Есть идея!
Задание со звёздочкой*
ВОПРОС.
Сегодня наш вопрос будет связан со словом, которое очень любят употреблять в своих сочинениях ученики и которое в большинстве случаев оказывается неуместным. На первый взгляд это самый обыкновенный глагол — “присутствовать”. Но послушайте, как он царапает ухо во фразах, взятых из сочинений.
1. В стихотворениях этого поэта присутствует тема любви.
2. В финале рассказа присутствует мотив раскаяния.
3. В романе присутствует разделение персонажей на положительных и отрицательных.
4. В стихотворении присутствует опоясывающая рифма.
5. В этой басне тоже присутствует мораль.
Попробуйте избавиться от присутствия глагола “присутствовать” в этих фразах, а заодно попытайтесь объяснить, почему пишущие стремились употребить этот глагол.
ОТВЕТ.
Практически каждому учителю русского языка и литературы приходилось сталкиваться с тем, что ученики, прекрасно владеющие языком на бытовом уровне, с трудом создают связный письменный текст — сочинение. Дело в том, что подсознательно школьник стремится писать не так, как говорит, а как-то по-другому, умнее и сложнее. Этого требует жанр. Но тут ученику часто не хватает знаний о том, как же добиться этой “сложности”, — и он начинает неуклюже имитировать умную речь.
Глагол “присутствовать” приходит ему на помощь. Этот глагол воспринимается пишущим как книжный и создаёт у не очень чувствующего язык человека ощущение умной речи. Между тем книжность этого глагола имеет какой-то канцелярский, казённый оттенок, а именно он и противопоказан разговору о литературе (см. Колонку редактора на с. 1). В большинстве случаев без этого глагола удаётся прекрасно обойтись.
Первую фразу можно сказать проще и яснее, например, так: “В своих стихотворениях поэт пишет о любви”. Или так: “Стихотворения посвящены теме любви”. Тема может возникать, разрабатываться, быть ключевой, развиваться…
Эти же слова применимы и к мотиву. Только вместо ключевой лучше сказать ведущий мотив.
Вместо фразы: “В романе присутствует разделение персонажей на положительных и отрицательных” — можно просто сказать: “Персонажи делятся на…” Может быть, ученику такая фраза покажется совсем бытовой, обыкновенной, ненаучной? Постараемся убедить его в необходимости говорить проще. Кстати, стоит обсудить и употребление понятий “положительный” и “отрицательный” в применении к героям — это настолько заезженные определения, что их следует избегать.
Режет слух и фраза: “В стихотворении присутствует опоясывающая рифма”. Может быть, потому, что глагол “присутствовать” часто обозначает временное нахождение где-то (“Кто присутствовал на собрании?”). Про рифму так сказать нельзя: она не просто пришла “посидеть” в стихотворение, она не может из него “выйти”. Поэтому о рифме лучше говорить констатирующее: “Рифма в стихотворении опоясывающая” — или так: “В стихотворении используется опоясывающая рифма”. При этом стоит вообще подумать, нужно ли в сочинении такое наблюдение, работает ли оно на понимание смысла или приведено лишь для демонстрации того, что ученик знает виды рифм. Глядишь, и необходимость в этой фразе отпадёт совсем.
Часто вместо глагола “присутствовать” можно просто сказать “есть”. Такая замена напрашивается в последней фразе: “В этой басне тоже есть мораль”.
Мораль же нашей басни такова. Обучая школьников связной письменной речи, мы должны быть особенно внимательны к её стилистической стороне. Пишущий должен привыкнуть к тому, что в создании текста есть необходимый этап редактуры. Редакторский навык, умение взглянуть на свою работу со стороны необходимы каждому человеку. Стань редактором самому себе! — пусть эта фраза будет одним из девизов нашей работы с детьми на уроках словесности. Ведь редактором может быть только человек, чувствующий свою ответственность за тот язык, которым он пользуется, не позволяющий себе обращаться с ним кое-как!