Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й класс

Ольга Петрова


Слово в сказочной повести Дж. Даррелла «Говорящий свёрток»

Я работаю учителем в детском санатории «Лесная поляна» г. Мирный. В школе обучаются дети, прибывшие на лечение из городов и посёлков нашей области. Заезд длится 21 день. Педагогу при подготовке занятия надо учесть состояние здоровья учеников, уровень их подготовки, сформированность умений и навыков, особенности учебных комплексов, по которым занимались дети. А главное — так построить урок, создать такую обстановку, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, мог максимально проявиться. В этом ученикам помогают рабочие материалы к уроку, которые содержат различную справочную информацию (в зависимости от темы урока). Предлагаю вашему вниманию один из уроков, построенных с использованием таких материалов.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "СловОнлайн" - своеобразного путеводителя по миру слов. Поиск лексического значения слова в одном из толковых словарей русского языка, морфемный разбор слова по составу онлайн, помощь в составлении анаграмм, поиск афоризмов и крылатых фраз о человеке, деньгах, разуме, любви, выборе, жизни, власти – вот только лишь некоторые из возможностей, которые Вы можете реализовать на портале slovonline.ru. Ресурс "СловОнлайн" будет полезен всем любителям отгадывать кроссворды и сканворды, составлять ребусы и загадки со словами, играть в "Эрудит" и "Балду", студентам и школьникам, изучающим "великий и могучий", а также всем тем, кто интересуется русским языком и Его Величеством - Словом.

— Сегодня у нас урок развития речи. А о чём пойдёт речь на уроке, вы сейчас узнаете. Для этого разгадайте кроссворд (см. Приложение), который находится в рабочих материалах, лежащих у вас на партах. (Учащиеся вписывают слова в кроссворд, имеющийся в рабочих материалах.) Какое слово прочитывается в кроссворде по вертикали? (Слово.)

— Сегодня речь пойдёт именно о слове. На прошлом уроке развития речи мы узнали, что словом можно рисовать, создавать целые словесные картины, образы. Что ещё может слово? Какова его роль в художественном тексте? Вот что нам предстоит узнать. Для этого внимательно вглядимся в текст произведения. (Работаем с 4-й главой «Шпионы и планы».)

— Дома вы прочитали главу, и, наверное, всем запомнился мистер Жаб. Чем запоминается человек, которого вы не видели, а слышали ? (Своей речью, тем, как он говорит и что говорит.)

— Давайте прочитаем реплики Этельреда. (Учащиеся зачитывают реплики жабы.) Теперь обратимся к рабочим материалам. Посмотрите, какие слова, выражения употребляет мистер Жаб чаще всего? (Учащиеся просматривают рабочие материалы, отмечают, что в его речи встречаются книжные и просторечные слова, научные термины, жаргонизмы.)

— Повторяет ли он одни и те же слова? (Мистер Жаб обладает небольшим словарным запасом, поэтому часто повторяет одни и те же слова. Например, выражение “ей-богу” он произносит шесть раз в течение беседы с детьми и Попугаем.)

 — Всегда ли он знает значение тех слов, которые употребляет? (Этельред зачастую не знает значения слов.)

— Давайте предоставим слово ребятам 3-го ряда. Дома они выписали из текста главы незнакомые слова и установили их значение.

Учащиеся зачитывают слова и их лексическое значение. Например:

Банкир — владелец банка.

Цилиндр — высокая шляпа, которую носили в XIX веке люди состоятельные, знатные.

Нейрохирург — врач, лечащий заболевания нервной системы.

Инкогнито — под вымышленным именем.

Шпион — тайный агент, выведывающий сведения, составляющие государственную тайну.

— Богатый ли у мистера Жаба активный словарь? Много ли слов он использует в речи? (Мистер Жаб о себе высокого мнения. Ему кажется, что он первоклассный шпион, мастер маскировки и сбора информации. Но бедность лексикона, неправильное употребление слов выдают малообразованную жабу, пытающуюся обмануть детей.)

— А сейчас проведём словарную работу. С помощью «Словаря русского языка» С.И. Ожегова установите значение слова “лексикон”. (Лексикон — 1. То же, что словарь (устар.). 2. Запас слов, лексика (книж.).)

— В ваших рабочих материалах есть высказывание академика Д.С. Лихачёва (см. Приложение). Давайте прочитаем его. Как вы понимаете это высказывание? (Учащиеся говорят, что речь человека может служить его характеристикой, может рассказать о его интересах, образовании, профессии. А чтобы говорить правильно, надо учиться. Хорошая речь — правильная, соответствующая нормам, правилам орфоэпии, грамматики.)

— Что вы можете сказать о мистере Жабе, который так говорит, так выражает свои мысли? (Мистер Жаб необразован. Ему часто не хватает слов, чтобы выразить свою мысль, поэтому слова он заменяет междометиями: ух, ей, ей-ей.)

— Что добавляют к характеристике Этельреда следующие его высказывания:

“Если ты банкир, то, лопни мои глаза, тебе ни математики, ничего другого и ведать не требуется. Знай присматривай за чужими денежками и не отдавай нипочём, кто ни попросит, — вот и вся работа”;

“Ладно, так и быть. Я вам выдам чуть-чуть, что-нибудь такое не важное”.

(Ученики приходят к выводу, что мистер Жаб не стремится учиться, трудиться, прилагать усилия. Ему хочется получить всё легко, быстро. Ради этого он готов выдать тайну, присвоить чужое. Он понятия не имеет о нравственности.)

— Всё это мы узнали, когда обратили внимание на речь Этельреда. О чём может рассказать речь персонажа?
(О характере персонажа, объяснить его поступки.)

Запись в тетрадь. Речевая характеристика — речь героя, раскрывающая его характер, привычки, наклонности.

— На доске ваши рисунки, изображающие мистера Жаба. Соответствует ли речевая характеристика Этельреда его изображению? (Авторы работ рассказывают о своих замыслах, о том, что стремились передать в рисунке. Одноклассники выступают с устными рецензиями.)

— А сейчас предоставим слово тем ребятам, которые дома сравнили речь Попугая и речь Этельреда. (Заслушиваем сообщение группы учеников. Ребята приходят к выводу, что речь Попугая правильная, грамотная. Он образован, начитан, к нему все прислушиваются. Поэтому он является главным помощником Волшебника Ха-Ха.)

— Благодаря чему речь Попугая так резко отличается от речи Этельреда? Чем он занимался в Мифландии? (В Мифландии всё управление велось по трём Великим Управляющим Книгам: 1. Великая Книга Заклинаний.
2. Гигантский Словарь. 3. Троянский Травник. Попугай — хранитель слов. Он ухаживал за книгами, раз в год перечитывал все книги, проговаривал слова, “проветривал” их, чтобы они не залёживались, чтобы их не забыли. Гигантский Словарь хранил в себе слова, объяснял их. А Попугай утверждал, что “единственный способ научиться говорить — обучаться у Словаря”.)

— Ребята, согласны ли вы с Попугаем? Какую роль играют словари в жизни читателей? (Учащиеся, конечно же, согласны с Попугаем. Дети говорят, что словари — надёжные помощники. Они всегда подскажут, как правильно написать слово, произнести, употребить в предложении, откуда слово пришло в русский язык.)

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Словарь» (см. Приложение).

— Так о значении слов в жизни человека, о словаре сказал поэт. Слово, речь — это средство передачи народной мудрости, основное оружие писателя, поэта. Если вы будете знать много слов, правильно пользоваться словом, чаще заглядывать в словарь, тогда перед вами откроются “подвалы слов”, вы почувствуете “силу благодатную в созвучье слов живых”.

— Давайте вчитаемся в слова сказки, посмотрим, что они привносят в текст. Проверим домашнее задание 1-го ряда. Учащиеся должны были выписать сравнения из текста 4-й главы: “буду нем, как могила”; “взорвётся, как вулкан”; “побежишь, как кролик”; “спутанные толстой, как чёрные кружева, паутиной”.

— Для чего нужны сравнения в тексте? Что изменится, если их убрать? (Учащиеся отвечают, что сравнения создают целый образ, более яркий, запоминающийся. Если их убрать, то текст потеряет яркость, точность, юмор.)

— Теперь проверяем домашнее задание 2-го ряда. (Ученики зачитывают эпитеты, которые поразили их. Например: “мёртвая тишина”, “расшпионское шпионство”, “восхитительный дубликат”, “бездарный шпион”).

— Как вы считаете, ребята, могут ли эпитеты раскрывать отношение автора к герою? (Даже одно слово может передать отношение автора к герою. Эпитетом “бездарный” автор подчёркивает свою насмешку над желанием жабы стать шпионом, над тем, как он это делает.)

— Какой вывод из сказанного мы можем сделать?

Запись в тетрадь. Слово может выражать отношение автора к персонажу. Речь какого-то персонажа может передавать мысли и чувства самого автора.

— Итак, мы попытались вчитаться, вглядеться в слова в сказочной повести Дж. Даррелла. Чему же служит речь героя? Можем ли мы по каким-то словам в тексте догадаться о мыслях, чувствах автора? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на текст повести, приводя аргументы. Учитель открывает стихотворение «Слово о словах» В.Полторацкого (см. Приложение), записанное на доске, и читает его наизусть. Дети следят за текстом по рабочим материалам.)

— На уроках литературы и русского языка мы будем изучать правдивые, честные слова, чтобы выросли вы добросердечными, дельными, добрыми и умными людьми.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Язык — стяг, дружину водит».

Литература

1. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Эксмо, 2003.

2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2003.


Приложение

Рабочие материалы

Кроссворд

Кроссворд

По горизонтали:

1. Одна из трёх книг, похищенных Василисками.

2. Что выключил Ха-Ха в ночь спасения книг?

3. Имя морского зверя, ставшего другом ребят.

4. Коварные животные, решившие захватить Мифландию.

5. Какие существа чуть не погубили детей на острове в Поющем море?

Речь Этельреда

Ей-богу — шесть раз за время разговора с детьми и Попугаем.
Лопни мои глаза — пять раз.
Ух — семь раз.
Ух ты, как начнёте чесать, так не остановишь.
Проснитесь, тетери!
Дудки, я вам не супостат какой-нибудь!
Инкогнито, нейрохирург, заочное обучение.

Д.С. Лихачёв: “Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая, изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо”.

Словарь

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: — Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку,
Век заедать, век заживать чужой... —
И слов звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

                                    С.Маршак

Слово о словах

Слова бывают разные — то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово — утешения и слово — удушения.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие — душу вытравить.
Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова — высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как чистыми, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
                                                          
В.Полторацкий

Рейтинг@Mail.ru