Я иду на урок
Я иду на урок: 8-й класс
Наталья Вишнякова
Наталья Николаевна ВИШНЯКОВА — учитель русского языка и литературы московской школы «Знак».
Погружение в Пушкина: история с продолжением
Идея предлагаемой восьмиклассникам работы — “погружения” — родилась из желания прочитать в школе всего (или почти всего) Пушкина.
Начать нужно со школьной библиотеки: Пушкин должен быть весь и в количестве, способном обеспечить книгами всех обратившихся. Затем заводится специальная Пушкинская тетрадь: для ученика это знак того, что работа по Пушкину — совершенно особая часть его образования, требующая чистоты погружения. В тетрадь будут заноситься конспекты уроков и обязательное для выполнения письменное домашнее задание, вклеиваться различный раздаточный материал. Кроме того, в тетради появятся специальные разделы: «Современники Пушкина», «Хронологическая ось пушкинского времени»; сюда будут переписываться стихи Пушкина, его современников и предшественников. Также эта тетрадь предназначена для этюдов и сочинений.
Первым делом в Пушкинскую тетрадь вклеивается портрет Пушкина. Затем в конце тетради рисуется “хронологическая ось”, на которую по мере прохождения материала наносятся даты творческой биографии Пушкина, современных ему авторов, исторические события той эпохи. И только потом уже начинается работа.
В конце каждого урока учащимся раздаются листки с заранее напечатанными вопросами для домашнего, большей частью письменного задания. Тетради проверяются очень тщательно, домашние вопросы ложатся в основу ежеурочного устного опроса, на который отводится по 5–7 минут. Вопросы накапливаются, и через несколько уроков уже невозможно заранее предвидеть, “о чём спросит учитель”. Поэтому готовность к уроку — правило № 1. Цель этих вопросов — научить читать книгу, при чтении поднимая исторические и языковые пласты. Источники для ответов могут быть как традиционные (энциклопедии, комментарии к текстам, Интернет), так и альтернативные (например, опрос словесников, историков и других преподавателей или старшеклассников). Задача — научить самостоятельно находить необходимые знания.
Почему требуется дополнительный раздаточный материал по теме? Школьные библиотеки, к сожалению, не всегда способны обеспечить учеников дополнительными сведениями. Если ребёнок находится в школе до восемнадцати часов, естественно, ему, в силу хотя бы физических причин, недоступны и районные библиотеки. Рассчитывать на домашнюю библиотеку мы не можем. Поэтому периодически учитель сам готовит для ученика необходимые материалы. Это в первую очередь критика, портреты писателей, факсимильные образцы рукописей Пушкина, его графика, стихотворения обсуждаемых поэтов.
Почему я требую, чтобы ученики от руки переписывали стихи или — иногда — прозу Пушкина? На мой взгляд, такая работа — это определённый шаг по формированию литературного вкуса. То, что пишется, как правило, лучше запоминается, время от времени появляются вопросы к написанному, ведь переписывание — более медленная работа, и мозг успевает “подумать” над записанным словом.
Важная часть погружения — письменные работы, сочинения или этюды. Их список будет представлен в конце.
За ведение тетради время от времени выставляется отдельная оценка. Без тетради, заполненной необходимым материалом на 90%, ученик не допускается к зачёту. Таким образом, мы в первую очередь показываем, насколько важна постоянная погружённость в тему. После завершения темы тетради нужно собрать, чтобы раздать их снова уже в следующем году, когда мы будем продолжать читать Пушкина. Чтение Пушкина — это история с продолжением.
Весь курс рассчитан на 8–10-е классы. Основная доля материала (работа в тетради, проектная работа, зачёт) приходится на 8-й класс, в силу меньшей, по сравнению со старшими классами, загруженностью. До этого мы подробно изучаем поэзию Пушкина, читаем соответствующие возрасту произведения: сказки, «Руслан и Людмила», «Барышня-крестьянка», «Дубровский», «Метель», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость».
В 8-м классе мы читаем следующие произведения: «Капитанская дочка», «Пиковая Дама», «Арап Петра Великого», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Роман в письмах», главы из «Евгения Онегина».
Предлагаем материалы для погружения по значительной части этих произведений.
«Капитанская дочка»
Глава 1
1. Внимательно прочитайте эпиграф к повести. Найдите его в тексте главы 1. Кто из героев его “озвучивает”? Выпишите реплику этого героя полностью.
2. Пользуясь примечаниями к повести, словарями (этимологическим и толковым), объясните следующие слова: премьер-майор, дядька, ментор, каналья, басурман. В каком значении они употребляются, кого характеризуют?
3. «Капитанская дочка» — историческая повесть.
А. В какое время (в чьё правление) происходит её действие?
Б. В какие годы (примерно) служил в гвардии Андрей Петрович Гринёв? (См. первые строки повести.)
4. Объясните выражения:
- паче всякого чаяния,
- семь бед, один ответ,
- свычаи и обычаи,
- бегать по девичьим,
- потянет лямку да понюхает пороху,
- чем Бог послал,
- мадам, же ву при,
- взашеи прогоню.
5. Что такое:
- пашпорт,
- погребец с чайным прибором,
- местечко,
- кий?
6. Где находится Симбирск? Как этот город называется сейчас?
7. Как, по вашему мнению, произошло выражение “Ахти Господи”?
8. “Соскуча” — какая часть речи?
Глава 2
1. Выпишите из разговора хозяина постоялого двора и попутчика Гринёва все пословицы.
2. Кто такие: дорожный, вожатый? Что такое жило? Какие это части речи?
3. Описание снежной бури выучите наизусть со слов “Ямщик поскакал” до слов “И скоро стали”.
4. Как вы понимаете выражения:
- зашёл к куме, да засел в тюрьме,
- хомут не свой, погоняй не стой,
- не твоя печаль,
- держать в ежовых рукавицах.
5. Где находятся киргиз-кайсацкие степи? Как теперь называется река Яик?
6. Объясните значения слов: облучок, авось, сударь, армяк, целовальник, умёт, холоп.
7. Речь какого героя главы 2 передаётся Пушкиным особенно специфическим образом? Для чего это делается?
Глава 3
1. Объясните значения слов: инвалид, девка, “я его хозяйка”, вопрошатель, приданое.
2. Перечитайте описание пейзажа в начале главы: “С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными”. Передаёт ли пейзаж душевное состояние Гринёва? Какое?
3. Объясните смысл пословиц:
- На грех мастера нет;
- Стерпится, слюбится;
- Прошу любить и жаловать.
4. Для чего Швабрин представляет Гринёву Машу дурочкой?
5. К каким частям речи относятся следующие слова: чаятельно, осьмнадцать? Каково их значение?
Глава 4
1. Объясните значения слов: сатисфакция, фортеция, мировая.
2. “Переведите” пословицы:
- Брань на вороту не виснет;
- Худой мир лучше доброй ссоры.
3. Предположите происхождение слов: душегубство, злоязычник.
Глава 5
1. Объясните значения слов: перевязь, цирюльник, суженая.
2. Перечитайте письмо Савельича Андрею Петровичу Гринёву. В чём особенность его речи? Что вы можете сказать о нём по этому письму?
Глава 6
1. “Схвачен был башкирец с возмутительными листами”. О каких листах идёт речь?
2. “Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке)… У него не было ни носа, ни ушей”. Как эти внешние приметы говорят о прошлом башкирца? (Найдите ответ в тексте.)
3. Найдите в тексте повести слова, сказанные от имени самого автора.
4. “Хорошо, коли дождёмся сикурса; ну а коли злодеи возьмут крепость?” — говорит Иван Кузьмич. Объясните слово “сикурс”.
Глава 7
1. В «Капитанской дочке» описывается одна из важных страниц истории России. Возникают ли у вас вопросы, которые вы хотели бы задать историку, проясняя факты или детали Пугачёвского бунта? Сформулируйте их.
2. Просмотрите названия глав и эпиграфы к ним, проследите их логическую последовательность.
3. Объясните выражения:
- гарнизон стоял в ружьё,
- в животе и смерти Бог волен.
4. “Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!»” Что значит: бравые и присяжные?
5. Из каких людей состояло войско Пугачёва?
6. “Да коли успеешь, надень на Машу сарафан” — зачем?
7. “Гарнизонные солдаты стояли тут же. Ротный портной, вооружённый тупыми своими ножницами, резал у них косы”. О каких косах идёт речь?
Глава 8
1. Найдите эпитет, взятый для описания глаз (взгляда) Пугачёва.
2. Объясните выражения:
- Господи владыко, дождались мы праздника!;
- небо с овчинку показалось;
- кто ни поп, тот батька;
- как у Христа за пазушкой.
Глава 9
1. Объясните выражения:
- конь и о четырёх ногах да спотыкается;
- с лихой собаки хоть шерсти клок.
Кто их произносит?
2. Найдите эпитет, говорящий о глазах Пугачёва.
3. Почему Пугачёв дарит Гринёву именно шубу и полтину денег?
4. Гринёв передаёт настроение Пугачёва как “припадок великодушия”. Каким образом эти слова передают отношение Гринёва к Пугачёву?
Глава 10
1. “…увидели мы толпу… с обритыми головами, с лицами, обезображенными щипцами палача”. Подробнее объясните эту деталь.
2. “Не стану описывать оренбургскую осаду, которая принадлежит истории, а не семейственным запискам” — каков, таким образом, жанр повести?
3. Объясните слово доброконные.
Глава 11
1. Объясните выражение “ни за что пропадёшь”.
2. Почему Савельич едет вместе с Гринёвым? Найдите его реплики по этому поводу.
3. Почему Гринёв возвращается за Савельичем, попавшим в руки пугачёвского караула?
4. Найдите словa о сподвижниках Пугачёва.
5. Почему Гринёв не хочет делить трапезу с Пугачёвым (см. гл. 6 — почему он отказывается от вина)?
6. “Доселе оружие моё было счастливо”, — говорит Пугачёв. В каком значении употребляется слово “счастье”?
7. Что такое прототип?
Глава 12
1. “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева”. Чем вызвано презрение Гринёва?
Главы 13, 14
1. Объясните выражения:
- Вот ужо тебе будет баня, с твоею хозяюшкою!;
- из огня да в полымя;
- сабли наголо.
2. В главе 13 вновь появляется Зурин. Чем его портрет из главы 1 отличается от того, который был дан в главе 13? Почему повествование начинается и заканчивается явлением Зурина?
3. Почему Гринёв отказывается объяснить перед судом, зачем оставил службу и покинул Оренбург?
4. Лексика, стиль, настроение главы 14 отличаются от предыдущих. Почему? С чем связаны эти изменения?
Дополнительные задания
1. Даны эпиграфы к главам «Капитанской дочки», расположенные в произвольном порядке. Восстановите последовательность эпиграфов.
2. Даны названия глав «Капитанской дочки», расположенные в произвольном порядке. Восстановите их последовательность.
«Пиковая Дама»
1. Найдите и выпишите специфические карточные термины.
2. Германн — имя или фамилия?
3. Чьи строки взяты эпиграфом к первой части повести?
4. Объясните значение слов: фижмы, мушка, анекдот, капот.
5. Объясните, какие “вечные” мифы стоят за следующими понятиями: “Вы знаете, что он выдавал себя за Вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня…”
6. О каких двух авантюристах XVIII века упоминается в повести? Узнайте о них подробнее.
7. “— Случай! — сказал один из гостей.
— Сказка! — заметил Германн.
— Может статься, порошковые карты? — подхватил третий”.
Перед вами три взгляда на чудесное. Охарактеризуйте каждый из них.
8. В каком значении употребляются следующие выражения?
- …а ты до сих пор не перенял у ней её кабалистики?
- Лизанька, где моя табакерка?
- мужчину лет сорока… в светло-зелёном мундире и со звездою;
- Подошедшие к ним три дамы с вопросами — oubli ou regret? — прервали разговор;
- ангел смерти обрёл её… в ожидании жениха полунощного.
9. Найдите описание комнатки Лизы (II) и покоев графини (III). Какие ощущения передаются Пушкиным через интерьер?
10. Германн говорит: “Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия”. Что, по его мнению, движет человеческой жизнью?
11. Как называется человек, верящий во всемогущество судьбы?
12. Перепишите в тетрадь эпизод катастрофы: “Направо легла дама… — Старуха! — закричал он в ужасе”.
13. Перечитайте последнюю фразу повествования. В каком ещё произведении Пушкина вы видели неожиданный, короткий, следующий сразу за кульминацией финал?
«Арап Петра Великого»
1. Ибрагим Ганнибал — реальное историческое лицо? Кто это?
2. Как называют Ибрагима в свете?
3. Найдите и отметьте закладкой описание внешности Ганнибала.
4. “…Отправиться в Россию, куда давно призывали его и Пётр и тёмное чувство собственного долга”. Найдите синоним слову “тёмное” (в данном контексте).
5. Найдите и отметьте закладкой картины строящегося Петербурга.
6. Что такое: аспидная доска, карманная книжка, шлафрок, шушун, кичка, барская барыня?
7. “Уж поздно, а ты, я чай, устал…” Как вы “переведёте” это выражение? “Чай” — какая часть речи? Какова его начальная форма? Найдите однокоренные слова.
8. “...разбудил Ибрагима и поздравил его капитан-лейтенантом бомбардирской роты Преображен-ского полка”. В современном русском языке говорят “поздравить с чем-то”. В каком значении употреблён здесь этот глагол?
9. Найдите портрет модной барышни петровского времени. Отметьте закладкой.
10. Объясните смысл пословицы “Сказал бы словечко, да волк недалечко”.
11. “…я родился под 15-м градусом”. Где родился Ганнибал?
12. Сравните Корсакова и Ибрагима. Они — люди одного поколения. В чём разница между ними?
«Выстрел»
1. “Честь его была замарана и не омыта по его собственной вине”. Как вы понимаете эти слова?
2. Как вы представляете жизнь маленького городка?
3. Что такое “почтовый день”?
4. Вспомните прощание Сильвио. Что оставил он, уезжая?
5. “Еду в Москву... Странные, противуположные чувства волновали меня”. Какие?
6. Кто такой “горький пьяница”?
7. Финал жизни Сильвио естественен? Могло ли быть по-другому?
8. В примечаниях к повести найдите указания на прототипы Сильвио.
«Бахчисарайский фонтан»
1. Найдите стихотворение Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824). Перепишите его в тетрадь.
2. Выучите это стихотворение.
3. Откройте «Евгения Онегина». Найдите главу «Отрывки из “Путешествия Онегина”». Найдите в ней строки, посвящённые Бахчисарайскому фонтану. Перепишите их в тетрадь с указанием источника.
4. Найдите строки, описывающие жизнь гарема.
5. Найдите вставку в текст поэмы. Для чего она здесь?
6. Откуда родом Мария? А Зарема? Где происходит действие?
7. Как иначе называется Бахчисарайский фонтан?
8. Проследите повороты сюжета (те места, где действие резко меняется).
9. Внимательно и выразительно прочитайте последнюю строфу (“Поклонник муз, поклонник мира…”).
10. “Фонтану Бахчисарайского дворца” Пушкин “принёс в дар две розы…” О каких розах идёт речь?
11. Кто такие “живые цветы” в поэме?
12. Как вы прокомментируете строки: “Наше сердце — это гарем, и живут в нём огневые желания, и тоскует оно по черноокой Зареме… Но в дальнем отдалении сердца скрывается она, священная обитель, где теплится наша лампада, чистейшей прелести чистейший образец. И чувство, внушённое ею Гирею, есть чувство романтическое, рыцарское, которое перевернуло вверх дном татарскую натуру деспота-разбойника… Встреча с нею была для него минутой перерождения”? Что, открытое Гиреем в Марии, заставляет его так измениться?
«Цыганы»
1. Где находится Бессарабия?
2. Чем занимаются цыгане?
3. Как вы объясните вставку “Птичка Божия не знает…”
4. Перескажите предание, рассказанное Стариком.
5. Найдите и прочитайте стихотворение Пушкина «Чёрная шаль». Что общего у неё с поэмой «Цыганы»? Найдите фрагмент поэмы, по стилю похожий на это стихотворение.
6. Перепишите в тетрадь слова старика (от “Оставь нас, гордый человек” до “Прости, да будет мир с тобою”). Замените синонимом слово “прости”.
7. В монологе старика найдите причину, по которой Алеко — чуждый цыганскому духу. Почему он обречён на одинокие скитания?
8. Продолжите строку: “И всюду страсти роковые…”
9. Найдите стихотворение Пушкина «Цыганы». Перепишите в тетрадь. Выучите наизусть.
10. Набросок предисловия Пушкина к «Цыганам»: “Долго не знали в Европе происхождения цыганов и считали их выходцами из Египта. Доныне же в некоторых землях и называют их египтянами. Английские путешественники разрешили, кажется, все недоумения. Доказано, что цыгане принадлежат отверженной касте индийцев, называемых париа”. Найдите в словаре слово “пария”, выпишите в тетрадь его значение.
11. “И подчас как-то жутко становится от пушкинской ясности, от пушкинской быстроты… Такова моцартовская сторона гения”. Как вы понимаете эти слова?
«Роман в письмах»
1. С чем сравнивает Владимир ощущение отсутствия Лизы? Поясните этот образ.
2. Что такое мизантропия?
3. “…ты не можешь вообразить, что значит ощущение почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться”. В чём сходство между двумя ожиданиями?
4. Выпишите в тетрадь картину зимы (“У нас зима — я никак этого не ожидала…”).
5. “Ты не можешь вообразить, как странно читать в 1829 году роман, писанный в 775-м”. О каком романе может идти речь?
6. С героями какого произведения сравнивает Владимир деревенских жителей?
7. “Да какой гордости воспоминаний ожидать от народа, у которого пишут на памятнике: «Гражданину Минину и князю Пожарскому»”. Где стоит этот памятник?
8. Найдите слова Пушкина об уездных барышнях. Выпишите их.
9. “Чины в России необходимость хотя бы для одних станций, где без них не добьёшься лошадей”. Аналогия с каким произведением возникает у вас?
10. Найдите наименование папы Римского. Поясните.
Дополнительные вопросы по курсу
1. В каком году был поставлен памятник Пушкину в Москве? Где он поставлен? Кто его автор?
2. Кто автор фразы “Пушкин — наше всё”?
3. Кто из поэтов — современников Пушкина в юности был осуждён за кражу?
4. В каких войсках служил поэт Денис Давыдов?
5. Что такое эпиграф? Какие эпиграфы к пушкинским произведениям вы помните?
6. Назовите имена поэтов — современников Пушкина.
Письменные работы по курсу
«Капитанская дочка»
1. “Дорожный завет” А.П. Гринёва.
2. Вещий сон Гринёва.
3. “…ангельский голос её меня приветствовал…” (Маша Миронова).
4. Любовь или долг?
5. “Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.
«Пиковая Дама»
1. Образ Судьбы в «Пиковой Даме».
2. Почему повесть «Пиковая Дама» стала настолько читаемой?
«Роман в письмах»
1. “Глупа, как истина, скучна, как совершенство”.
2. “Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет”.
«Цыганы»
“И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет…”
Список текстов, которые нужно знать наизусть
1. Отрывок из «Капитанской дочки» (снежная буря).
2. «Фонтану Бахчисарайского дворца».
3. Стихотворение Дениса Давыдова.
4. Фрагмент из «Евгения Онегина».
Зачёт состоит из трёх частей: чтения наизусть, сообщения по определённому произведению (с опорой на вопросы из домашней работы) и краткой защиты проектной работы. В зачётную комиссию приглашаются преподаватели предметов гуманитарного цикла.
Некоторые темы проектов
1. Мужская мода первой половины XIX века.
2. Женская мода первой половины XIX века.
3. Дуэльный кодекс.
4. Оружие.
5. Виды войск, их различия.
6. Уездной барышни альбом.
7. Пушкин и Кавказ.
8. Пушкин и Окуджава.