Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2007

Я иду на урок

Методика

Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2008 год

Новая версия ЕГЭ по литературе — результат многолетней экспериментальной работы, цель которой — поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных, обобщенно-формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа так называемых ложных дистракторов (неверных ответов) применительно к литературе может привести к их актуализации в памяти учащихся в ущерб подлинно верным представлениям.

В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.). Однако наиболее важной, “несущей” конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

В новой версии заданий с развернутым ответом семь. К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов (фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения) отнесено три задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Первое из них затрагивает проблематику произведения или фрагмента, его место и роль в произведении, второе — средства воплощения авторской идеи (с опорой на материал заданий с кратким ответом), третье требует включения анализируемого материала в литературный контекст. Таким образом обеспечивается “ступенчатая” схема разбора (от проблематики и авторской идеи — к средствам их воплощения и далее — к определению места данного автора в литературном процессе, перекличка его произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям).

В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объемное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трех предложенных по выбору). Эта часть неизменно присутствовала во всех предыдущих версиях ЕГЭ по литературе.

Подобная комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций — читательских, литературоведческих и речевых.

Председатель Федеральной предметной комиссии по литературе С.А. Зинин
Рейтинг@Mail.ru