Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 9-й класс«Письмо Татьяны». Рисунок Нади Рушевой. 1965 г.

Сергей Волков


«Онегин» как энциклопедия

Слова Белинского об “энциклопедии русской жизни”, которой, по мысли критика, стал «Онегин», памятны всем. Их продолжают повторять при изучении романа, но для школьников они остаются пустой декларацией. Между тем можно наполнить эту формулу конкретным смыслом, а заодно основательно поработать над пушкинским текстом.

Идею задания подсказали труды В.Н. Турбина. Давайте спросим себя: что такое энциклопедия? Это когда написано про всё, и при этом в алфавитном порядке. Мир, упорядоченный по алфавиту, — вот идея энциклопедии. Если «Онегин» действительно энциклопедия, то в нём должно быть “всё”. Нам же останется выстроить это “всё” от А до Я.

Итак, на одном из первых уроков предложим ученикам выбрать тему, на материале которой они будут составлять свою «Онегинскую энциклопедию», а затем выписать из романа все слова на эту тему и расположить их по алфавиту. Естественно, что нужно дать к этим словам толкования, а также выписать пример-контекст (с указанием номеров глав и строф). Весь материал можно представить в виде наглядной таблицы.

Какие могут здесь быть темы? Еда, напитки, предметы одежды, детали интерьера, качества человека, чувства, имена собственные, географические названия, литературные жанры… В ходе выполнения задания (а на него можно отвести две недели) ученики “пролопачивают” роман и убеждаются, что по всем этим и многим другим темам в «Онегине» есть слова от А до Я (ну или почти до Я). Попутно они узнают их значения, развивая навык работы с комментариями.

Отдельная работа — составить саму энциклопедию. Здесь придётся решать лексикографические проблемы (куда отнести “брусничную воду” — на Б или на В?), определять границы контекста, отслеживать изменившиеся значения слов.

Но зато как интересно в классе читать (естественно, во фрагментах) полученные работы! С каким удивлением ребята узнают, например, о том, сколько животных упомянуто в «Онегине» (целый зоопарк). Географическими названиями можно заполнить целую карту, по литературным жанрам — составить настоящий терминологический словарь, а по словам, связанным с едой, — поваренную книгу.

Обязательно кто-то выберет тему нестандартную и тем самым сильнее закрутит нашу энциклопедическую интригу. В этом году у меня в классе отличились два мальчика. Один (Гриша Соломадин) решил честно выписать все слова, значения которых он не знал. Получилось больше трёхсот. Работал он над энциклопедией долго, зато на уроках был главным консультантом по незнакомым словам. На уроках по «Онегину» он почувствовал вкус к тому, чтобы быть знатоком.

Другой мальчик (Серёжа Поликарпов), склонный к занятиям физикой, собрал в свою энциклопедию все слова, связанные с… акустическими колебаниями. Причём как наличествующими (“шипенье пенистых бокалов” — звук назван впрямую), так и подразумеваемыми (“вина кометы брызнул ток” тоже не бесшумно, но звук не обо­значен). Да мало того что выписал (а звуков, надо сказать, оказалось очень много — под сотню), он ещё провёл и статистическую работу. Например, выяснил, что больше всего звуков в первой главе (Петербург) и в пятой (сон Татьяны и именины), а самая тихая глава — четвёртая, деревенская.

Самым употребительным звуковым глаголом, согласно энциклопедии, в «Евгении Онегине» является глагол “петь”: вместе с производными словами он встречается в романе 43 раза. “Так и напрашивается — поэт поёт”, — заключил по этому поводу автор исследования. Чуть-чуть уступает глаголу “петь” глагол “шуметь”: он встречается в романе 35 раз. “Интересно заметить, — пишет Серёжа, — что этот звук имеет у Пушкина наибольшее количество оттенков: шум утра, шум занавеса, шум бала, шум дубравный, шумят стада, шум пиров, шумный рой, шум морской, шумящая пучина…” В список частотных звуковых слов входят также “говорить — разговор”, “вздыхать — вздох”, “звонить — звон”, “глас — голос”, “шептать — шёпот”, “бранить — брань”.

Скажу честно, что читать такого рода работы очень интересно, много времени на проверку они не отнимают, а польза от них огромна. И может быть, самая главная — такая: текст романа оказывается просеян практически всеми учениками сквозь мелкое сито выбранной ими темы. По нынешним временам, не балующим нас количеством часов на литературу, роскошь почти небывалая.

Рейтинг@Mail.ru