Я иду на урок
Я иду на урок: 8-й класс
Елена Денисова
Елена Васильевна ДЕНИСОВА — учитель русского языка и литературы МОУ «Целинная СОШ № 2» Целинного района Алтайского края.
«Телеграмма» К.Г. Паустовского: читаем и обсуждаем
Существуют общечеловеческие принципы, которые никогда не устаревают. Один из них — взаимоотношения между близкими людьми. Обсуждая рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», я побуждаю ребят задуматься над тем, как нужно относиться к родным людям, уважать человеческую личность.
1. Вступительное слово учителя
Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке значимости. Трудно? Нельзя расставить однозначно? Отношение к тем или иным людям может меняться? Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить “пересмотреть” роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.
Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать её. Наша задача — задуматься, как мы относимся к своим близким.
На сегодняшнем уроке мы знакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Писателя чаще интересовали люди простые, безвестные, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета. В чём дело? Почему читатель захвачен текстом? На эти вопросы попробуем ответить, работая над рассказом Паустовского.
2. Беседа
— Из каких частей состоит рассказ?
(1-я часть — «Мать», 2-я часть — «Дочь», 3-я часть — «Телеграмма», 4-я часть — Эпилог.)
Подберите эпиграф к каждой части.
— Как начинается рассказ? Почему? Прочитайте текст вслух.
— Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании?
(Пейзаж — действующее лицо рассказа.)
— Что мы узнаём о Катерине Петровне в начале рассказа?
— Паустовский не рассказывает подробно о юности героини. По каким деталям читатель восстанавливает прошлое Катерины Петровны?
— Обратите внимание на описание деталей интерьера. О чём оно свидетельствует?
— Что окружает Катерину Петровну в Заборье?
— Каков внешний облик героини? Подберите синоним к слову “маленькая”.
— Прочитать отрывок (Катерина Петровна выходит из дому, когда кто-то постучал в калитку). Какова роль пейзажа? Обратите внимание на метафору “позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю”.
— Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
— Каковы её взаимоотношения с дочерью?
— В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям. Какие пословицы и поговорки на эту тему вы знаете? Объясните их смысл.
— Попробуйте проследить за душевным состоянием героини. Как Паустовский передал угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет? (Прочитать фрагмент.)
3. Слово учителя
Первая часть заканчивается сообщением о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Неожиданный поступок? Безусловно. Ведь мать три года не решалась напомнить дочери о себе. Стало быть, появилась причина, и причина серьёзная. Предваряет письмо небольшой эпизод посещения Катериной Петровной заброшенного сада. Именно оно (впервые в этом году женщина вышла из дому) подтолкнуло героиню к решению написать дочери. Паустовский мотивирует поступок Катерины Петровны неявно, но очень убедительно. Писатель приглашает нас, читателей, домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа.
4. Беседа
Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир — мир большого города, где живёт и работает Настя. Мы, читатели, почти ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.
— Что мы узнаём о её жизни и работе в Ленинграде? На страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?
— Как вы думаете, у Насти были серьёзные причины, чтобы не поехать к матери?
— Создайте словесный портрет Насти. Назовите деталь в портрете девушки, которую отмечает повествователь.
— Какими неотложными делами занималась Настя, если истинного таланта рядом с собой не заметила?
— Что случилось, когда Настя “вздрогнула”?
(Произошло то, что обычно происходит в момент встречи с прекрасным. Героиня потрясена.)
— Есть ли связь между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
(И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой — человеческое равнодушие и непонимание.)
— Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
(Ходила к председателю Союза художников, “хлопотала”, приходила в отчаяние.)
— Почему Настя, такая внимательная к другим людям, забыла о своей больной матери?
— Как оценили деятельность Насти художники?
— Радуемся ли мы за Настю, читая о том, как художники благодарят её за чуткость, заботу о человеке?
— Почему на выставке Настя почувствовала взгляд именно Гоголя?
(Гоголь — сатирик, который, по мнению Паустовского, обладал удивительной способностью сразу угадывать человека.)
— Прочитайте письмо Катерины Петровны. Как Паустовский подчёркивает изменение в поведении героини, понявшей, что мать умирает? Избегая всяких оценок, какие слова приводит автор?
5. Слово учителя
Не торопитесь осуждать героиню, как не торопится делать это автор. Всмотритесь в неё, и вы увидите: Настя — это мы с вами, забывающие в суете о главном. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви.
— Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
(“Чти отца и мать свою…”)
Очень просто об этом сказал В.Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту-то опору и потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа. Безнадёжная ли это болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения? Вообще, что такое совесть? Зачем она нужна человеку? Свидетельствуют ли какие-то факты о том, что совесть у Насти всё же пробудилась? (Пересказать или зачитать эпизод «Настя под хмурым небом».)
6. Беседа
Светом авторской любви озарены образы простых деревенских людей. Писатель говорит о них мало. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но всегда помогут, не пройдут мимо чужого горя. (Работа в парах. Охарактеризовать: 1-й ряд — Маняша, 2-й ряд — Тихон, 3-й ряд — учительница.)
Маняша. Ни на минуту не оставляет старушку перед смертью.
Тихон. Не умея выразить словами сочувствие к Катерине Петровне, выражает его через бестолковые подчас хлопоты по хозяйству. Не дождавшись ответа от Насти, сам сочинил за неё телеграмму, где были слова, которые, по его разумению, ждала Катерина Петровна.
Молодая учительница. Она ещё никого в Заборье не знает, но присоединяется к скорбной процессии, потому что не может не разделить чужую боль. Душевная чуткость юной учительницы контрастна Настиной нравственной глухоте.
— Как вы думаете, полюбят ли новую учительницу в Заборье? За что?
— Почему пейзаж во время похорон не мрачный, а светлый?
— Почему пришли проститься с Катериной Петровной только старики, старухи и ребятишки?
— Прочитаем строки о приезде Насти. Свежий могильный холм, смёрзшаяся комками земля — вот что предстоит помнить ей всю жизнь. Почему Настя уезжает крадучись?
— Голос автора почти не слышен. Повествователь как бы устраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако его незримое присутствие ощущается в каждом слове. Может ли читатель сформулировать авторскую позицию?
7. Слово учителя
У заглавия рассказа — глубокий подтекст. Весь рассказ — это телеграмма, обращённая к нам с вами. Телеграмму отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательное, важное, срочное. Телеграмма — предупреждение: не забывайте о самых близких людях.
Приложение
Словарь понятий к уроку
Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
Тесовые — крыши, сделанные из тонких досок.
Ветла — вид ивы.
Стеклярус — маленькие стеклянные трубочки, нанизываемые на нитку. Служат для украшения.
Скульптура — искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, лепки, отливки.
Пустельга — легкомысленный человек.
Проблема — вопрос, поставленный в художественном произведении; проблематика — совокупность изображённых в художественном тексте проблем.