Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2007

Я иду на урок

Методика

Готовимся к ЕГЭ

От анализа текста — к сочинению

Продолжение. Начало см. в № 17, 18.

Занятие № 3

Художественная публицистика.

Художественная публицистика. Практикум по анализу текста

Художественная публицистика соединяет в себе черты двух стилей — публицистического и художественного. Рассуждение автора отличается логичностью, убедительностью, доходчивостью, вместе с тем субъективностью взглядов и оценок и образностью языка. К художественной публици­стике, как правило, обращаются деятели литературы и искусства: писатели, критики, музыканты, актёры.

Стилевые черты

Лексические:

— частая повторяемость ключевых слов, выражений (однотемная лексика);

— книжная лексика;

— оценочно-экспрессивная;

— отсутствие клише и штампов;

— традиционно-поэтические выражения (поэтизмы).

Средства речевой выразительности:

— сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты (в том числе сугубо авторские).

Синтаксические:

— предложения с тире между подлежащим и сказуемым, которые акцентируют внимание читателя на ключевых выражениях и микротемах, синтаксический параллелизм, предложения с однородными и обособленными конструкциями и т.д.

Практикум по анализу художественно-публицистического текста

Юрий Бондарев

Богатство

(1) В Древней Греции ходили в скромных плащах, ели козий сыр и ячменные лепёшки (завтрак Сократа), жили в простых домах, и вместо удобств, благ и комфорта “технологической цивилизации” там не один век господствовала культура, а именно: духовная и душевная наполненность, то, что сейчас мы определяем как состояние счастья, радости бытия.

(2) Культура — это богатство, бесценное сокровище, по крупицам тысячелетиями накопленное народом и народами, поэтому ей, культуре, следует доверять. (3) Уроки её способны предупредить бездумную разрушительность и заморские болезни, прикрытые модным костюмом, синтетическими новшествами. (4) Без строгих нравственных таможен, под победные ритмы “масскулатуры” могут и у нас расцвести времена уродливые, чужие нам, порождённые тёмным и льстивым подражатель­ством, — времена философов без своих идей, архитекторов без своей архитектуры, учёных без своих открытий, писателей без своих мыслей и чувств.

(5) Всякая система нередко лежит с антисистемой, поэтому альтернатив нет разве только в Дантовом аду. (6) И когда думаешь о судьбе культуры в урбанистической действительности прагматизма, власти денег, неверия и лжи, то с болью и тоской возникают те же самые “детские вопросы”, но совсем уже не по Достоевскому: кто ты, современный человек? (7) Разрушительная тень на перекрёстке дорог истории? (8) Или венец творения? (9) Уйдёшь подобно бесследной тени — и не оставишь после себя ничего, кроме ненасытной алчности, миллионов невинных жертв, заболоченных полей, безобразных бетонных городов, высох­ших рек, гор мусора на изуродованной машинами земле. (10) Почему же ты, гомо фабер, забыл о назначении своём — творить добро, красоту и приносить пользу?

(11) Так разве “технологическая цивилизация” не движет прогресс, ничего не создаёт, не усовершенствует? (12) Не может быть, чтобы всё то, что рождает и развивает она, есть не творчество, а видимость прогресса, то есть тупик. (13) И вместе с тем это так, ибо на Западе всё подчинено не человеку, а всемогущему правителю мира — золотому тельцу, у нас же — безликому и беспощадному властелину нашей действительности: мифическому, придуманному чиновниками плану, за которым уже не видно человека.

Об авторе

Юрий Васильевич Бондарев — один из тех писателей, кого называют создателем “лейтенантской прозы”, автор романов «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег». В 80-е годы он создаёт цикл лирико-философских миниатюр «Мгновения», в котором, как и прежде, размышляет над вечными нравственными категориями, стремится уловить в коротких мигах истину о мире и о человеке. Миниатюра «Богатство» — одна из них.

Анализ текста

Словарная работа

Культура (от лат. сulture — воспитание, образование, развитие).

1. Система ценностей общества.

2. Интеллектуальная и художественная деятельность, её результат.

3. Оценочное значение: высокая, популярная, массовая культура.

(Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: Астрель, 2003.)

Многозначность этого слова поможет нам сформулировать проблемы текста, ибо все три значения отражены в миниатюре Ю.Бондарева. Перечислим эти проблемы.

1. Проблема истинного содержания культуры.

2. Проблема культуры в обществе, основанном на власти денег.

3. Проблема назначения человека.

Задание. Сформулируйте проблемы текста, заполните таблицу.

Варианты формулировки проблемы

Формулировка проблемы

1. В вопросно-ответной форме  
2. Предложение-тезис с указанием проблемы  
3. В виде номинации темы  
4. С использованием лексиче­ских и стилистических средств выразительности  
5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста  

Рассмотрим два варианта формулировки проблемы: в виде предложения-тезиса и в вопросно-ответной форме.

1. Ю.Бондарев в философской миниатюре «Бо­гатство» рассматривает (уделяет пристальное внимание, касается…) проблему культуры.

2. Что есть культура? Система ценностей общества, не подвластная течению времени? Или это интеллектуальная и художественная деятельность человека? А может быть, процесс духовного изменения общества, его выбор в ту или иную сторону — развития или разрушения? Каково назначение человека в цивилизованном обществе? Эти вопросы, посвящённые проблеме культуры, неизменно возникают при чтении этой удивительной философской миниатюры Ю.Бондарева.

Как видим, второй вариант наиболее удачный, он отражает весь спектр поставленных автором проблем.

Комментарий проблемы

Вопросы и задания

1. Какой главный тезис, связанный с содержанием культуры, выдвигает автор?

(“Культура — это богатство, бесценное сокровище”. Её надо беречь, она может исчезнуть.)

2. Как сохранить “бесценное сокровище” в обществе? Что для этого необходимо, по мнению автора, сделать?

(Нужны “строгие нравственные таможни”.)

3. Как вы понимаете эту метафору?

(Это выбор общества (оценочное значение). По какому пути пойдёт общество: по пути сохранения и приумножения духовных ценностей или извлечения выгоды — прагматичный, утилитарный подход к культуре.)

4. Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать центральный тезис?

(1-й аргумент. В Древней Греции не было “технологической цивилизации”, каких-либо благ и комфортных условий, однако люди жили счастливо, ибо там господствовала культура. Древние греки сделали свой выбор в пользу непреходящих ценностей.

2-й аргумент. Что может произойти с культурой “в урбанистической действительности прагматизма”, когда миром правит “золотой телец”? Могут наступить времена уродливые, страшные.)

5. Каково назначение человека в цивилизованном обществе?

(“Творить добро, красоту и приносить пользу”.)

Культурологический комментарий

Миниатюра написана в советский период, в 1980-е годы, когда Советский Союз стремился построить коммунизм, своеобразный рай в отдельно взятой стране. Первый секретарь КПСС Н.С. Хрущёв ещё в 1960-е годы объявил миру, что через двадцать лет в СССР наступит коммунизм. И вот это время наступило. Что мы видим? Оказывается, и здесь неблагополучно: когда всё подчинено “мифическому плану”, забывают о самом главном — о человеке.

Какой вывод делает автор? Главная мысль текста (авторская позиция).

(Проблема культуры, что является неотъемлемой частью духовного опыта человечества, связана не с обществом в целом, а с отдельной личностью. В погоне за материальными ценностями или подчинённостью мифическому Госплану забывают о человеке.)

Задание. Напишите сочинение по тексту Ю.Бондарева. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения писателя. Свой ответ аргументируйте (приведите два аргумента), опираясь на жизненный или читательский опыт.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru