Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 9–10-й классы Портрет М.Н. Загоскина.

Ирина ПРЯДКО


Ирина Евгеньевна ПРЯДКО — учитель высшей квалификационной категории МОУ «Лицей № 41» г. Владивостока.

Эпоха Смутного времени в романе М.Н. Загоскина

Литературно-исторический семинар

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

                    А.С. Пушкин

Я преподаю русский язык и литературу в средней школе уже более двадцати пяти лет и хочу поделиться опытом своей работы над темами, которые считаю трудными, но необходимыми.

Одной из самых важных задач современного образования считаю изучение литературы как поэтической памяти народа, постижение произведения в его культурно-историческом единстве. На уроках литературы нужно обращаться к переломным моментам русской истории, к её трагическим событиям, которым, по словам А.Блока, “суждено возвращение”. А также к незаслуженно забытым писателям. Одним из них является М.Н. Загоскин, автор первого русского исторического романа «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», опубликованного в 1829 году. По словам В.Г. Белинского, “это была первая попытка заставить в русском романе говорить и действовать русских людей по-русски”. Восторженно отзывались об этом произведении В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь (вспомним упоминание о нём в комедии «Ревизор»), И.А. Крылов, С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Вальтер Скотт, Проспер Мериме...

Действительно, удивительны параллели в русской истории: 1612 год отозвался в 1812-м, логическим продолжением которого стали декабризм и национально-патриотический подъём русского общества в 30-е годы XIX века, интерес к теме народа, его роли в истории. Наконец, 4 ноября 2004 года в России устанавливается общегосударственный праздник в память о русском духовном и ратном подвиге, победившем Смуту. Считаю необходимым обращать внимание учащихся на причинно-следственные связи подобных символических событий в русской истории. Этому же посвящён и предлагаемый урок-семинар.

Цели:

а) проанализировать причины, ход событий, последствия Смутного времени (1598–1613), политику государственных и церковных деятелей, роль народных движений;

б) через художественное пространство исторического романа представить эпоху: обычаи, нравы, характеры, одежду, язык — собирательный образ России начала XVII века;

в) отметить особенности жанра, композиции произведения, его сюжетные ходы;

г) отметить художественные параллели «Юрия Милослав­ского» с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, сделать вывод о роли народа в истории.

Оборудование: с помощью мультимедийных средств на большой экран выведены толкование слова “смута” из словарей В.И. Даля, С.И. Ожегова; “лента памяти” — хронология событий; портреты Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Авраамия Палицына, патриарха Гермогена, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, М.Н. Загоскина, репродукция картины К.Е. Маковского «Воззвание Минина».

Интегрированный семинар про­водят учителя литературы и истории, ведущая роль принадлежит словеснику. Учащиеся разделены (с учётом индивидуального выбора) на группы историков, словесников, этнографов, хотя могут принимать участие в общей дискуссии. В каждой из трёх групп есть свой координатор, направляющий и оценивающий работу ребят. Кроме того, приглашены несколько учеников 11-го класса для подведения итогов, выставления оценок.

Ход семинара

Вступительное слово. 4 ноября 2004 года наша страна впервые отметила День народного единства — праздник, установленный по инициативе Межрелигиозного совета России. Этот день — дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением под предводительством К.Ми­нина и Д.Пожарского была освобождена Москва и было положено начало выходу страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. В этот день Русская Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери, который был установлен в честь освобождения Москвы. Именно у этого образа Царицы Небесной молилось народное ополчение, эта икона была в стане русских воинов под Москвой. Считается, что молитвами Богородицы, единением всего народа была одержана победа, преодолена Смута.

— Что значит Смута для России? С чего начинаются смуты?

Работа историков предполагает обращение к периоду Смутного времени (1598–1613) и состоит из кратких сообщений учащихся о политике государ­ственных деятелей и причинах их поражений, а также аналитической беседы, подводящей итоги.

Б.Годунов (1598–1605);

Лжедмитрий I (1605–1606);

В.Шуйский (1606–1610);

«Семибоярщина» (1610–1613).

Могут быть заданы следующие вопросы.

— Что такое “династический кризис”? Почему выбор пал на Бориса Годунова?

— Интересам каких слоев отвечала политика Лжедмитрия I? Почему он до конца оставался самозванцем?

— Что означала “крестоцеловальная запись” В.Шуйского? Почему в период правления Шуйского начался бунт Ивана Болотникова? Почему Шуйский обратился за помощью к шведам? Чем было вызвано его падение?

— Чем руководствовались бояре, решив пригласить на престол польского королевича Владислава? Какие последствия могло иметь его вступление на престол?

— Почему шведский король вначале стремился помочь России в борьбе с Польшей, а потом начал против неё военные действия?

— Почему было собрано первое ополчение? Почему его действия не увенчались успехом?

— Какова роль Церкви в создании второго ополчения?

Смута — время тяжёлых испытаний для всего общества и для каждого человека. Период Смутного времени XVII века ярко свидетельствует, что разобщённость людей, утрата властью народного доверия, её невнимание к народным нуждам ведут к ослаблению государства, угрожают его национальной независимости. Россия, пережившая опричнину, истощённая войной и экономическими трудностями, сотрясаемая восстаниями, оказалась лёгкой добычей для интервентов.

Работа словесников и этнографов строится на анализе текста произведения. Вопросы и индивидуальные задания были даны заранее.

— Чем отличаются исторические исследования об эпохе от её художественного изображения в романе?

— Каковы особенности жанра исторического романа? Соответствует ли ему произведение М.Н. Загоскина?

— Прокомментируйте название романа. С чем, по-вашему мнению, была связана его огромная популярность в то время?

— Какой период Смутного времени описан в романе?

М.Н. Загоскин чётко сформулировал различие между историческим исследованием и историческим романом: “Исторический роман — не история, а выдумка, основанная на историческом происшествии”. А.С. Пушкин под словом “роман” подразумевал “историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”. Иначе говоря, для создания настоящего романа важна не только широкая панорамность изображения, исторический колорит, но необходима занимательность, “выдумка”, которая дала бы читателю возможность сопереживать героям, думать, что он живёт и действует вместе с героями книги. Читатель должен был увидеть в прошлом то, что стало бы для него современным, ответило бы его нравственному чувству.

М.Н. Загоскину это удалось. Во-первых, очень удачно была выбрана эпоха борьбы русского народа против польской и шведской интервенции начала XVII века. Писатель изобразил не весь период Смутного времени, а только заключительный его этап — с конца 1611 по конец 1612 года, когда было собрано народное ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского и польские интервенты были изгнаны из Москвы. Выбор темы отвечал патриотическим настроениям русского общества после Отечественной войны 1812 года. Историческая параллель 1612–1812 годы получила всенародное признание, стала символом борьбы против иноземных захватчиков.

Во-вторых, писатель удовлетворил запросы публики, создав роман, воплотивший лучшие черты рус­ского национального характера: любовь к отечеству (“...как бессилен язык человеческий для выражения высоких чувств души, пробудившейся от своего земного усыпления!”), отчаянную храбрость, удальство (“русский человек на том и стоит: где бедовое дело, там-то удаль свою показать”), неприхотливость и выносливость (“русский человек в случае нужды готов довольствоваться куском хлеба”, “мы, русские, привыкли к внезапным переменам времени”), широту натуры, радушие, природный ум и сметливость.

Жанровые условия исторического романа были соблюдены: исторические лица и события изображались на втором плане, в центре произведения — действия вымышленных персонажей. Интрига романа очень искусно и естественно вписывалась в исторические события, составляя занимательность сюжета. (Встреча главного героя с незнакомцем, оказавшим ему впоследствии ряд услуг, нападение разбойников, пленение героя и заточение его в подземелье, освобождение героем возлюбленной — по мысли А.С. Пушкина, “романическое происшествие без насилия входит в раму обширнейшую происшествия исторического”).

Вынесение в заголовок имени и фамилии главного героя — романная традиция, цель которой — создать впечатление подлинности происходящего. Двойное заглавие указывало на два сюжетных аспекта: частный и исторический. Важным композиционным приёмом романа были исторические замечания автора, в которых он не только объяснял малоупотребительные слова, но и прояснял свой замысел, давал этнографические, исторические, географические, литературные справки. Необходимость замечаний была вызвана стремлением расширить исторический план романа и обратить внимание читателя на его документальную основу.

— О чём мы узнаём в экспозиции романа? Пользуясь текстом и историческими замечаниями автора, прокомментируйте утверждение М.Н. Загоскина: “Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале семнадцатого столетия...”

— Какое событие служит завязкой произведения? В чём значение символического образа метели: “...вьюга усилилась до такой степени, что в двух шагах невозможно было различать предметов... ветер превратился в совершенный вихрь... Целые облака пушистого снега... не только ослепляли путешественников, но даже мешали им дышать свободно... они прошли версты две, не отыскав дороги”? В каком художественном произведении мы встречались с подобной завязкой сюжета?

— Как система персонажей позволяет судить о расколе и смуте в русском обществе?

Раскол народа, смута в русском государстве показаны с первых страниц романа. Нет единства ни в среде дворянства, ни среди простолюдинов. С одной стороны, утрата православных духовных традиций, презрение к отечеству, равнодушие к его судьбе, подражание иностранной культуре, алчность, гордыня отличают бояр Шалонского, Туренина, Замятню-Опалева, отдельных эпизодических персонажей. О Шалонском: “...Какой он русский боярин! Хуже басурмана: мучит крестьян, разорил все свои отчины, забыл Бога и даже... ест по постам скоромное”. Земский ярыжка: “...Что нам за дело, кто будет государ­ствовать в Москве: русский ли царь, польский ли королевич? Было бы нам легко”. С другой — самоотверженная любовь к родине, ненависть к полякам, бесстрашие князя Черкасского, дворянина Образцова; осторожная рассудительность боярина Мансурова, предостерегающего от бесполезных кровопролитий; чистота помыслов, отсутствие национальной ограниченности, интернационализм Юрия Милославского.

Милославский: “...Мы не для того целовали крест польскому королевичу, чтоб иноплеменные рвали на части святую Русь! Да у кого бы из православных поднялась рука и язык повернулся присягнуть иноверцу, если б он не обещал сохранить землю русскую в прежней её славе и могуществе”, “...я уважаю храбрых и благородных поляков. Придёт время, вспомнят и они, что в их жилах течёт кровь наших предков”.

— Почему главным героем стал Юрий Милославский? Как исторически оправдана его фамилия? (Фамилия должна была вызвать у читателя “исторические” ассоциации: род Милославских — один из самых древних родов в России, особенно возвысившийся в XVII веке, после женитьбы царя Алексея Михайловича на дочери одного из Милославских.)

— Какую роль в его судьбе сыграл К.Минин, впервые встретившийся герою на постоялом дворе в образе случайного прохожего? Объясните значение пророческого сна Юрия (ч. I, гл. 7). В каком литературном произведении мы встречались с подобными сюжетными ходами? В каких ещё эпизодах прослеживаются параллели между романом М.Н. Загоскина и «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?

— Чем вы объясните обилие народных сцен в романе? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее удачны? Почему? Прокомментируйте их. (Восстание нижегородцев; буйная ярость шишей — так назывались в то время партизаны; переправа через Волгу, когда только что тронулся лёд; шутки Кирши: его колдовство и посвящение в колдуньи старухи Григорьевны; пророчества юродивого Мити; смерть боярина Шалонского.)

— Как изображена героическая оборона Троицкой лавры?

— Что можно сказать о традициях, обычаях, нравах наших предков?

«Юрий Милославский» — это картина нравов, домашнего быта, образа мыслей русского народа, выраженного в древних преданиях и поэтических легендах, в проповедях странниц и юродивых, в суеверных страхах. Картины природы — описание знаменитых Муромских лесов, весеннего ледохода и другие — помогают представить лирический образ России.

Работа над ключевыми эпизодами романа (индивидуальные задания):

«На постоялом дворе» (ч. I, гл. 2–4); анализ кульминационной сцены романа «Нижегородцы на Лобной площади» (ч. II, гл. 4). Сравнение с картиной К.Маковского «Воззвание Минина»; «Выход неприятеля из осаждённого Кремля» (ч. III, гл. 9).

— Каковы главные уроки Смутного времени для современного общества? Чем ценен опыт избавления от Смуты сегодня?

Когда утрачивается идеал народного единства, любовь к ближнему, тогда начинается разложение нравов и распад государства. В смутные времена, когда ломается привычный уклад жизни, очень трудно бывает противостоять злу, обуздать соб­ственные инстинкты и пороки, найти силы помочь слабому. Повергнутые в распри, люди теряют духовные ориентиры. Жажда наживы любой ценой, пренебрежение к человеческой жизни, моральный нигилизм — всё это ведёт к вырождению нации.

В то время, когда большинство одобряло действия лжеправителей, только немногим достало мужества возвысить голос в защиту независимости Отечества. Голоса Авраамия Палицына, патриарха Гермогена пробудили лучшие силы русской нации. Подвиг К.Минина, Д.Пожарского, возглавивших народное ополчение, сохраняется в памяти потомков.

Литература

Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1979. Т. 8.

3агоскин М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. Новосибирское книжное издательство, 1986.

Коваленко Г. Печальная выгода смутных времён // Родина. 1999. № 4.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отвечает на вопросы... // Родина. 2005. № 11.

Речевые вкусы М.Н. Загоскина // Филологиче­ский вестник. 2003. № 5.

Рейтинг@Mail.ru