Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й класс

Ольга Ерёмина


Сюжеты и герои «Руслана и Людмилы»

Викторина на уроке внеклассного чтения

Будет ли викторина индивидуальной, или участники будут разбиты на две или три команды — определит учитель. Мы предлагаем варианты заданий, которые педагог может дополнить своими. Хорошо, если тексты из поэмы будут появляться перед детьми на экране (или на мониторе компьютера), чтобы любой мог самостоятельно прочитать задание и предложить свою версию ответа.

Первое задание наиболее простое: нужно вставить в отрывок подходящее имя героя. Подбору имени помогает рифма.

Второе задание более сложное: нужно найти неверную информацию, которая может быть хитро запрятана (например: “Хазары сначала побеждали киевлян, затем подоспел Руслан и разгромил их” — не хазары, а печенеги).

Третье задание тоже построено на работе с текстом, но подобрать подходящий глагол труднее, чем имя: надо, чтобы глагол соответствовал по смыслу, чтобы в нём было нужное количество слогов и ударение согласовывалось с размером; чтобы глагол стоял в подходящей форме. Чтобы детям было легче справиться с заданием, можно сначала потренироваться вместе.

Четвёртое задание проверяет знание фактов. Вопрос второй можно предлагать, если на уроках шла речь о Карамзине.

Пятое задание нацелено на работу с лексикой: формулировки вопросов помогают прояснить значения устаревших и мало знакомых детям слов.

Надо обязательно позаботиться о судействе: сам учитель, задающий вопросы, не может быть судьёй. Хорошо было бы пригласить одного педагога (например, классного руководителя) и авторитетных старшеклассников (важно, чтобы они заранее перечитали поэму и знали вопросы и ответы), подготовить экран, на котором будет указываться количество баллов.

За один правильный ответ — 1 балл. Дополнительные баллы могут присуждаться по решению судей за уточнения и ответы на вопросы, с которыми не справилась другая команда. Важно также приготовить небольшие призы, имеющие ценность в глазах пятиклассников.

Задание I

Угадайте имя героя.

1)

                                     Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в _______________.

2)

И ведьма кошкой обратилась;
Осёдлан конь, она пустилась;
Тропами мрачными дубрав
За нею следует __________.

3)

Прежня сила
Питомцу битвы изменила,
И Руси древний удалец
В пустыне свой нашёл конец.
И слышно было, что _______________
Тех вод русалка молодая
На хладны перси приняла…

4)

Но вот выходит он из бани.
Одетый в бархатные ткани,
В кругу прелестных дев, ______________
Садится за богатый пир.

5)

И наконец задумал я
Оставить финские поля,
Морей неверные пучины
С дружиной братской переплыть
И бранной славой заслужить
Вниманье гордое _____________.

6)

Уж утро хладное сияло
На темени полнощных гор;
Но в дивном замке всё молчало.
В досаде скрытой _______________
Без шапки, в утреннем халате,
Зевал сердито на кровати.

Задание II

Подтвердите или опровергните утверждения.

1) Ратмир остался жить в замке двенадцати дев.

2) Фарлаф заранее задумал подкараулить Руслана при возвращении.

3) Черномор поймал княжну в сети, обратившись Русланом.

4) Первый раз Финн увидел Наину, отправившись в военный поход.

5) Владимир выдавал свою дочь Людмилу за графа Руслана.

6) Рогдай решил убить Руслана и внезапно напал на него.

7) Рогдай поехал искать Людмилу на юг, Руслан на восток.

8) В плену у Черномора Людмила не ела и не спала.

9) Руслан ударил волшебную голову рукавицей по щеке.

 

10) Наина влетела к Черномору в виде крылатого змея с железной чешуёй.

11) Наина проводила Фарлафа к спящему Руслану в образе дикой собаки.

12) Хазары сначала побеждали киевлян, затем подоспел Руслан и разгромил их.

Задание III

Что делает (делал) герой?

1)

В то время доблестный Фарлаф,
Всё утро сладко продремав,
Укрывшись от лучей полдневных,
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных
_______________ в мирной тишине.

2)

Едва редела ночи мгла,
Людмила к водопаду шла
_______________ хладною струёю.

3)

Тогда близ нашего селенья,
Как милый цвет уединенья,
Жила Наина. Меж подруг
Она _______________ красотою.

4)

Сражённый вдруг молвой ужасной,
На зятя гневом распалясь,
Его и двор он созывает:
“Где, где Людмила?” — _______________
С ужасным, пламенным челом.

5)

Но в это время вещий Финн,
Духов могучий властелин,
В своей пустыне безмятежной,
С спокойным сердцем ______________,
Чтоб день судьбины неизбежной,
Давно предвиденный, настал.

6)

То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он _______________ с карлой за седлом
Среди испуганного стана.

Задание IV

Ответьте на вопросы.

1) Сколько лет было Наине, когда она влюбилась в Финна, если в день их первой встречи ей было 20 лет?

2) Сколько лет было Пушкину, когда были изданы первые восемь томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина?

Задание V

Что значит выделенное слово? Найдите правильный вариант ответа.

1)

В уныньи, с пасмурным челом,
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые,
И брашна неприятны им.

а) Песни Баяна.

б) Яства.

в) Кубки с пивом и вином.

2)

Наш витязь старцу пал к ногам
И в радости лобзает руку.

а) Пилит лобзиком.

б) Крепко жмёт.

в) Целует.

3)

Увы, ни камни ожерелья,
Ни сарафан, ни перлов ряд,
Ни песни лести и веселья
Её души не веселят.

а) Жемчуг.

б) Служанки.

в) Туфельки.

4)

Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает…
Ретивый конь вослед глядит.

а) Испуганный, остолбеневший.

б) Верный хозяину.

в) Резвый, бесстрашный.

5) Казалось — тень княжны прекрасной

Коснулась трепетным устам.

И вдруг, неистовый, ужасный,

Стремится витязь по садам.

а) Безудержный.

б) Влюблённый.

в) Возмущённый.

6)

Уже Фарлаф по граду мчится,
И шум на стогнах восстаёт.

а) Сжатые поля.

б) Городские укрепления.

в) Площади.

Ответы

Задание I

1) Руслан.

2) Фарлаф.

3) Рогдай.

4) Ратмир.

5) Наина.

6) Черномор.

Задание II

1) Нет, он стал рыбаком и полюбил простую девушку.

2) Нет, он ничего не задумывал, просто послушался Наину.

3) Да.

4) Нет, когда был пастухом.

5) Нет, за князя Руслана.

6) Да.

7) Нет, Руслан поехал на “полночь”, то есть на север.

8) Нет: ела и спала, правда, мало и беспокойно.

9) Да.

10) Да.

11) Нет, в образе кошки.

12) Нет: на Киев напали не хазары, а печенеги, и они действительно сначала побеждали.

Задание III

1) Обедал.

2) Умыться.

3) Гремела.

4) Вопрошает.

5) Ожидал.

6) Рыщет.

Задание IV

1) Наине было тогда 70 с половиной лет: полгода Финн был пастухом, 10 лет был воином, 40 лет обучался науке колдунов.

2) Пушкину было 19 лет: в 1799 году он родился, в 1818 году вышли первые восемь томов «Истории государства Российского».

Задание V

1) Ответ б): яства.

2) Ответ в): целует.

3) Ответ а): жемчуг.

4) Ответ в): резвый, бесстрашный.

5) Ответ а): безудержный.

6) Ответ в): площади.

Рейтинг@Mail.ru