Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 9–10-й классы

Александр Шуралёв


Александр Михайлович ШУРАЛЁВ — заместитель директора по учебной работе Кушнаренковского педагогического колледжа (Республика Башкортостан); кандидат педагогических наук.

Мои первые уроки

Изучение комедии «Ревизор» можно начать с детального рассмотрения карти­ны К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», под воздействием которой, как известно, Гоголь находился в момент создания комедии.

Эти произведения объединяет общее ощущение конца; главной движущей силой их сюжета является страх; и на картине, и в комедии дан собирательный образ города в момент наивысшего напряжения, перед лицом неотвратимой опасности (Везувий, ревизор). Но если у Брюллова людям угрожает гибель, то у Гоголя — разоблачение.

На картине — любовь людей друг к другу, стремление помочь ближнему, облегчить его страдания, красивые лица и поступки, полные величия… (“В «Последнем дне Помпеи» любовь царит везде, — писал современник, — любовь к отцу, любовь к детям…”). В комедии — неприязнь друг к другу, стремление навредить ближнему, безобразные рожи и низкие страстишки.

“Он схватил молнию и бросил её целым потоком на свою картину… Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой. У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, всё верховное изящество своей природы” — таково впечатление Гоголя от увиденного на полотне художника. Когда всё рушится, ломается, разбивается, люди у Брюллова сохраняют свою цельность. Брюллов открывает доброту возвышенной человеческой богоподобной красоты. “Гоголевские образы — клочья людей, а не люди, гримасы людей”. Гоголь открывает “нестерпимое зло пошлости”.

На первый урок по роману «Война и мир» я прихожу с гитарой и исполняю песню А.Макаревича «Марионетки»: в ней мы попадаем в балаган, “где куклы так похожи на людей”. Думаем над вопросами: “Почему наша жизнь часто напоминает балаган?”, “Почему в процессе представления создаётся впечатленье, что куклы пляшут сами по себе?”, “Что и кто превращает людей в марионеток, манипулирует ими, как куклами?”, “Чем отличается человек от куклы?”.

Проблема “человечности” и “кукольности”, “естественности” и “фальши” — одна из сквозных в романе. На последующих уроках мы вспомним про “балаган” и “марионеток”, размышляя над различными сценами: в салоне А.П. Шерер; возня вокруг “мозаикового портфеля” с завещанием; в штабе, где “скоморошничает” Жерков; сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской; женитьба Пьера на Элен; добывание наград и имущества Бергом и т.д.

“Марионеточность” Курагиных, Бергов, Жерковых противопоставлена человечности Наташи, Андрея, Пьера, Тушина, Каратаева. Для того чтобы “всем миром навалиться” и спасти Родину, надо избавиться от марионеточных нитей и стать просто человеком. Примечательно, что в лучах искренности и жизнелюбия Наташи даже тряпичная кукла Мими выглядит более живой и естественной, чем лишённая человечности и сострадания Элен.

Также можно рассказать ученикам о детстве принца Гаутамы, трёх испытанных им потрясениях, подвигших его на путь просветления, о переплетении в мировоззрении Л.Н. Толстого христианства и буддизма. На последующих уроках нам предстоит проследить жизненный путь Пьера Безухова — путь к принятию простой и мудрой жизненной философии Платона Каратаева через “моральную баню” к глобусу, состоящему из живых капель и символизирующему бесконечность жизни.

В заключительной части урока я рассказываю ученикам любимую притчу Л.Н. Толстого о человеке, прячущемся от чудовища в колодце и держащемся за веточку, вокруг которой одна за другой ходят подтачивающие её корни белая и чёрная мыши; про листочек с капелькой мёда, которую жадно лижет обречённый на гибель человек.

Первый урок по роману «Преступление и наказание» можно начинать с беседы о снах и рассмотрения офорта Ф.Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Через призму этого офорта можно более выпукло осмыслить чудовищность теории Раскольникова, роль его снов, “двойников” (Лужин и Свидригайлов), “профетичность” романа, предсказавшего кровавые события ХХ века.

Беседуя о снах, создаём ассоциативный контекст из снов Светланы (В.А. Жуковский. «Светлана»), Татьяны (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»), Катерины (А.Н. Островский. «Гроза»), Лукерьи (И.С. Тургенев. «Живые мощи»), Базарова (И.С. Тургенев. «Отцы и дети»), Обломова (И.А. Гончаров. «Обломов»). Определяем их природу и проводим классификацию “дурных” и “хороших” снов.

Удачным оказывается использование на таком уроке стихотворения Мустая Карима «Людям снятся разные сны» (перевод Е.Николаевской).Мустай Карим

Человеку сны дурные снятся…
Будто вся земля дрожит от страха,
Воды обратились в клубы пара,
Горы обратились в тучи праха.

Человеку сны дурные снятся…
Что глупец — великий повелитель,
Мудрецы ж ликуют: — Поглядите,
Вот мудрец!.. — и не хотят уняться.

Человеку сны дурные снятся…
Будто нежность запятнали ложью,
Дружба заблудилась в бездорожье,
Предал сын отца… Куда деваться?!

Человеку сон хороший снится:
Будто в мире нет вражды от века,
Путь от человека к человеку
Не перерезается границей.

Человеку снится сон хороший:
Что везде почёт уму и чести,
Глупость на своём примолкла месте
И — покончено со злом и ложью.

Человеку сон хороший снится:
Будто все плоды в садах созрели,
Будто все незрячие прозрели,
Сын отца признал — и не стыдится…

Снятся сны различные ночами —
Снами управлять ведь мы не вправе!..
Пусть хороший обернётся явью,
А дурные — остаются снами…

Рейтинг@Mail.ru