Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2007

Читальный зал

Книжная полка

Александр Корин. ЛЮБОВЬ И СТРАСТЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: Музы великих. М.: Эксмо, 2006. 608 с. Александр Корин.
ЛЮБОВЬ И СТРАСТЬ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА:
Музы великих.

М.: Эксмо, 2006. 608 с.

Александр Корин. ЛЮБОВЬ И СТРАСТЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: Музы великих. М.: Эксмо, 2006. 608 с.

Нужны ли беллетризованные истории о писателях, деятелях искусства? Вопрос мог бы показаться странным: конечно, нужны, и многие из нас помнят с детства зачаровывающий рассказ Константина Паустовского о жизни Андерсена (и не только о нём), биографию Шекспира, написанную М.М. Морозовым, эссе Андре Моруа… Но будет не странно, если утвердительный ответ вызовет новый вопрос: а какие биографии нам нужны — описательные или авантюрные? Ведь что греха таить, с падением цензуры биографические жанровые формы довольно быстро стало относить в сферу бульварной словесности с её вечной настроенностью на скандал и приготовление жареных уток с гарниром из клубнички. Углубившись во многие сочинения, поневоле вспомнишь слова Пушкина о толпе, читающей истории о знаменитостях: она “в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе”.

И вроде суждение это стало хрестоматийно неоспоримым, однако тяга к пикантным ароматам всё преодолевает. При том, что Александру Корину было непросто в принципе: как автор он вступил в пространство такой эпохи, где эпатаж, скандализм, разнузданность, срывание не только условностей, но и одежд нередко провозглашались как норма, а ныне возведены в ранг истоков многих нынешних, так сказать, стилевых манер.

Однако автор нашёл здравый баланс между занимательностью и просветительством: он постоянно переносит внимание читателя от круговерти экстравагантных фактов из жизни знаменитостей к их творческому наследию, к культурным ценностям, которые они создали.

Без гнева и пристрастия изображены и музы великих. Камертоном здесь явно были строки Ф.И. Тютчева, вынесенные на суперобложку:

Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвётся обожать…

Вот они — ослепительная Нина Кандинская, Мария (Мися) Серт — верная подруга Сергея Дягилева, Татьяна Яковлева, на много лет засекреченная чекистами всех родов возлюбленная Маяковская, легендарная Лу АндреасСаломе, очаровавшая Ницше, Рильке и Фрейда, Ольга Ваксель — притенённая муза Осипа Мандельштама, славная Мария Степановна Волошина, жена великого поэта Георгия Иванова и сама писательница не из последних — Ирина Одоевцева, любимая ученица Николая Гумилёва и многолетняя подруга Георгия Адамовича… С большим тактом, но без многозначительных умолчаний рассказана история взаимоотношений Марины Цветаевой и Софии Парнок…

Книга получилась. Нередко читатели идут от стихов к биографии поэта. Здесь, очевидно, будет обратное движение: после этих новелл по-новому прочтутся даже знакомые строчки. А многим захочется и на уроке рассказывать о поэтах и писателях так же ярко, как это делает Александр Корин.

Ирина РУКАВИШНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru