Я иду на урок
Я иду на урок: 6-й класс
Марина Богомолова
Марина Александровна БОГОМОЛОВА — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514.
Счастье — это …
Методические заметки с уроков по пьесе-феерии М.Метерлинка «Синяя птица»
“Книга может быть приятным времяпрепровождением, полезным занятием, нелёгким трудом, обузой, но угодно читателю или же не угодно, она во всяком случае совершает в нём глубинную очистительную работу”. Это высказывание Вячеслава Пьецуха из книги «Русская тема. О нашей жизни и литературе» я недавно занесла в свою записную книжку, оно ободряет меня всякий раз, когда сталкиваюсь с ученическим негативизмом по отношению к книге, с нежеланием читать нечто “трудное и большое”.
Так, в учебной хрестоматии «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова многих из моих шестиклассников “испугала” феерия М.Метерлинка «Синяя птица»: сто страниц, множество необычных героев, непривычная драматическая форма — в общем, “большое и трудное”. Возможно, в таком случае нужно было бы сначала посмотреть спектакль или экранизацию, а после обсудить увиденное. Но мой выбор — сначала чтение.
Вхождение в произведение начинаем постепенно — с небольшой порции теоретических сведений: актуализировать и расширить знания об особенностях драматической формы помогают наблюдения за оформлением шмуцтитула, чтение статьи в учебнике-хрестоматии на с. 360–361 и выполнение аналитических заданий (найти общие черты эпоса и драмы, драмы и лирики; используя таблицу, указать отличительные признаки этих родов литературы).
После краткого слова об авторе произведения сразу же обращаемся к жанровому подзаголовку «Феерия в шести действиях, двенадцати картинах».
— Знакомо ли вам слова феерия, феерический? Это жанр какого рода литературы? Что вы ожидаете от произведения, написанного в жанре феерии? Пополняем словарик литературоведческих терминов: Феерия — 1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов; 2) волшебство, сказочное зрелище.
Задерживаемся на перечне картин — предоставляем возможность для наблюдений и прогнозов. Ребята видят и образ дороги, по которой пойдут герои, и смешение сказочного и реального, и прописные буквы в некоторых названиях (в мире Метерлинка нет одномерных неодушевлённых понятий, у каждой вещи, явления есть своя душа, только увидеть её может не всякий), и то, что многие понятия связаны не с пространством (что было бы естественно для путешествия), а с временем.
Не менее интересен для наблюдений оказывается и список действующих лиц. Шестиклассники отмечают и необычайно большое количество персонажей (шестьдесят восемь, из них двенадцать — коллективные), пытаются разделить действующих лиц на разные группы (реальные — люди и животные, предметы и вещества; абстрактные; сказочные, фантастические). Даже возникает спор: к какой из групп отнести, например, Насморк; и вообще, как должен выглядеть этот персонаж?
Представить других героев помогает обращение к костюмам, которые описаны самим автором-драматургом.
Можно сразу же дать и задание для домашней подготовки: объединиться по два-три человека, выбрать персонаж, который хотелось бы сыграть, подготовить рассказ о нём. Подумать, какими элементами костюма и какими интонациями при чтении можно передать характер этого персонажа. (Роли для девочек: Митиль, Фея, Кошка, Душа Света, Вода, Молоко; роли для мальчиков: Тильтиль, Пёс, Хлеб, Сахар, Огонь.)
Теперь пора поразмышлять над названием.
— Так много действующих лиц в предложенном
автором списке, а одного персонажа как будто бы
не хватает. Какого? (Заглавного — догадываются
дети.) И опять веер предположений: почему в списке
действующих лиц отсутствует заглавный
персонаж?
И вообще: почему птица синяя, разве такие бывают?
Оживляет обсуждение такая информация: в языке
оригинала слово bleu не различает оттенки голубой
и синий. Современник М.Метерлинка, великий
русский поэт начала ХХ века А.А. Блок
сомневался в правильности перевода: “…цветок
голубой, небо голубое, волшебное царство голубое
(или лазурное — у Тургенева), и дымка, в которую
закутана вся метерлинковская сказка и всякая
сказка, говорящая о недостижимом, — голубая, а
не синяя”1.
После урока уже не нужно давать наказ — читайте! Шестиклассникам самим хочется проверить высказанные на уроке гипотезы.
Следующий урок начинается с небольшой разминки — работы с литературоведческими терминами. Предлагается задание.
— Перед вами три литературоведческих термина: диалог, монолог, ремарка. Что между ними общего? Какое из них лишнее? (Ремарка — в драматическом произведении: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.) В драматическом произведении автор проявляет себя именно в ремарках, поэтому ремарки мы читаем особенно внимательно.
Комментируем ремарку к картине 1-й, определяем тип речи (описание места действия: где что находится); выясняем, какое впечатление производит описание помещения; что можно сказать о тех, кто здесь живёт?
Двое учеников, выбравших для себя роли Тильтиля и Митиль, читают (разыгрывают) диалог — разговор детей, с которого начинается действие пьесы. Заостряем внимание слушателей.
— Случайно ли, что первые реплики детей о времени?
(Время действия — ночь перед Рождеством. Это особое время, в которое, по преданиям, злые силы последний раз вступают в борьбу с добрыми.)
Шестиклассникам предоставляется право оценить исполнителей ролей, а также сделать выводы о характерах героев пьесы. В процессе обсуждения заполняем сравнительную таблицу (cм. внизу страницы).
— А сочувствует ли детям автор? Как мы об этом догадались?
И вновь работаем с литературоведческими терминами.
— Прочитайте записанные на доске слова: экспозиция, завязка, перипетия. Значения каких слов вам известны? Что такое экспозиция? Согласны ли вы с тем, что разговор Тильтиля и Митиль — это экспозиция пьесы?
(Это так, потому что именно из этого разговора читатель (зритель) узнаёт о времени и обстоятельствах действия, может судить о характерах главных героев.) Что такое завязка? Появление какого персонажа становится завязкой действия пьесы-феерии? (О Фее рассказывают девочки, выбравшие эту роль, а после отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Например, в чём необычность Феи в этой пьесе? Что Фея просит у детей, что предлагает им? Почему Фея говорит Тильтилю, что он ничего не видит? Что значит видеть в понимании Феи и автора?)
— Что такое перипетия?
Знакомимся с новым литературоведческим термином, шестиклассники записывают в терминологические словарики значение слова.
(Перипетия — внезапные изменения, повороты в судьбе героя/героев.)
— С какого момента начинаются перипетии в пьесе-феерии М.Метерлинка?
(С момента, когда Тильтиль надевает зелёную шапочку и поворачивает алмаз).
— Какие новые персонажи появляются в пьесе? Как они выглядят при первом появлении, как ведут себя в экстремальной ситуации?
Слушаем ответы учащихся, подготовивших на основе ремарок и реплик рассказы о персонажах.
Тильтиль |
Митиль |
Решительность, готовность к действию, к
нарушению правил: “Давай встанем” “Мы сейчас откроем ставни” |
Робость, опасливость, боязливость,
готовность следовать правилам: “Нам это не разрешается” “А разве можно?” |
Стремление к лидерству: Захватил один всю скамью. |
Готовность уступать, слушаться: “Я тебя не трогаю” |
Доброта, отсутствие зависти, умение радоваться чужому счастью | |
“И они смеются, смеются!” “А мне — четырежды двенадцать! Но я с тобой поделюсь…” |
“Ах, какие ж они красивые!” |
(1. Хлеб (или Души Караваев). 2. Огонь. 3. Пёс. 4. Кошка. 5. Душа Воды. 6. Душа Молока. 7. Душа Сахара. 8. Душа Света.)
Делаем общий вывод, что души вещей ведут себя в соответствии со своей формой. Здесь при желании можно поговорить с ребятами о связи внешнего и внутреннего в жизни, а может быть, и о содержательности формы в литературе.
Учебная беседа завершается вопросами.
— Где оказываются герои после того, как они покинули дом? Как меняется их облик?
— Можем ли мы предположить, кто из душ предметов и животных станет другом и помощником детей, а кто будет мешать им? Почему?
Объявляется домашнее задание. Итак, в поисках Синей Птицы дети отправляются в путешествие по сказочным мирам. Вы будете выполнять задание по группам. Каждой группе нужно будет подготовить рассказ о сказочной стране, в которой оказались герои пьесы феерии.
Задание для работы в группе Задача вашей группы — представить (указывается название: Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, Кладбище, Сады Блаженств, Царство Будущего — и страницы). 1. Расскажите, как выглядит эта сказочная страна и кто её населяет? Нарисуйте иллюстрации. 2. Кратко расскажите, какие испытания ожидали героев в этой сказочной стране.
3. Инсценируйте небольшой законченный фрагмент из этой картины. Объясните ваш выбор. 4. Поразмышляйте: почему именно в этой стране герои пьесы-феерии ищут Синюю Птицу? Удалось ли им поймать её? Как вы думаете, почему? |
Следующий урок начинается с такого задания: записать тему «Путешествие героев по сказочным мирам» и определить цели этого путешествия для Тильтиля и Митиль. В процессе обсуждения выясняется, что героям не просто нужно найти и принести фее Берилюне Синюю Птицу, которая является символом счастья, за время путешествия они должны понять, что такое счастье и как его можно достичь.
Следующее задание для учащихся — определить их собственные цели в этом путешествии, которое они совершат вместе с героями пьесы-феерии. Оказывается, шестиклассникам тоже хочется понять, что такое счастье и каковы пути его достижения.
Тогда перед ними ставится задача — составить маршрут этого путешествия, оформив его в виде таблицы.
Сказочный мир |
В чём может заключаться счастье? |
Ваше мнение: да или нет? Почему? |
Страна Воспоминаний | Счастье — в воспоминаниях | |
Дворец Ночи | Счастье — в мечтах | |
Лес | Счастье — в жизни на лоне природы, вдали от цивилизации | |
Кладбище | Счастье — в смерти, несущей освобождение от горя, тягот, бедствий | |
Сады Блаженств | Счастье — в удовольствиях | |
Царство будущего | Счастье — в будущем |
Таблица заполняется постепенно; после выступления каждой группы (по заданию карточки) в процессе коллективного обсуждения формулируется ответ на вопрос “В чём заключается счастье?” в виде тезиса-предположения, который записывается во вторую колонку таблицы. А потом каждый учащийся письменно выражает своё мнение по этому тезису, подбирая доказательства-размышления на основе читательских впечатлений и собственного жизненного опыта.
Размышления детей над вопросами оказались своеобразным психологическим тестом. Вот некоторые из их ответов.
1) Счастье — в воспоминаниях?
Нет, потому что там нет развлечений, там ничего не изменяется. (Гриша Ш.)
Нет, потому что счастье — это что-то живое. (Дима А.)
Нет, когда ты о чём-то вспоминаешь, тебе становится грустно. (Иван А.)
Нет, я думаю, что для счастья одних воспоминаний недостаточно. (Саша П.)
Нет, потому что воспоминание — короткий миг. Для счастья этого мало. (Аня Е.)
Нет, но если кого-то близкого вспоминаешь становишься на время счастливым. Птица полиняла, потому что воспоминания не вечны. (Настя П.)
Да, потому что мы вспоминаем то, что чем-то нам запомнилось, и начинаем улыбаться. Это прекрасно. (Наташа М.)
2) Счастье — в мечтах?
Нет, не стоит жить в мечтах, забывая о реальном мире. (Иван А.)
Нет. Я думаю, мечтать-то хорошо, но мечты очень легко “убить”, а когда их убивают, становится больно! (Света Т.)
И да, и нет. Ведь невозможно видеть жизнь только в розовом цвете, живя одними мечтами, но если забрать у человека мечты, жизнь станет безрадостной. (Саша П.)
И да, и нет. Нет, потому что надо жить реальностью, да, потому что в мечтах можно делать всё. (Антон В.)
Мечты могут перенести нас куда угодно и сделать что угодно, но большинство мечтаний несбыточно. (Алёша Г.)
Пустыми мечтами не проживешь. (Семён Н.)
3) Счастье — в жизни на лоне природы, вдали от цивилизации?
Да, я думаю, что это так, потому что человек родился в природе, надеюсь, что и умрёт там. (Антон В.)
Нет, так как человек не может быть счастливым без особых удобств. (Николай Г.)
Нет, потому что плохо жить вдали от всех: ни с кем не поговорить, не порадоваться, не поделиться впечатлениями. (Дима А.)
Нет. Иногда природа не только радует, но и разрушает. (Наташа М.)
Нет, без цивилизации ты не человек. (Иван А.)
4) Счастье — в смерти, несущей освобождение от горя, тягот, бедствий?
Да, я думаю, что это так, потому что, когда ты умрёшь, твоя душа наконец-то освободится и ты избавишься от горя и печали, ненависти и несчастья. (Антон В.)
Да, потому что лучше умереть, чем мучиться. (Павел Г.)
Нет, быть живым лучше, видеть всё наяву, а быть мёртвым, это всё равно быть без тела, ничего не чувствовать. (Гриша Ш.)
Нет, потому что смерть лишает жизни, а без жизни нет и счастья. (Николай Г.)
Нет. Я считаю, что человек просто убегает от бедствий, невзгод и т.д. Это всё надо пережить, прочувствовать, как бы тяжело это ни было. Нельзя уходить. Надо жить и чувствовать. (Света Т.)
Нет, потому что для тебя это, может быть, и счастье, но для других это будет несчастье. (Иван А.)
Нет, потому что люди должны познать земное счастье и научиться любить, жить ради других, творить любовь. (Дима А.)
Нет. Потому что смерть не всегда спасает человека, в другой жизни может быть хуже. (Валерия З.)
Нет, потому что жить — это прекрасно и помимо плохого в жизни ещё очень много хорошего. (Саша П.)
Смерть — это горе. Но если умирает враг — это счастье. (Настя П.)
Смерть — это горе для тех, кто не умер, остался жить. Есть лучшие пути найти счастье. (Семён Н.)
Смерть — это горе для тех, у кого умерли близкие. (Женя З.)
Нет, нет, нет. Счастье — это не смерть. Умереть — это всё, конец, ничего не будет, это конец всему, это ужас, это кошмар. Счастье не смерть. Счастье — жизнь! (Наташа М.)
5) Счастье — в удовольствиях?
Нет. Блаженства надоедают, нельзя жить в вечном блаженстве, они останавливают развитие, удовольствий должно быть в меру. (Семён Н.)
Удовольствия иногда приводят к ужасному. (Света Т.)
Удовольствия вскоре утомляют и надоедают. Они опасны. (Настя П.)
Удовольствия делают человека корыстным, чванливым, пренебрегающим всем. Истинное счастье — делать добро другим людям. (Саша П.)
Нет. Потому что удовольствия поначалу, а потом надоедает ничего не делать, ничего не знать. (Наташа М.)
Нет, если ты всё время ешь и спишь, то это не счастье, а лень, и её надо преодолевать и жить полной жизнью. (Дима А.)
Удовольствия — это не настоящее счастье. Оно может погубить. Даже от излишней материнской любви может испортиться ребёнок. (Аня Е.)
Нет, удовольствия бывают короткими, а счастье должно быть повседневно и существовать всегда. (Валерия З.)
6) Счастье — в будущем?
Мне кажется, что это зависит от человека, как он “построит себе дорогу”, как будет трудиться, стараться, такое его ждёт и будущее. (Света Т.)
Нет. Будущее — это тайна, неизвестность. (Валерия З.)
Будущее даёт нам надежду, ведь мы не знаем, что нас ждёт. Мы только надеемся на хорошее. (Катя Л.)
Лучше жить настоящим, наслаждаться жизнью, а если ты вдруг узнаешь, что ты скоро умрёшь, ты станешь замкнутым, станешь бояться и перестанешь жить. (Дима А.)
Мы не знаем, что будет дальше, мы надеемся, но может быть и хуже… (Наташа М.)
Я считаю, что для кого как. Кого-то в будущем ждёт счастье, а кого-то нет. Всё равно будущее даёт нам надежду на то, что мы в нём будем по-настоящему счастливы. (Саша П.)
Будущее будет таким, каким его сделают живущие. (Семён Н.)
Да. Если ты что-то планируешь, а в будущем это исполняется — это счастье. (Настя П.)
Когда все группы выступили и заполнение таблицы закончено, учащимся предлагается оглянуться на долгий пройденный путь и письменно поразмышлять над вопросами: “Что было для вас новым, неожиданным, интересным за время этого путешествия? Какой жизненный урок вы получили?”
Вот выводы, к которым пришли дети.
Я получила такой жизненный урок: я поняла, что нужно проявить смелость, терпеливость, или ничего не получится, когда ты к чему-то стремишься. (Юля Л.)
Я узнал, что счастье — это не удовольствия. (Николай Г.)
Меня эта феерия многому научила. Надо жить тем, что есть, как бы тяжело ни было. У каждого в жизни есть плохое и есть хорошее. Надо пережить всё, что бы ни было. Но стараться стремиться к лучшему. (Света Т.)
Надо радоваться счастью других, доверять и помогать ближнему. И никогда не надо держать зла на человека. А счастье — в жизни, жизнь — это счастье. (Егор С.)
Я поняла, что счастье не в блаженствах, не в смерти, ни в чём-либо другом, для меня счастье — это ЖИЗНЬ! (Наташа М.)
Я узнала, что в местах, которые раньше я считала счастливыми, — не было птицы счастья. Что за алчными блаженствами кроется зло и на каждое Царство Будущего непременно есть кто-то такой, как Время. Я считаю, что счастье у каждого разное. (Саша П.)
Я разобралась, в чём счастье. Всё, про что я думала, что это счастье (удовольствия, воспоминания и т.д), оказалось не то. Просто нужно жить. Ну а что ты получишь, тем и будь счастлив. (Аня Е.)
К завершающему занятию даётся такое домашнее задание: перечитать последнее шестое действие и самим составить вопросы, на которые интересно было бы искать ответы всем вместе на уроке.
Эти придуманные детьми и выстроенные в определённой логике вопросы позволили нам поразмышлять о том, как проявляются в феерии М.Метерлинка мотивы возвращения, превращения, преображения, а также времени и сна. Особенно интересным стал обмен мнениями после чтения кульминационного эпизода: герои всё же нашли Синюю Птицу, но не на путях скитаний, а дома — под родным и убогим кровом. Так, может быть, они напрасно отправились в путешествие на поиски Синей Птицы?
(Герои изменились, и изменилось всё вокруг них: красивее стал родительский дом, ведь они научились видеть не явную, а скрытую красоту, стали понимать сущность — душу предметов и животных.)
А вот развязка пьесы оказалась столь же
ускользающей, как и сама Синяя Птица, не
получалось однозначных ответов на вопросы:
“Можно ли поймать Синюю Птицу? Существует ли
она?” Поэтому оказались востребованы мысли,
высказанные в статье А.А. Блока
«О “Голубой Птице”» Метерлинка: “Дети не
потеряли надежду отыскать эту птицу; то есть они
не потеряли надежду найти счастье, потому что
Голубая Птица — это счастье, которое улетает,
однако же в самой погоне за счастьем, улетающим,
когда за ним гонятся, есть много чудесного,
изумительного, праздничного, увлекательного…
Может быть, в этой чудесной погоне за счастьем и
заключается само счастье?”
— “Достижимо ли счастье?” — как на этот вопрос отвечает пьеса?
“…Счастья нет, счастье всегда улетает, как птица, говорит сказка, и сейчас же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой как сама Голубая Птица, трепещет поэзия, волнуется на ветру её праздничный флаг, бьётся её вечно юное сердце. Эта истина уловима для тех, у кого есть фантазия”.
Безусловно, каждый сам даст свой ответ на этот сакраментальный вопрос, что такое счастье и как его достичь. Ну а учительское счастье, наверное, — это когда благодаря магии книги совершается чудесное превращение: “большое и трудное” преображается в “захватывающее и запоминающееся”. Именно так уже после летних каникул в традиционных сентябрьских анкетах написали о феерии М.Метерлинка «Синяя птица» подросшие читатели.
Примечание
1 Не забудем только, что со словом “голубой” теперь надо быть осторожными, особенно в детской и подростковой аудитории (см.: «Трибуна». 2007. № 17). — Прим. ред.