Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2007

Я иду на урок

Методика

Ирина Евлампиева


Ирина Николаевна ЕВЛАМПИЕВА — учитель русского языка и литературы, посёлок Пола Новгородской области.

Апрельские чтения: приглашение к сотрудничеству

Необходимое предисловие

Весна 1981 года. Длинная ночь разговоров в автобусе до эстонского городка Тарту. Мы, тогда ещё студенты-старшекурсники Новгородского пединститута, едем к Лотману. Потерявшиеся в чужой языковой среде, мы до двух часов блуждаем по Тарту, случайно забредаем на кладбище, видим могильные плиты со знакомыми именами, и кажется, что всё это в другой реальности и не с нами происходит. Установочный семинар, седая шевелюра Лотмана тоже из другой реальности.
И вдруг… Большой зал, наполненный молодыми, удивительно одухотворёнными лицами. Лицо Юрия Михайловича, не лекционное, отстранённое, а лукавое и ненасмешливое, реплики по каждому докладу, вопросы, сыплющиеся из зала, и ожидание залом ответа — всё это, как я потом прочитала в одной из его книг, организация научного общения. Конечно, не с улицы мы попали в зал Тартуского университета. До этого были тысячи страниц, прочитанных в зале областной библиотеки, два года «Пушкинских вечеров» под руководством нашего любимого преподавателя известного пушкиниста Юрия Николаевича Чумакова, но острое, захватывающее ощущение увлечения ходом чужой мысли возникло впервые тогда в Тарту. Возникло и осталось навсегда, постепенно превращаясь в потребность.

Предыстория

Каждое событие в нашей жизни готовится исподволь и происходит неожиданно. Длинные шестидесятистраничные экзаменационные рефераты с перечислениями разных точек зрения на то или иное литературное явление, читательские конференции с учительскими и ученическими спорами, многочисленные экскурсии с рассказами об увиденном — всё это наполняло учительскую жизнь, но не было ни удовлетворения, ни “научного кайфа”. Постепенно становилось понятным, что тот тартуский эмоциональный познавательный взрыв при всей своей подготовленности произошёл из-за смены образовательного пространства и мои ученики нуждаются в таких переменах никак не меньше, чем я тогда, в восемьдесят первом.

Общество изменилось: стало более открытым и предъявило новые требования системе образования. Период моего профессионального поиска совпал с периодом педагогического экспериментирования в нашей небольшой сельской школе. Меня назначили классным руководителем экспериментального гуманитарного класса девочек и предоставили свободу выбора в создании образовательных программ для этого класса. Так как класс девочек был первым гуманитарным классом в нашем районе, необходимо было расширить сферу интеллектуального общения. Тогда в Великом Новгороде было замечательное учебное заведение, славящееся свободой и демократическими принципами, — Новгородский педагогический лицей. К его директору, удивительному педагогу Елене Фёдоровне Филипповой я и обратилась за помощью. Она предложила организовать класс — спутник лицея в нашей школе. Совместно с преподавателями лицея С.П. Жужменко и Т.И. Волковинской были откорректированы учебные программы, разработана система стажировок учащихся нашей сельской школы в лицее и создан проект совместных читательских конференций.

Начало

Зерно любой педагогической идеи или, как принято сейчас говорить, инновации, созревает в ходе совместной деятельности учителя и его учеников. В 1997 году, приехав в очередной раз на обычную экскурсию в Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, мы встретились с его тогдашним директором Верой Ивановной Богдановой. Оказалось, что мы нужны друг другу. Как точно заметила И.Е. Гитович, секретарь Чеховской комиссии РАН, “музей первым после школы непосредственно сталкивается с потерей интереса к писателю”. Вера Ивановна это осознавала очень остро и воспринимала болезненно. Ей, очевидно, понравились многочисленные вопросы моих девчонок, и она предложила сотрудничество.

Как любое не спланированное заранее, живое дело, наше сотрудничество постепенно приобретало естественные формы, появлялись традиции, а главное, в работу включались всё новые и новые интересные и неравнодушные люди. Совсем по-новому наша деятельность стала развиваться, когда нашей исследовательской работой в рамках Международных чтений «Достоевский и современность», проводящихся Домом-музеем Ф.М. Достоевского уже более двадцати лет, стала руководить председатель Комиссии по изучению творчества Достоевского ИМЛИ, доктор филологических наук Татьяна Александровна Касаткина.

В одном из своих интервью на вопрос о начале её работы со школьниками она так описывает нашу первую встречу: “Просто когда-то, по-моему в 1998 году, на взрослые чтения приехала учительница со своими учениками. Это и были первые шесть докладчиков, которые выступили в отдельной детской секции на международных чтениях. Они приехали из села Пола Новгородской области. И мы все были сражены тем, что мы услышали. Вот эти маститые учёные со всего мира, которые ежегодно приезжают на эти чтения, были совершенно потрясены теми докладами, которые сделали дети, потому что, действительно, каждый раз они говорили о том, что их волновало. Причём их волновали темы чрезвычайно высокого уровня сложности. Скажем, «Достоевский и Данте», то есть мир Данте в мире Достоевского. Но это та тема, которая, наверное, за двадцать лет ни разу не поднималась взрослыми на чтениях. Вот с этим приехала девочка и сделала удивительный доклад. Или «Pro и contra в “Братьях Карамазовых”». Что такое вообще «pro» и что такое «contra», каким образом эти две позиции в романе разделяются. Очень много самостоятельной работы стояло за тем, что мы услышали. И, кроме всего прочего, мы, конечно, были потрясены тем, что они приехали из села. Мы же привыкли к тому, что сельская школа — это как бы плохая школа. Так вот это не так, как выяснилось, абсолютно. Приехали такие потрясающие дети…”

Не уподобляясь злополучной кукушке, скажу, что и мы, в свою очередь, встретили удивительно чуткого человека, глубоко и оригинально мыслящего учёного и педагога от Бога, в интеллектуальном поле которого всегда хочется находиться и никогда не бывает скучно.

Апрельские чтения сегодня

Ручей становится рекой, когда в него вливается множество ручейков. Вода в реке, вбирая их воды, приобретает другое качество, не равное сумме качеств всех влившихся ручейков. Так и наши чтения. В конце 90-х активными участниками чтений стали преподаватели Новгородского педагогического лицея Т.И. Волковинская и С.П. Жужменко со своими учениками. С докладами выступают ученики школ г. Старая Русса, гимназий № 1, 2, 3, 4 Великого Новгорода, Холма и п. Пола Новгородской области. В 2007 году впервые приехали участники из Смоленска и Пушкина Ленинградской области. Уже второй год существует «Программа исследовательской работы учителей и учащихся в ходе изучения творчества Ф.М. Достоевского». Программу поддерживает кафедра гуманитарных дисциплин Новгородского регионального центра развития образования под руководством доктора филологических наук С.Л. Каганович. Деятельность участников программы осуществляется по циклическому принципу. Осенью учителя и учащиеся, желающие участвовать в Программе, встречаются на научно-практическом семинаре в Великом Новгороде, в апреле проходят юношеские чтения в г. Старая Русса, в мае мы встречаемся на Старорусских международных чтениях.

Каждый год учебным семинаром в сентябре начинается новый цикл. Тема семинара 2006 года — «Образ в языке Достоевского: икона и картина», 2007 года — предположительно «Символические планы романов Ф.М. Достоевского». Два дня работы семинара пролетают незаметно, учителя вместе со своими учениками участвуют в мастер-классах Т.А. Касаткиной, экскурсиях, работе круглых столов, консультируются в выборе тем. До апреля идёт напряжённая работа. Мы читаем Достоевского, готовим тексты докладов. В процессе чтения рождаются вопросы, которые перерастают в темы будущих сообщений.

Каждый год в апреле сотрудники Дома-музея Ф.М. Достоевского в г. Старая Русса ждут всех нас на юношеских чтениях «Творчество Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века». Именно они — Вера Ивановна Богданова, Наталья Дмитриевна Шмелёва и нынешний директор Наталья Анатольевна Костина — создают тёплую атмосферу дома и называют нас “наши дети” и “наши учителя”.

На чтениях есть уже сложившиеся традиции: во-первых, доброжелательность, во-вторых, демократичность, в-третьих, отсутствие принципа соревнования. Право выступить с докладом даётся каждому. Учителя, эксперты и учащиеся при этом находятся в равных условиях. Правда, пока учителей, желающих сделать доклад, не так много. Эксперты появились у нас недавно. Просто родилась потребность непосредственного анализа прослушанных докладов здесь и сейчас. В 2006 году вместе с нашим научным руководителем Т.А. Касаткиной в качестве экспертов выступили Наталья Владимировна Шварц, старший научный сотрудник Музея-квартиры Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, и пра­внук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский. В 2007-м — Николай Николаевич Подосокорский, аспирант НовГУ, активный участник чтений практически с самого начала, автор многих интересных научных работ о творчестве Ф.М. Достоевского. Он, как никто, понимает волнение докладчиков, их страх перед вопросом и страх не услышать вопроса в конце выступления.

Работы участников чтений чаще всего носят исследовательский характер. Главный принцип исследования — внимание к слову. Работа с деталью, со словом Достоевского выводит на понимание целого произведения. Можно вспомнить одну из работ школьницы Анастасии Щедриной «Роль писем в творчестве Ф.М. Достоевского: в повести “Бедные люди” и романах “Преступление и наказание” и “Подросток”». Исследуя функции писем в произведениях Ф.М. Достоевского, девочка делает для себя открытие и приходит к интересным выводам. Для наглядности приведём выдержки из заключения её работы. “В произведениях Достоевского письма употребляются не только в прямом значении, то есть являются письменными посланиями, но и в переносном. Некоторые герои играют роль писем. Макар Иванович в романе является вестником Божьего слова. После разговора с этим старцем Аркадий обрёл «новую надежду» и «новую силу», «новый свет проник в его сердце». «Помню эту сладкую минуту и не хочу забыть», — пишет он. Своими рассказами, проповедями, своей жизнью свидетельствовал этот богобоязненный старец о своём Творце. И после смерти он обещает любить всех, даже если его забудут, и молиться о них. Аркадий отмечает, что у умершего Макара Ивановича был «спокойный, благообразный лик». Слово «лик» обычно употребляют по отношению к святым или ангелам. А кем был Макар Долгорукий? Не святым ли, готовым на самоотречение, беспредельно любящим Бога и ближних?

Как и он, Соня в «Преступлении и наказании» предстаёт своеобразной вестницей для Раскольникова, приносящей известия от родных и близких из Петербурга (которыми, однако, он почти не интересовался). Но самой главной вестью, которую Сонечка Мармеладова донесла до бедного заключённого, стала Благая Весть — послание Бога к человеку. Прислав ему в острог маленькую записку, уведомляющую об её здоровье, от которой сердце Раскольникова «сильно и больно билось», Сонечка сама являлась письмом, через чтение которого душа Раскольникова воскресла к новой жизни”.

Живая мысль в докладах иногда может быть выражена неточно и неловко, тогда все помогают её переформулировать. Особенно ценными кажутся готовность работать с текстом своего доклада и живой отклик на вопросы и замечания. Причём иногда это ведёт не к переписыванию, а к написанию практически новой работы.

Последним этапом каждого годового цикла является выступление на ежегодных международных Старорусских чтениях «Достоевский и современность». Выступают на чтениях авторы работ, отличающихся самостоятельностью, убедительностью, неординарностью. Между “детскими” и “взрослыми” чтениями проходит иногда чуть больше месяца, но каждый раз не перестаёшь удивляться положительным изменениям в работах. Наиболее, пожалуй, яркий пример — Дарья Межова из Пушкина. На IX Апрельских чтениях она выступала с докладом на тему: «Понятие чистоты, греха, преступления и наказания в контексте романов Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” и Ф.Кафки “Процесс”». Доклад получился чрезвычайно интересным, но непосредственный отклик слушателей вызвала та часть сообщения, которая была посвящена понятию чистоты. Доклад был рекомендован для Майских чтений, а через месяц мы услышали совсем другое выступление. Его тема — «Слова “чистота” и “грязь” в контексте романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”». Даша, сузив тему, не только проделала за месяц колоссальную работу, но и написала доклад другого уровня. Тонкий анализ текста, внимательное отношение к слову Достоевского позволили и этому нашему автору перейти в конце работы от анализа словоупотребления к глубоким философским обобщениям.

Надеюсь, что доклад можно будет прочесть в ежегодном научном сборнике «Достоевский и современность», на страницах которого печатаются самые интересные детские работы.

Приглашение к сотрудничеству

Прошло почти десять лет с тех пор, как в госте­приимном старорусском доме Достоевского мы провели первый круглый стол под названием «Творчество Ф.М. Достоевского глазами современных читателей». С тех пор каждый год нас тянет туда, в город, мощёная набережная которого помнит шаги любимого писателя. Каждый раз во мне возникает ощущение рождающихся здесь и сейчас своих и чужих мыслей и желание, чтобы что-то подобное почувствовали все участники наших чтений. Два последних года чтения проходят при финансовой поддержке фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. В 2008 году пройдут Х Апрельские чтения. Выступят с докладами дети, эксперты, учителя. Есть идея провести круглый стол на тему: «“Братья Карамазовы” как педагогическая поэма». Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто читает книги Ф.М. Достоевского и изучает его творчество. Адрес электронной почты для связи iwa2003@yandex.ru

Рейтинг@Mail.ru