Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2007

Есть идея!

Задание со звёздочкой

Публикация статьи произведена при поддержке компании «АльянсСтройКомплект». Компания «АльянсСтройКомплект» уже более 10 лет поставляет строительные материалы всех видов в Москве и Подмосковье. Если вам нужны высококачественные пеноблоки, пиломатериалы, гипсокартон или кирпич, вы легко сможете подобрать их и заказать, посетив официальный сайт компании «АльянсСтройКомплект» http://aliansbp.ru. После чего опытные специалисты компании «АльянсСтройКомплект» обеспечат быструю и бережную доставку приобретенных товаров.

ВОПРОСЫ.

Учителя часто изображаются в различных литературных произведениях. В том числе и входящих в школьную программу. Мы зашифровали некоторые из них, но думаем, что настоящие знатоки литературы догадаются, о ком идёт речь, и впишут нужные имена на место пропусков. В итоге получатся подготовительные материалы для сочинения «Образ учителя в литературе».

1. “Судьба ________хранила: // Сперва ________ за ним ходила, // Потом _______ её сменил…” Вот так, без имени и отчества, появляются в романе _________ учителя главного героя, чтобы “шутя” научить его “всему”, а точнее, ничему. Да и о родителях ________ мы почти ничего не знаем — о матери не говорится вовсе, отец тоже безымянен. Воспитание героя не опирается на людей, личностей, это стёртые, безликие силуэты — и результат такого воспитания плачевен. Как знать, может быть, судьба _________ не сложилась и потому, что жизнь обделила его яркими встречами с интересными учителями?

2. Заботливая мамаша наняла ________ целый полк учителей: для точных, гуманитарных и естественных наук по отдельности. Но вот беда — и ученичок был, в соответствии с фамилией, простоват и ленив, и сами учителя не сильно утруждали себя исполнением своих обязанностей. Да и собственное их образование хромало: _________ был семинаристом, вряд ли окончившим курс, _________ — солдатом, а __________ — и вовсе кучером. Результат педагогического процесса известен любому восьмикласснику.

3. Оригинальная метода преподавания была у учителя-француза ________. Вместо того чтобы выучить _________ говорить “по-французски, по-немецки и всем наукам”, он сам научился кое-как болтать по-русски и начал пить русские настойки. Его карьера окончилась после того, как его ученик сделал воздушного змея из географической карты, в то время как сам учитель лежал мертвецки пьяным. Позже, правда, выяснилось, что этот учитель успел преподать герою повести и несколько уроков фехтования, что оказалось весьма и весьма нелишним.

4. Героиня этой повести вначале не замечала бедного и незнатного учителя _________: ещё бы, ведь она дочь самого _______, а он никому не известный француз. Но случай с медведем произвёл на неё неизгладимое впечатление. А уж когда она узнала, что учитель вовсе не учитель, а ________ , — тут-то и вспыхнула любовь.

5. Этот учитель из поэмы _______ любил такую тишину в классе, чтобы слышно было, как муха летит. Он очень гордился тем, что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался. Герой поэмы ______ мигом постиг эту его особенность и во всё время обучения сидел как истукан, “не шевельнув ни глазом, ни бровью”, за что и получил “аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадёжное поведение”.

6. Своего учителя ________ герой повести ______ вспоминает с большой любовью, хотя начинается повествование с того, как этот учитель разбудил своего ученика, громко хлопая над его головой мухобойкой из сахарной бумаги. “Противный человек!” — решит _______ сначала, чтобы уже через пять минут воскликнуть: “Какой он добрый и как нас любит!”

7. Этот учитель так и не прочёл Лессинга. Впрочем, финал повести ___________ не зря называют открытым: всё ещё возможно, и не надо ставить в развитии этого героя окончательной точки.

8. Образное выражение __________ прочно вошло в русский язык после появления одноимённого рассказа, написанного _________. Главный его герой “всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком”. Любопытно, что его историю рассказывает нам тоже учитель по фамилии __________.

9. Эта учительница дважды прислала своему ученику посылку с макаронами. Вы, конечно же, помните, что преподавала она ________.

10. Учителя математики звали необычно — _________. Как и __________, он был по происхождению грек. О греческой мифологии напоминает и название повести _________. Автору этого произведения, ______, “захотелось благодарно возвысить метод” этого учителя, который смехом “закалял лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора”.

ОТВЕТЫ.

1. Евгения, Madame, Monsieur, «Евгений Онегин», Евгения. 2. Митрофанушке, Кутейкин, Цифиркин, Вральман. 3. Бопре, Гринёва. 4. Дефоржа, Троекурова, Дубровский. 5. «Мёртвые души», Чичиков. 6. Карла Ивановича, «Детство», Николенька. 7. «Учитель словесности». 8. Человек в футляре, Чеховым, Буркин. 9. Французский язык. 10. Харлампий Диогенович, Пифагор, «Тринадцатый подвиг Геракла», Фазилю Искандеру.

Задание подготовил Сергей ВОЛКОВ.
Рейтинг@Mail.ru