Листки календаря
Листки календаря
«Литература»: вольные мысли к пятнадцатилетию
Есть даты, которые обладают счастливым свойством быть дорогими и значимыми для небольшого круга людей, а вместе с тем отражаться в достаточно широких общественных пространствах.
1 сентября 2007 года исполнилось пятнадцать лет со дня основания Издательского дома «Первое сентября». Дело, рождённое усилиями выдающегося публициста-педагога Симона Львовича Соловейчика, продолжает развиваться и после кончины отца-основателя, следуя его главному завету: помочь учителю, укрепить его в профессиональной деятельности и в нравственных принципах.
Симон Львович окончил филологический факультет МГУ и придавал особое значение и литературе в школе, и «Литературе», основанной в числе первых приложений к его газете «Первое сентября». Сегодня в «Листках календаря», посвящённых истории «Литературы», мы предоставляем слово нашим коллегам, которые стояли у истоков газеты, участвовали в создании номеров первых лет издания. Знаем, что таких воспоминаний могло бы появиться больше, но пока публикуем то, что имеем.
Редакция будет признательна нашим читателям, прежним и нынешним, если они поделятся своими размышлениями о «Литературе», расскажут о своём восприятии единственной российской профессиональной газеты для учителей словесности. Особенно ценными будут для нас отзывы нелицеприятные, с пожеланиями и предложениями.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-сайта "Wild Cam Photography". Фотосессии в студии Москвы от профессионального фотографа - love story, фотосессия беременных, новорожденных, детей, семейные съёмки, деловой портрет, модельное и актёрское портфолио. Опытный фотограф, студийное оборудование, доступные цены, любой стиль, образы и идеи! Узнать подробнее, цены, контакты, посмотреть работы фотографа Вы сможете по ссылке: http://wildcam.ru/.
Лев Соломонович Айзерман, учитель московской школы № 303, заслуженный учитель РФ
Когда меня пригласили работать в «Литературу», я написал главному редактору Г.Г. Красухину записку, в которой изложил своё понимание задач газеты. Записка эта у меня не сохранилась. Но две проблемы, в ней названные, помню хорошо. Тем более что сегодня они стали куда более болезненными.
- Падает, и ощутимо падает, уровень нашей методической мысли. А между тем без решения проблем исходных, фундаментальных нельзя решать и вопросы частные, конкретные.
- Книга в современной жизни и современной школе. Отношение нынешних учеников к литературе и к литературе в школе. Литературоведение и методика. Преподавание литературы в советской школе и в постсоветской. Что значит знать литературу и является ли знание её целью преподавания литературы в школе?
Этот список проблем легко продолжить.
Именно эти вопросы прежде всего волнуют меня и сегодня. Им посвящены мои статьи в журналах «Народное образование», «Литература в школе», «Русская словесность», цикл из шести статей, который в марте–мае этого года напечатала «Учительская газета». Назвал этот цикл «Я иду с урока литературы». Не на урок — с урока. В статьях и книгах об опыте преподавания литературы, как правило, рассказывается об удачах, находках, успехах. Но находок и обретений не бывает без неудач и поражений. Вот почему я так сдержанно отношусь к методическим фанфарам и литаврам. Мне не хватает в методической литературе рефлексии: самоосмысления, самоанализа сделанного на уроке, самооценки.
Лично у меня, закончившего свой пятьдесят пятый учительский учебный год, в последние годы всё чаще не получается, чем получается. Вот почему я так ценю реалистическую методику, рассказывающую о том, что на самом деле происходит сегодня в преподавании литературы.
* * *
Лев Иосифович Соболев, учитель литературы московской гимназии № 1567, заслуженный учитель РФ
В «Литературу» меня позвал (в конце 1993-го или в начале 1994 года) Геннадий Григорьевич Красухин. Он предложил мне должность консультанта — опытные журналисты в «Литературе» были (сам Г.Г. проработал до этого не один десяток лет в «Литературке»), но школьных учителей не хватало. Обязанности мои были простыми: искать авторов-словесников и, когда потребуется, “подставлять плечо” — например, писать консультации к темам выпускных сочинений.
К нам пришли интересные учителя, среди них — Евгения Абелюк, Эдуард Безносов, Екатерина Демиденко, Сергей Волков. Все мы, работавшие в «Литературе», были согласны, что в ней не должны печататься “шпаргалки для учителей” — например, поурочные планы, — но некоторые материалы мне казались слишком примитивными и слишком далеко отстоящими от сегодняшней науки о литературе. К счастью, главным редактором газеты был не я, а Г.Г., который отлично понимал, что без статей, помогающих т.н. “массовому” учителю, газета существовать не может. И её читали, обсуждали, нам писали отклики и присылали свои материалы к урокам (разной степени достоинства).
Правда, в газете были и такие статьи, которые не отказался бы напечатать любой филологический журнал, — ведь среди наших авторов были Ю.В. Манн и С.Г. Бочаров, Э.Г. Бабаев и С.Б. Рассадин… Но, как говорят, газета не окупалась, тиражи снижались, и с января 2006 года Г.Г. перестал руководить газетой. Изменилась ли «Литература» и как — судить не берусь.
* * *
Лариса Григорьевна Мезенцева, ведущая «Литературного календаря» в 1993–2006 годах
В «Литературу» меня привело стечение обстоятельств, но получилось так, что я сотрудничала с газетой четырнадцать лет. Кроме календарей в каждом номере, ежегодно расписывала содержание газеты, в результате у меня сложилась полная панорама «Литературы» за эти годы. Возможно, это время, ставшее ныне историей, даст кому-то разнообразный материал не только для новых литературных календарей.
В «Литературе» восхищало умение его главного редактора Геннадия Григорьевича Красухина видеть быстро меняющуюся панораму российской школьной филологии и, как любят говорить ныне, отвечать на вызовы времени. Красухин был рад каждому автору, его личные симпатии и антипатии отставлялись в сторону, если предложенная работа могла принести что-то полезное учителю. Так, он был равнодушен к кроссвордам, даже литературным, но печатал их, поскольку кроссвордами были увлечены многие читатели.
Наверное, проблемы у газеты тоже были, но, полагаю, многие из них связаны не с редакцией, а с социальным положением нашего учительства, постыдным отношением властей к профессиональным запросам тех, кому, процитирую высокопарный штамп, “доверено будущее страны”.
Хочу надеяться, что «Литература» будет оставаться боевым листком и вместе с тем интеллектуальным оружием российских словесников, как это было прежде.
* * *
Иосиф Иудович Гольдфаин, постоянный автор «Литературы» с первых лет её издания
С интересом просматриваю старые номера «Литературы». С “чувством глубокого удовлетворения” нахожу в них и свои статьи. И коль скоро юбилей — естественный повод для анализа и подведения итогов, то я не просто перечитываю старые работы, свои и чужие, но и пытаюсь их проанализировать. Однако мой анализ свёлся к тому, что я стал с интересом читать статьи 10–15-летней давности. Статьи на самые разные темы, и поначалу даже трудно понять, что же в них общего. Но, углубившись в чтение, я это общее увидел вполне отчётливо: это Литература. С большой буквы. И уважение к людям, которые в ней работают. И к писателям, и к литературоведам, изучающим труды писателей, и к учителям, которые в наше нелитературное время выполняют сложнейшую задачу — воспитывают у школьников интерес и уважение к Литературе.
Точно так же и я сам, начав сотрудничать с «Литературой», не сразу, но довольно быстро осознал отличительную черту и самой редакции “еженедельного приложения”, как она скромно называлась в то время, и её многочисленных авторов — серьёзное и уважительное отношение к Литературе. Понятно, что всё это благодатно подействовало и на меня лично.
С теплотой вспоминаю Геннадия Григорьевича Красухина — первого и многолетнего редактора газеты. Его бодрость и оптимизм были заметны сразу и весьма положительно воздействовали на окружающих. А общим фундаментом было его серьёзное отношение к делу. Что тем более “положительно воздействовало на окружающих”.
Так что, подводя итог, я в первую очередь должен отметить ту пользу, которую мне лично принесло сотрудничество с «Литературой». И пожелать её редакции успешно продолжить успешно начатое.
* * *
Сергей Владимирович Волков, учитель литературы центра образования № 57 г. Москвы
Мой “крёстный отец” в «Литературе» — Лев Иосифович Соболев. Когда-то давно, когда я ещё только начал работать в школе и очень увлекался русским фольклором, он попросил меня написать в газету (о которой я толком ничего не знал), как я веду уроки по фольклору. Я написал. Потом мне позвонил главный редактор Г.Г. Красухин и предложил статью сократить, причём тут же, немедленно, по телефону. Для меня это был первый опыт работы такого рода (стремительно, с колёс), и именно с этого телефонного звонка началась моя журналистская жизнь.
Через некоторое время Геннадий Григорьевич пригласил меня в газету на должность консультанта (правда, без копыта). Так я стал сотрудником редакции и с головой окунулся в газетную жизнь.
Могу с уверенностью сказать, что жизнь в газете «Литература» — одно из слагаемых моего личного профессионального роста. Тринадцать лет я непрестанно учусь, общаясь с членами редколлегии, с авторами газеты, читая их материалы. Это потрясающая школа, за которую я благодарен судьбе. Я познакомился со многими людьми, нашёл через газету единомышленников. Я знаю теперь, как много умных, талантливых коллег работает в школах нашей огромной страны. А «Литература» была и остаётся местом их встречи.
* * *
Сергей Фёдорович Дмитренко, в разные годы — зам. гл. редактора, редактор, ответсекретарь «Литературы»
В школе, если не второгодник, учишься десять лет, а если пятнадцать лет проработаешь, можешь быть представлен к званию заслуженного учителя. То, что «Литература», как и другие газеты ИД «Первое сентября», выходит уже полтора десятилетия, свидетельствует об устойчивости и неизменности целей наших изданий. Как и что у газеты получается, судят читатели, и их оценки сразу отражаются в числах тиража, в тональности редакционной почты… Ещё об одном: я работал и сотрудничал с разными изданиями, но именно «Литература» сразу притянула меня и продолжает притягивать рабочей дружелюбной атмосферой, серьёзностью и — смело произношу это слово — благородством своей программы. Здесь можно работать, а не только зарабатывать. И, как говорится, будет что вспомнить.