Я иду на урок
Я иду на урок: 7-й класс
Оксана ЧЕКМЕНЁВА
Оксана Юрьевна ЧЕКМЕНЁВА — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 32», г. Братск Иркутской области.
«Звезда пленительного счастья»
Видеоурок
В 7-м классе на уроке литературы впервые происходит разговор о восстании декабристов. Без рассказа об эпохе и участниках восстания невозможно приступать к изучению поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». Тема очень интересна ученикам, и просмотр фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» как нельзя более кстати. Мне кажется, что смотреть на уроке весь фильм не стоит по нескольким причинам. Первая — традиционная — отсутствие времени. Вторая — фильм целиком воспринимается в этом возрасте далеко не всеми детьми, не хватает подготовленности. Третья — обязательно требуются комментарии. Поэтому мне показалось уместным просмотреть и обсудить эпизоды из фильма.
Начать урок можно с первых десяти минут фильма, чтобы сформировать восприятие, проникнуться атмосферой эпохи. Этому способствуют и музыка к известному романсу на стихи Булата Окуджавы, и ряд рисунков, представленных в начале картины. А потом можно предложить для просмотра выбранные мною эпизоды.
Результат урока — очередь за диском. И это было приятнее всего.
I. Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, мы закончили с вами беседу по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». При этом мы много говорили о том историческом событии, которое называют восстанием декабристов и которое послужило началом целой эпохе. Мы решили с вами, что то, что сделали жёны декабристов, можно назвать подвигом. Читать поэму Некрасова было интересно, и самое главное, у многих появилось желание побольше узнать о самом восстании декабристов, о судьбах его участников, об эпохе в целом.
Уже два столетия эти вопросы интересуют многих историков, литераторов, и режиссёров в том числе. В 1975 году режиссёр Владимир Мотыль снял фильм, который назвал строчкой из стихотворения А.С. Пушкина — «Звезда пленительного счастья».
II. Просмотр эпизодов и беседа
1. 00.00–10.00 мин. Начало фильма. Разговор Волконского с женой
— Мы просмотрели начало фильма. Скажите, что вам понятно из просмотренного? Кто герои?
(Сергей Григорьевич Волконский и его жена Мария Николаевна Раевская-Волконская.)
— Речь идёт о бумагах, о письмах А.С. Пушкина. Почему? Кто такой Николай Николаевич?
(Раевский — генерал, герой войны 1812 года.)
— О чём идёт разговор на заседании тайного общества? Кто его участники? (В фильме играют лучшие артисты отечественного кино. Нужно назвать их имена: И.Костолевский, И.Купченко, А.Баталов, О.Янковский, О.Даль и др.).
— Волконский говорит жене: “Ты постараешься понять нас?” А вы понимаете, о чём идёт речь?
2. 18.00–23.12 мин. Арест Трубецкого. Сцены восстания
— Кто герои этого эпизода?
(Сергей Петрович Трубецкой и Екатерина Ивановна Трубецкая.)
— Что происходит?
(Арест Трубецкого, сцены восстания. Николай I в растерянности, солдаты тоже. Александр I умер, а Николаю I ещё не присягали.)
3. 55.55–56.45 мин. Диалог Волконского с Николаем I
— О чём говорит Сергей Григорьевич Волконский с царём? В чём, по его мнению, несчастье страны?
(Жить нужно по закону, а не по прихотям царя.)
— Можно ли назвать Волконского смелым человеком, человеком чести?
4. 58.00–59.59 мин. Разговор Волконской с братом
— Что знаем мы из поэмы Н.А. Некрасова о том, как родные скрывали от Марии Николаевны правду о муже? (Можно зачитать.) Почему Волконская благодарит брата?
(Любая мука лучше неизвестности.)
5. 01.43–01.46 мин. Обед в семье Раевских
— Как относится семья Раевских к решению Марии поехать вслед за мужем? Чувствует ли Мария Николаевна поддержку? Трудно ли ей принимать решение в такой ситуации? Что можно сказать о характере этой женщины?
6. 02.03–02.06 мин. Отъезд Волконской
— Отец сказал Волконской: “Я прокляну тебя, если ты не вернёшься через год”. Вернулась ли она?
7. 02.17–02.23 мин. Диалог губернатора Цейдлера с Трубецкой
В фильме несколько эпизодов, в которых показана встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором Цейдлером. Иннокентий Смоктуновский замечательно играет злодея, последнего на пути следования Трубецкой к месту ссылки мужа, который выполняет волю государя. Почему так нужно было царю остановить Трубецкую? Какие чувства испытывает герой Смоктуновского?
8. 02.29–02.31 мин. Встреча Волконской с мужем
В записках М.Н. Волконской сказано, что встреча произошла не в руднике, а в комнате, правда, на второй день после приезда Волконская действительно спускалась в шахты. Но и Н.А. Некрасов, и В.Мотыль сцену встречи Волконской с мужем увидели по-другому.
9. Помимо истории жизни Волконской и Трубецкой в фильме есть и другая история.
Полина Гебль, француженка, в православии Екатерина Егоровна Анненкова, поехала в Сибирь вслед за поручиком Анненковым, который мужем ей не был.
История их любви, пожалуй, наиболее интересна зрителям.
32.00–38.55 мин. Встреча Полины с Иваном Анненковым в Петропавловской крепости
— Какие трудности приходится преодолевать героине, когда она добивается встречи с поручиком Анненковым?
10. 43.00–46.56 мин. Воспоминания Полины и Анненкова
— Почему Полина отказалась когда-то стать женой Ивана Анненкова?
(Никогда не вышла бы за мешок с деньгами.)
— Почему хотела бы стать женой отверженного? Что возвращает ей надзиратель?
(Кулон матери.)
— Почему?
11. 49.36–52.00 мин. Дом матери Анненкова в Москве
— Поручик Иван Анненков приезжает к матери просить разрешения на брак.
Обратите внимание на уклад барской жизни. Провинциальная Москва, дворовые девки, арапка и развлечения барыни.
Чему радуется герой Игоря Костолевского?
(Проклят матушкой, лишён наследства, а значит, больше не мешок с деньгами.)
12. 02.32–02.38 мин. Финал картины
Заканчивается фильм сценой свадьбы Полины и Ивана Анненкова, которая состоялась уже в Сибири. Режиссёр несколько раз показывает нам лица женщин-декабристок. Вглядитесь в них. Вспомним их имена.
В качестве домашнего задания можно предложить несколько вариантов.
1. Рисунки — впечатления от увиденного и прочитанного.
2. Придумать и написать страничку из дневника Трубецкой или Волконской.
3. Прочитать и сравнить «Записки» М.Н. Волконской с поэмой Некрасова или фильмом.