деталь |
В8 |
футуризм |
В9 |
кольцевая |
В10 |
метафора |
В11 |
анафора / повтор |
В12 |
риторический |
Полностью вариант ЕГЭ можно увидеть на сайте ФИПИ (www.fipi.ru). Редакция «Литературы» приглашает всех читателей — не только словесников, но и старшеклассников, их родителей — к широкому обсуждению проблем ЕГЭ по литературе на страницах нашей газеты.