Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 6-й класс

Марина Богомолова


Марина Александровна БОГОМОЛОВА — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514.

Счастье — это …

Методические заметки с уроков по пьесе-феерии М.Метерлинка «Синяя птица»

“Книга может быть приятным времяпрепровождением, полезным занятием, нелёгким трудом, обузой, но угодно читателю или же не угодно, она во всяком случае совершает в нём глубинную очистительную работу”. Это высказывание Вячеслава Пьецуха из книги «Русская тема. О нашей жизни и литературе» я недавно занесла в свою записную книжку, оно ободряет меня всякий раз, когда сталкиваюсь с ученическим негативизмом по отношению к книге, с нежеланием читать нечто “трудное и большое”.

Так, в учебной хрестоматии «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова многих из моих шестиклассников “испугала” феерия М.Метерлинка «Синяя птица»: сто страниц, множество необычных героев, непривычная драматическая форма — в общем, “большое и трудное”. Возможно, в таком случае нужно было бы сначала посмотреть спектакль или экранизацию, а после обсудить увиденное. Но мой выбор — сначала чтение.

Вхождение в произведение начинаем постепенно — с небольшой порции теоретических сведений: актуализировать и расширить знания об особенностях драматической формы помогают наблюдения за оформлением шмуцтитула, чтение статьи в учебнике-хрестоматии на с. 360–361 и выполнение аналитических заданий (найти общие черты эпоса и драмы, драмы и лирики; используя таблицу, указать отличительные признаки этих родов литературы).

После краткого слова об авторе произведения сразу же обращаемся к жанровому подзаголовку «Феерия в шести действиях, двенадцати картинах».

— Знакомо ли вам слова феерия, феерический? Это жанр какого рода литературы? Что вы ожидаете от произведения, написанного в жанре феерии? Пополняем словарик литературоведческих терминов: Феерия — 1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов; 2) волшебство, сказочное зрелище.

Задерживаемся на перечне картин — предоставляем возможность для наблюдений и прогнозов. Ребята видят и образ дороги, по которой пойдут герои, и смешение сказочного и реального, и прописные буквы в некоторых названиях (в мире Метерлинка нет одномерных неодушевлённых понятий, у каждой вещи, явления есть своя душа, только увидеть её может не всякий), и то, что многие понятия связаны не с пространством (что было бы естественно для путешествия), а с временем.

Не менее интересен для наблюдений оказывается и список действующих лиц. Шестиклассники отмечают и необычайно большое количество персонажей (шестьдесят восемь, из них двенадцать — коллективные), пытаются разделить действующих лиц на разные группы (реальные — люди и животные, предметы и вещества; абстрактные; сказочные, фантастические). Даже возникает спор: к какой из групп отнести, например, Насморк; и вообще, как должен выглядеть этот персонаж?

Представить других героев помогает обращение к костюмам, которые описаны самим автором-драматургом.

Можно сразу же дать и задание для домашней подготовки: объединиться по два-три человека, выбрать персонаж, который хотелось бы сыграть, подготовить рассказ о нём. Подумать, какими элементами костюма и какими интонациями при чтении можно передать характер этого персонажа. (Роли для девочек: Митиль, Фея, Кошка, Душа Света, Вода, Молоко; роли для мальчиков: Тильтиль, Пёс, Хлеб, Сахар, Огонь.)

Теперь пора поразмышлять над названием.

— Так много действующих лиц в предложенном автором списке, а одного персонажа как будто бы не хватает. Какого? (Заглавного — догадываются дети.) И опять веер предположений: почему в списке дейст­вующих лиц отсутствует заглавный персонаж?
И вообще: почему птица синяя, разве такие бывают? Оживляет обсуждение такая информация: в языке оригинала слово bleu не различает оттенки голубой и синий. Современник М.Метерлинка, великий русский поэт начала ХХ века А.А. Блок сомневался в правильности перевода: “…цветок голубой, небо голубое, волшебное царство голубое (или лазурное — у Тургенева), и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом, — голубая, а не синяя”1.

После урока уже не нужно давать наказ — читайте! Шестиклассникам самим хочется проверить высказанные на уроке гипотезы.

Следующий урок начинается с небольшой разминки — работы с литературоведческими терминами. Предлагается задание.

— Перед вами три литературоведческих термина: диалог, монолог, ремарка. Что между ними общего? Какое из них лишнее? (Ремарка — в драматическом произведении: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.) В драматическом произведении автор проявляет себя именно в ремарках, поэтому ремарки мы читаем особенно внимательно.

Комментируем ремарку к картине 1-й, определяем тип речи (описание места действия: где что находится); выясняем, какое впечатление производит описание помещения; что можно сказать о тех, кто здесь живёт?

Двое учеников, выбравших для себя роли Тильтиля и Митиль, читают (разыгрывают) диалог — разговор детей, с которого начинается действие пьесы. Заостряем внимание слушателей.

— Случайно ли, что первые реплики детей о времени?

(Время действия — ночь перед Рождеством. Это особое время, в которое, по преданиям, злые силы последний раз вступают в борьбу с добрыми.)

Шестиклассникам предоставляется право оценить исполнителей ролей, а также сделать выводы о характерах героев пьесы. В процессе обсуждения заполняем сравнительную таблицу (cм. внизу страницы).

— А сочувствует ли детям автор? Как мы об этом догадались?

И вновь работаем с литературоведческими терминами.

— Прочитайте записанные на доске слова: экспозиция, завязка, перипетия. Значения каких слов вам известны? Что такое экспозиция? Согласны ли вы с тем, что разговор Тильтиля и Митиль — это экспозиция пьесы?

(Это так, потому что именно из этого разговора читатель (зритель) узнаёт о времени и обстоятельствах действия, может судить о характерах главных героев.) Что такое завязка? Появление какого персонажа становится завязкой действия пьесы-феерии? (О Фее рассказывают девочки, выбравшие эту роль, а после отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Например, в чём необычность Феи в этой пьесе? Что Фея просит у детей, что предлагает им? Почему Фея говорит Тильтилю, что он ничего не видит? Что значит видеть в понимании Феи и автора?)

— Что такое перипетия?

Знакомимся с новым литературоведческим термином, шестиклассники записывают в терминологиче­ские словарики значение слова.

(Перипетия — внезапные изменения, повороты в судьбе героя/героев.)

— С какого момента начинаются перипетии в пьесе-феерии М.Метерлинка?

(С момента, когда Тильтиль надевает зелёную шапочку и поворачивает алмаз).

— Какие новые персонажи появляются в пьесе? Как они выглядят при первом появлении, как ведут себя в экстремальной ситуации?

Слушаем ответы учащихся, подготовивших на основе ремарок и реплик рассказы о персонажах.

Тильтиль

Митиль

Решительность, готовность к действию, к нарушению правил:

“Давай встанем”

“Мы сейчас откроем ставни”

Робость, опасливость, боязливость, готовность следовать правилам:

“Нам это не разрешается”

“А разве можно?”

Стремление к лидерству:

Захватил один всю скамью.

Готовность уступать, слушаться:

“Я тебя не трогаю”

Доброта, отсутствие зависти, умение радоваться чужому счастью
“И они смеются, смеются!”

“А мне — четырежды двенадцать! Но я с тобой поделюсь…”

“Ах, какие ж они красивые!”

(1. Хлеб (или Души Караваев). 2. Огонь. 3. Пёс. 4. Кошка. 5. Душа Воды. 6. Душа Молока. 7. Душа Сахара. 8. Душа Света.)

Делаем общий вывод, что души вещей ведут себя в соответствии со своей формой. Здесь при желании можно поговорить с ребятами о связи внешнего и внутреннего в жизни, а может быть, и о содержательности формы в литературе.

Учебная беседа завершается вопросами.

— Где оказываются герои после того, как они покинули дом? Как меняется их облик?

— Можем ли мы предположить, кто из душ предметов и животных станет другом и помощником детей, а кто будет мешать им? Почему?

Объявляется домашнее задание. Итак, в поисках Синей Птицы дети отправляются в путешествие по сказочным мирам. Вы будете выполнять задание по группам. Каждой группе нужно будет подготовить рассказ о сказочной стране, в которой оказались герои пьесы феерии.

Задание для работы в группе

Задача вашей группы — представить (указывается название: Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, Кладбище, Сады Блаженств, Царство Будущего — и страницы).

1. Расскажите, как выглядит эта сказочная страна и кто её населяет? Нарисуйте иллюстрации.

2. Кратко расскажите, какие испытания ожидали героев в этой сказочной стране.

  • Кто и как мешает героям найти Синюю Птицу?
  • Какие качества пришлось проявить героям, чтобы выдержать все испытания?
  • Что нового узнали герои, побывав в этой стране? Какой жизненный урок получили?

3. Инсценируйте небольшой законченный фрагмент из этой картины. Объясните ваш выбор.

4. Поразмышляйте: почему именно в этой стране герои пьесы-феерии ищут Синюю Птицу? Удалось ли им поймать её? Как вы думаете, почему?

Следующий урок начинается с такого задания: записать тему «Путешествие героев по сказочным мирам» и определить цели этого путешествия для Тильтиля и Митиль. В процессе обсуждения выясняется, что героям не просто нужно найти и принести фее Берилюне Синюю Птицу, которая является символом счастья, за время путешествия они должны понять, что такое счастье и как его можно достичь.

Следующее задание для учащихся — определить их собственные цели в этом путешествии, которое они совершат вместе с героями пьесы-феерии. Оказывается, шестиклассникам тоже хочется понять, что такое счастье и каковы пути его достижения.

Тогда перед ними ставится задача — составить маршрут этого путешествия, оформив его в виде таблицы.

Сказочный мир

В чём может заключаться счастье?

Ваше мнение: да или нет? Почему?

Страна Воспоминаний Счастье — в воспоминаниях  
Дворец Ночи Счастье — в мечтах  
Лес Счастье — в жизни на лоне природы, вдали от цивилизации  
Кладбище Счастье — в смерти, несущей освобождение от горя, тягот, бедствий  
Сады Блаженств Счастье — в удовольствиях  
Царство будущего Счастье — в будущем  

Таблица заполняется постепенно; после выступления каждой группы (по заданию карточки) в процессе коллективного обсуждения формулируется ответ на вопрос “В чём заключается счастье?” в виде тезиса-предположения, который записывается во вторую колонку таблицы. А потом каждый учащийся письменно выражает своё мнение по этому тезису, подбирая доказательства-размышления на основе читательских впечатлений и собственного жизненного опыта.

Размышления детей над вопросами оказались своеобразным психологическим тестом. Вот некоторые из их ответов.

1) Счастье — в воспоминаниях?

Нет, потому что там нет развлечений, там ничего не изменяется. (Гриша Ш.)

Нет, потому что счастье — это что-то живое. (Дима А.)

Нет, когда ты о чём-то вспоминаешь, тебе становится грустно. (Иван А.)

Нет, я думаю, что для счастья одних воспоминаний недостаточно. (Саша П.)

Нет, потому что воспоминание — короткий миг. Для счастья этого мало. (Аня Е.)

Нет, но если кого-то близкого вспоминаешь становишься на время счастливым. Птица полиняла, потому что воспоминания не вечны. (Настя П.)

Да, потому что мы вспоминаем то, что чем-то нам запомнилось, и начинаем улыбаться. Это прекрасно. (Наташа М.)

2) Счастье — в мечтах?

Нет, не стоит жить в мечтах, забывая о реальном мире. (Иван А.)

Нет. Я думаю, мечтать-то хорошо, но мечты очень легко “убить”, а когда их убивают, становится больно! (Света Т.)

И да, и нет. Ведь невозможно видеть жизнь только в розовом цвете, живя одними мечтами, но если забрать у человека мечты, жизнь станет безрадостной. (Саша П.)

И да, и нет. Нет, потому что надо жить реальностью, да, потому что в мечтах можно делать всё. (Антон В.)

Мечты могут перенести нас куда угодно и сделать что угодно, но большинство мечтаний несбыточно. (Алёша Г.)

Пустыми мечтами не проживешь. (Семён Н.)

3) Счастье — в жизни на лоне природы, вдали от цивилизации?

Да, я думаю, что это так, потому что человек родился в природе, надеюсь, что и умрёт там. (Антон В.)

Нет, так как человек не может быть счастливым без особых удобств. (Николай Г.)

Нет, потому что плохо жить вдали от всех: ни с кем не поговорить, не порадоваться, не поделиться впечатлениями. (Дима А.)

Нет. Иногда природа не только радует, но и разрушает. (Наташа М.)

Нет, без цивилизации ты не человек. (Иван А.)

4) Счастье — в смерти, несущей освобождение от горя, тягот, бедствий?

Да, я думаю, что это так, потому что, когда ты умрёшь, твоя душа наконец-то освободится и ты избавишься от горя и печали, ненависти и несчастья. (Антон В.)

Да, потому что лучше умереть, чем мучиться. (Павел Г.)

Нет, быть живым лучше, видеть всё наяву, а быть мёртвым, это всё равно быть без тела, ничего не чув­ствовать. (Гриша Ш.)

Нет, потому что смерть лишает жизни, а без жизни нет и счастья. (Николай Г.)

Нет. Я считаю, что человек просто убегает от бедствий, невзгод и т.д. Это всё надо пережить, прочувствовать, как бы тяжело это ни было. Нельзя уходить. Надо жить и чувствовать. (Света Т.)

Нет, потому что для тебя это, может быть, и счастье, но для других это будет несчастье. (Иван А.)

Нет, потому что люди должны познать земное счастье и научиться любить, жить ради других, творить любовь. (Дима А.)

Нет. Потому что смерть не всегда спасает человека, в другой жизни может быть хуже. (Валерия З.)

Нет, потому что жить — это прекрасно и помимо плохого в жизни ещё очень много хорошего. (Саша П.)

Смерть — это горе. Но если умирает враг — это счастье. (Настя П.)

Смерть — это горе для тех, кто не умер, остался жить. Есть лучшие пути найти счастье. (Семён Н.)

Смерть — это горе для тех, у кого умерли близкие. (Женя З.)

Нет, нет, нет. Счастье — это не смерть. Умереть — это всё, конец, ничего не будет, это конец всему, это ужас, это кошмар. Счастье не смерть. Счастье — жизнь! (Наташа М.)

5) Счастье — в удовольствиях?

Нет. Блаженства надоедают, нельзя жить в вечном блаженстве, они останавливают развитие, удовольствий должно быть в меру. (Семён Н.)

Удовольствия иногда приводят к ужасному. (Света Т.)

Удовольствия вскоре утомляют и надоедают. Они опасны. (Настя П.)

Удовольствия делают человека корыстным, чванливым, пренебрегающим всем. Истинное счастье — делать добро другим людям. (Саша П.)

Нет. Потому что удовольствия поначалу, а потом надоедает ничего не делать, ничего не знать. (Наташа М.)

Нет, если ты всё время ешь и спишь, то это не счастье, а лень, и её надо преодолевать и жить полной жизнью. (Дима А.)

Удовольствия — это не настоящее счастье. Оно может погубить. Даже от излишней материнской любви может испортиться ребёнок. (Аня Е.)

Нет, удовольствия бывают короткими, а счастье должно быть повседневно и существовать всегда. (Валерия З.)

6) Счастье — в будущем?

Мне кажется, что это зависит от человека, как он “построит себе дорогу”, как будет трудиться, стараться, такое его ждёт и будущее. (Света Т.)

Нет. Будущее — это тайна, неизвестность. (Валерия З.)

Будущее даёт нам надежду, ведь мы не знаем, что нас ждёт. Мы только надеемся на хорошее. (Катя Л.)

Лучше жить настоящим, наслаждаться жизнью, а если ты вдруг узнаешь, что ты скоро умрёшь, ты станешь замкнутым, станешь бояться и перестанешь жить. (Дима А.)

Мы не знаем, что будет дальше, мы надеемся, но может быть и хуже… (Наташа М.)

Я считаю, что для кого как. Кого-то в будущем ждёт счастье, а кого-то нет. Всё равно будущее даёт нам надежду на то, что мы в нём будем по-настоящему счастливы. (Саша П.)

Будущее будет таким, каким его сделают живущие. (Семён Н.)

Да. Если ты что-то планируешь, а в будущем это исполняется — это счастье. (Настя П.)

Когда все группы выступили и заполнение таблицы закончено, учащимся предлагается оглянуться на долгий пройденный путь и письменно поразмышлять над вопросами: “Что было для вас новым, неожиданным, интересным за время этого путешествия? Какой жизненный урок вы получили?”

Вот выводы, к которым пришли дети.

Я получила такой жизненный урок: я поняла, что нужно проявить смелость, терпеливость, или ничего не получится, когда ты к чему-то стремишься. (Юля Л.)

Я узнал, что счастье — это не удовольствия. (Николай Г.)

Меня эта феерия многому научила. Надо жить тем, что есть, как бы тяжело ни было. У каждого в жизни есть плохое и есть хорошее. Надо пережить всё, что бы ни было. Но стараться стремиться к лучшему. (Света Т.)

Надо радоваться счастью других, доверять и помогать ближнему. И никогда не надо держать зла на человека. А счастье — в жизни, жизнь — это счастье. (Егор С.)

Я поняла, что счастье не в блаженствах, не в смерти, ни в чём-либо другом, для меня счастье — это ЖИЗНЬ! (Наташа М.)

Я узнала, что в местах, которые раньше я считала счастливыми, — не было птицы счастья. Что за алчными блаженствами кроется зло и на каждое Царство Будущего непременно есть кто-то такой, как Время. Я считаю, что счастье у каждого разное. (Саша П.)

Я разобралась, в чём счастье. Всё, про что я думала, что это счастье (удовольствия, воспоминания и т.д), оказалось не то. Просто нужно жить. Ну а что ты получишь, тем и будь счастлив. (Аня Е.)

К завершающему занятию даётся такое домашнее задание: перечитать последнее шестое действие и самим составить вопросы, на которые интересно было бы искать ответы всем вместе на уроке.

Эти придуманные детьми и выстроенные в определённой логике вопросы позволили нам поразмышлять о том, как проявляются в феерии М.Метерлинка мотивы возвращения, превращения, преображения, а также времени и сна. Особенно интересным стал обмен мнениями после чтения кульминационного эпизода: герои всё же нашли Синюю Птицу, но не на путях скитаний, а дома — под родным и убогим кровом. Так, может быть, они напрасно отправились в путешествие на поиски Синей Птицы?

(Герои изменились, и изменилось всё вокруг них: красивее стал родительский дом, ведь они научились видеть не явную, а скрытую красоту, стали понимать сущность — душу предметов и животных.)

А вот развязка пьесы оказалась столь же ускользающей, как и сама Синяя Птица, не получалось однозначных ответов на вопросы: “Можно ли поймать Синюю Птицу? Существует ли она?” Поэтому оказались востребованы мысли, высказанные в статье А.А. Блока
«О “Голубой Птице”» Метерлинка: “Дети не потеряли надежду отыскать эту птицу; то есть они не потеряли надежду найти счастье, потому что Голубая Птица — это счастье, которое улетает, однако же в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного… Может быть, в этой чудесной погоне за счастьем и заключается само счастье?”

— “Достижимо ли счастье?” — как на этот вопрос отвечает пьеса?

“…Счастья нет, счастье всегда улетает, как птица, говорит сказка, и сейчас же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой как сама Голубая Птица, трепещет поэзия, волнуется на ветру её праздничный флаг, бьётся её вечно юное сердце. Эта истина уловима для тех, у кого есть фантазия”.

Безусловно, каждый сам даст свой ответ на этот сакраментальный вопрос, что такое счастье и как его достичь. Ну а учительское счастье, наверное, — это когда благодаря магии книги совершается чудесное превращение: “большое и трудное” преображается в “захватывающее и запоминающееся”. Именно так уже после летних каникул в традиционных сентябрьских анкетах написали о феерии М.Метерлинка «Синяя птица» подросшие читатели.

Примечание

1 Не забудем только, что со словом “голубой” теперь надо быть осторожными, особенно в детской и подростковой аудитории (см.: «Трибуна». 2007. № 17). — Прим. ред.

Рейтинг@Mail.ru