Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2007

Колонка редактора

Колонка главного редактора

Docendo discimus

Октябрь уж наступил… А с ним — один из наших главных праздников. Профессиональный. Растянувшийся на целых два дня: первое воскресенье октября (по-российски) и 5 октября (по-международному). В этом году, судя по календарю, “гулять” будем аж три дня. Принимать цветы, слушать сладкие (в предвыборный год — особенно) речи политиков, чувствовать свою значимость. Хорошие дни. Краткая передышка после первого сентября. Следующий приступ такого внимания к себе мы почувствуем разве что на последнем звонке.

Конечно, особенно дороги нам в эти дни поздравления и пожелания учеников. Ученики — наше всё. Мы часто говорим о них — в учительской, на педсоветах и родительских собраниях. Мы корпим над их тетрадями, слушаем у доски, принимаем экзамены — и рассказываем, учим, увлекаем, глядя им прямо в глаза. Но и они смотрят на нас. И от этого взгляда не скрыться никуда: учеников ведь 25–30, а учитель перед ними один. Что можно разглядеть их глазами в нас самих? Об этом отважились поведать шестиклассники разных школ, опрошенные нами. Не всегда гладко и выверенно, но неизменно искренне. У ребят получились вовсе не праздничные славословия (и слава Богу), а вполне серьёзные советы, пожелания, размышления. Вот лишь некоторые из них.

  • Главное правило, которому должен следовать любой учитель, — это непредрасположенность. Не нужно делить детей по признаку “двоечники — пятёрочники”, и тогда они будут стараться.
  • Настоящий учитель должен быть бодрым, ответственным, умным и общительным. Он не должен звать директора или звонить родителям, а также забывать, что он задал.
  • Я считаю, что учитель должен быть не только человеком, который тебя оценивает, но и собеседником, с которым можно нормально общаться и вне уроков.
  • Идеальный учитель должен быть для нас идеалом-человеком, вслед за которым хочется грызть гранит науки.
  • Учитель должен очень серьёзно относиться к урокам, а к несделанному домашнему заданию — со сдержанной злобой.
  • Главное, чтобы речь учителя была понятна и приятна для слуха. Она должна быть без дефектов дикции. Хорошо бы, чтобы учитель грамотно расставлял паузы.
  • Если ты хороший учитель, твои ученики благодарны тебе и помнят о тебе всю жизнь. Даже если ты одинокий человек и у тебя нет семьи, то твоей семьёй станут ученики, которые не забудут о твоём дне рождения, зайдут вечерком просто поболтать и выпить чаю. А как, наверное, приятно, когда ты был учителем какого-нибудь известного человека и он с экрана телевизора благодарит тебя и говорит, что если бы не ты, то из него ничего бы не вышло! Здорово!

И правда, здорово! Но меня больше всего тронула такая коротенькая записочка:

  • В моей жизни был один учитель, которого я запомнил. Когда мне было семь лет, ко мне ходила преподавательница по английскому — она была добрая и молчаливая.

С праздником, коллеги! Обучая, учимся.

Сергей ВОЛКОВ
Рейтинг@Mail.ru