Я иду на урок
Я иду на урок: 6–7-й классы
Жанна ТЕМНИКОВА
Жанна Валерьевна ТЕМНИКОВА — учитель русского языка и литературы гимназии № 57 г. Кургана.
Сильвио — романтический герой?
Урок является заключительным по повести А.С. Пушкина «Выстрел». При его подготовке использовались пособие «История русской литературы XIX века. 1800–1830-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова»; учебник А.Г. Кутузова, Л.В. Колосса «Как войти в мир литературы. 7 класс»; материалы сайта http://ppf.asf.ru/lect15.htm
I. Вступление
На предыдущих уроках литературы мы рассматривали способы создания образа Сильвио в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Перечислим их.
(Учащиеся называют самохарактеристику Сильвио, косвенные характеристики через интерьер, рассказ молодого офицера (затем подполковника в отставке И.Л.П.) и графа.)
Рассуждали мы и о том, что Сильвио подходит под определение “романтический герой”.
— Вспомним, какими качествами должен обладать литературный герой, чтобы называться романтическим?
(Силой воли, отвагой, исключительностью; способностью подчинять себе обстоятельства; загадочностью, таинственностью поведения, поступков.)
— Казалось бы, эти качества мы в полной мере встречаем у Сильвио. Но так ли уж загадочен Сильвио? Так ли уж романтична и благородна дуэль между ним и графом?
Давайте попробуем разобраться.
II. Беседа
В повести несколько рассказчиков; перечислим их (запись на доске по мере называния):
1) повествователь (подполковник И.Л.П.);
2) Сильвио;
3) граф;
4) Белкин;
5) Пушкин.
— Какую же цель преследовал Пушкин, создавая такую галерею рассказчиков?
(Создать объёмный образ Сильвио, показать разные оценки происходящего.)
Рассмотрим пересечение точек зрения в повести. Сначала обратимся к образу повествователя.
— Что он за человек? Каким воображением обладает?
— Что повлияло на формирование “романтического” воображения молодого офицера?
Докажите текстом, что наш повествователь — любитель книг. (“...Число книг, найденных мною под шкафами и в кладовой, были вытверждены мною наизусть. Все сказки, которые только могла запомнить ключница Кирилловна, были мне пересказаны”; в имении графа, в кабинете повествователь видит “шкафы с книгами”, и это первое, на что он обращает внимание.)
Можно предположить, что большинство книг, прочитанных офицером, были романтического содержания. Вспомним, ведь не случайно Пушкин пишет «Повести Белкина» как некую пародию на современную ему литературу.
И вот этому мечтательному, романтически настроенному молодому офицеру встречается Сильвио.
— Каким видится ему Сильвио? Почему? В чём загадка?
(Героем какой-то таинственной повести, так как Сильвио держится замкнуто; о его прошлом никто ничего не знает; обладает сильным характером, но к явному лидерству не стремится. И воображение офицера рисует романтический образ.)
— А сам Сильвио? Как он себя оценивает в начале своего рассказа? (Чтение учащимися отрывка.) Какими словами он характеризует своё поведение?
(Резкими, крайними: “буйство”, “взбесило меня”, “я возненавидел”, “волнение злобы”.)
— Каким же человеком считает себя Сильвио? И так ли это на самом деле? Прав ли он?
(Исключительным, особенным, достойным лидерства, но на самом деле он действует так, как было модно, достаточно вспомнить начало его собственного рассказа о себе. Сильвио оценивает себя по литературным моделям, например, хвастливо заявляет, что перепил известного пьяницу, которого воспел Денис Давыдов.)
Итак, Сильвио хочет быть исключительным, и именно таким человеком и воспринимает его рассказчик. Но, может быть, графу Сильвио кажется вполне обычным? Обратимся ко второй части повести.
— Каким предстаёт Сильвио перед графом? Прочитайте отрывок и прокомментируйте его. Найдите в тексте детали, по которым видно, что Сильвио наводит ужас на графа.
(“...увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой; он стоял возле камина”. Сильвио кажется графу необъяснимым злодеем, может быть, демоном или чёртом — вид для этого у него характерный.)
Из всего сказанного можно сделать вывод, что граф тоже романтически возвышает Сильвио.
— Как эти герои относятся к дуэли? Что для них дуэль?
(Защита чести. Дуэль воспета в романах.)
Обратите внимание: ни офицер-рассказчик, ни граф не сомневаются в праве Сильвио на дуэль. А ведь не честь, а своё болезненное честолюбие пытается защитить Сильвио.
Но в повести есть человек, который не разделяет поэтической точки зрения на дуэль. Это Иван Петрович Белкин. Он якобы записал рассказ подполковника И.Л.П., а от себя предпослал этому рассказу эпиграфы. Прочитаем их и попробуем объяснить: почему здесь два эпиграфа и какую идею они призваны отразить.
Первый эпиграф принадлежит перу поэта Е.А. Баратынского.
— Вспомните, что свойственно лирике, лирическим произведениям?
(Эмоции, чувства, переживания.)
— Какую линию отражает этот эпиграф?
(Поэтическую, эмоциональную — оскорбление, месть, дуэль как единственное средство спасения чести.)
Второй эпиграф взят из эпического произведения Бестужева-Марлинского.
— На чём сосредоточено внимание в эпических произведениях?
— Какие слова в эпиграфе будут ключевыми?
(“...застрелить... по праву дуэли”. Застрелить — значит убить.)
— Это романтично? Что же такое дуэль с точки зрения второго эпиграфа, а следовательно, и с точки зрения Белкина?
(Узаконенное убийство.)
Итак, два эпиграфа — две разные оценки дуэли, два разных взгляда на Сильвио.
— А что же Пушкин? Как он оценивает своего героя? Можно ли говорить о прямой авторской позиции в повести?
(Нет, разветвлённая система рассказчиков не позволяет автору непосредственно выразить свою точку зрения.)
И всё-таки Пушкин даёт нам подсказку. И эта подсказка — в композиции повести.
— Что называется композицией? В чём особенность композиции повести «Выстрел»?
— Как называется приём сознательного нарушения хронологической последовательности событий? С какой целью Пушкин использует инверсию в построении сюжета?
(Чтобы создать вначале напряжение, заставить поверить в романтическую ситуацию, в романтический ореол, который окружает героя, а потом разрешить всё просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам.)
III. Обобщение
— Так что же, является Сильвио романтическим героем? (Учащиеся высказывают свои мнения.)
Ф.М. Достоевский был убеждён: “Человек есть тайна”. И действительно, человек по бесконечности своих возможностей — тайна не только для других, но и для самого себя. Сильвио, загнавший себя в ловушку собственных честолюбивых устремлений, всё-таки оказался сложнее литературных традиций. Именно это и утверждает Пушкин в «Повестях Белкина».
Обратите внимание: в конце темы нашего урока стоит не точка, а вопросительный знак — как приглашение к раздумьям. В литературе не бывает однозначных ответов, оценок.
В конце урока надо напомнить, что сам Пушкин высоко ценил в людях обострённое чувство собственного достоинства, но только если оно совместимо с вниманием к другим людям и уважением к ним.
IV. Домашнее задание
1. Сочинение-рассуждение «Что победило в душе Сильвио в конце повести?».
2. Творческое задание из учебника: сопоставьте повести «Выстрел» и «Метель»; подумайте, что общего в них (образы героев, сюжетные ходы, рассказчики и т.д.).