Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2007

Читальный зал

Книжная полка

.Н. Тарасов. ИСТОРИОСОФИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ. М.: Наука, 2006. 159 с. Б.Н. Тарасов.
ИСТОРИОСОФИЯ
Ф.И. ТЮТЧЕВА
В СОВРЕМЕННОМ
КОНТЕКСТЕ.
М.:
Наука, 2006. 159 с.

Фёдор Иванович Тютчев давным-давно стал хрестоматийным поэтом. А в последние десятилетия этот титул наделили экстравагантным шлейфом: по страницам периодики и телеэкранам стали гулять сюжеты о личной жизни автора «Последней любви». И не возразишь: жизнь эта была бурной… Но всё же не только для школьников, но и для большинства взрослых читателей Тютчева он — только поэт, певец грозы в начале мая и автор четверостишия «Умом Россию не понять….».

Впрочем, многие ли знают, что автор его — именно Тютчев?! Подавно российскому обществу неведомо, что, кроме фаталистических строчек, Тютчев написал немало историософских трудов, пригодных не для одного лишь цитирования в вечных разговорах о судьбах России.

В своей монографии известный литературовед Б.Н. Тарасов, автор биографий Чаадаева и Паскаля, составитель тома публицистических и историософских работ Тютчева в недавнем Полном собрании его сочинений и писем, даёт своего рода резюме тютчевских суждений и философских построений по поводу российского и европейского развития на фоне уже тогда развернувшихся революционных процессов. Вместе с тем читателю предлагается труд не описательный, а аналитический, остро-полемический (дискуссия с воззрениями С.Г. Бочарова на тютчевскую историософию).

Это, разумеется, не означает, что читатель приглашается в третейские судьи, как видно, ему отводится место вдумчивого учащегося: выслушав учёных мужей (для любознательных: проблематика книги развивается в ряде работ, помещённых в «Вестнике Литературного института имени А.М. Горького». 2007. № 1; выпуск посвящён 60-летию Б.Н. Тарасова), он, скорее всего, и сам почувствует вкус к поиску истины, стремление прочесть труды самого Тютчева, философа и публициста — благо для этого теперь появились возможности. Кроме того, читатели книги могут сделать это незамедлительно: естественным дополнением к исследованию стало «Приложение», где помещены переведённые Б.Н. Тарасовым с французского оригинала записка Ф.И. Тютчева императору Николаю I (1843) и статья Тютчева «Россия и Революция» (1848).

Последняя начинается словами, которые сегодня трудно не назвать пророческими: “Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества…”

Хочется надеяться, что борьба эта не принесла России поражения, но её нынешнее погружение в посткоммунизм свидетельствует, что об агонии Революции пока что говорить не приходится. Едва ли для нас есть что-либо актуальнее этого контекста.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru