Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 9-й классРепродукция с картины художника А.Д. Кившенко (1851–1895) «Ломоносов показывает Екатерине II в своём рабочем кабинете собственные мозаичные работы».

Ольга Харитонова


Ольга Николаевна ХАРИТОНОВА — учитель русского языка и литературы гимназии № 3 г. Воронежа.

“Столетье безумно и мудро”

Интеллектуальная игра по литературе ХVIII века

Сценарий, предлагаемый вниманию словесников, можно использовать на факультативных занятиях, для проведения внеклассного мероприятия после изучения темы «Русская литература XVIII века» в 9-м классе. В игре принимают участие две команды, сформированные заранее. В роли ведущего выступает сам педагог. Результаты выполнения заданий оценивает жюри в составе учителей и учащихся. Ориентировочная продолжительность игры — 60 минут.

Ведущий. “Нет, ты не будешь забвенно, // Столетье безумно и мудро...”, “Мощно, велико ты было, столетье...” — так отзывался о своём времени известный писатель, видный политический деятель XVIII века, расплатившийся за свои убеждения заключением в Петропавловскую крепость. Ему принадлежит стихотворение «Осьмнадцатое столетие», строка из которого послужила названием нашей игры. Фамилия этого человека прозвучит чуть позднее. К сказанному можно добавить ещё то, что он написал книгу о путешествии из Петербурга в Москву.

Мы тоже сегодня отправляемся в символическое путешествие по восемнадцатому столетию. Особенность нашего путешествия состоит в том, что мы будем постоянно соотносить день минувший с днём сегодняшним, притом постараемся делать это весело. Итак, в путь!

I. «Всякая всячина»

Ведущий. Чтобы не скучать, возьмём с собой какой-нибудь журнал, например журнал «Всякая всячина» (журнал с таким названием действительно существовал в России XVIII века!), и примемся разгадывать кроссворд, дабы скоротать время.

Команды получают листы с одинаковым заданием, суть которого состоит в разгадывании кроссворда. Побеждает команда, заполнившая наибольшее количество строк по горизонтали в течение отведённого ведущим времени. При условии правильного выполнения задания в клетках выделенной строки по вертикали можно будет прочитать ключевое слово, имеющее прямое отношение к названию конкурса.

Кроссворд

Кроссворд

По горизонтали:

1. Российский поэт, занимавший должность губернатора в двух российских губерниях.

2. Поэт, драматург, получивший прозвание “отца русского театра”.

3. Древнеримский поэт, автор оды «К Мельпомене», переложение которой осуществили М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин.

4. Литературное направление, в рамках которого были созданы повести Н.М. Карамзина.

5. Название оды Г.Р. Державина, прославляющей императрицу Екатерину II.

6. Русский писатель, политический деятель, автор стихотворения «Осьмнадцатое столетие», строки из которого составили название настоящей игры.

7. Комедия Д.И. Фонвизина.

8. “...Обнял все отрасли просвещения... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”. Фамилия человека, к которому относятся эти слова А.С. Пушкина.

9. Ведущее направление в русской и зарубежной культуре XVIII века.

По вертикали (ключевое слово): имя высокопоставленной особы, непосредственно курировавшей издание журнала «Всякая всячина».

Ответы. По горизонтали: 1. Державин. 2. Сумароков. 3. Гораций. 4. Сентиментализм. 5. Фелица. 6. Радищев. 7. Бригадир. 8. Ломоносов. 9. Классицизм. По вертикали: Екатерина (имеется в виду императрица Екатерина II.)

II. Каков вопрос — таков ответ

Конкурс проходит в форме устного тестирования. Ведущий задаёт вопросы и предлагает ребятам три варианта ответа. За каждый выбранный правильно ответ игроки получают 0,5 балла.

Вопросы команде № 1

1.

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьёт вверх буграми...

Что являлось предметом изображения в этом стихотворении Г.Р. Державина?

Варианты ответов: а) звездопад; б) водопад; в) мощный селевой поток.

(Правильный ответ — б.)

2. Как называется сентиментальная повесть Н.Карамзина?

Варианты ответов: а) «Бедная Лиза»; б) «Бедная Настя»; в) «Моя прекрасная няня».

(Правильный ответ — а.)

Вопросы команде № 2

1. Каково полное название стихотворения М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае...»?

Варианты ответов: а) великого северного сияния; б) неожиданного солнечного затмения; в) сильного рентгеновского излучения. (Правильный ответ — а.)

2. Как называлось сатирическое произведение Д.И. Фонвизина?

Варианты ответов: а) «Всеобщая придворная грамматика»; б) «Всеобщая придворная арифметика»; в) «Основы придворной философии». (Правильный ответ — а.)

III. Нам “ни к чему одические рати”?

Ведущий. Трудно представить XVIII век без державинских и ломоносовских од. В названии конкурса присутствует перефразированная строка из стихо­творения Анны Ахматовой «Мне ни к чему одиче­ские рати...». У нас в конце фразы — вопросительный знак. В самом деле, разве нам не нужны оды? Как раз сегодня они нам очень нужны. Точнее, вам понадобится знание текста произведений, созданных в этом жанре М.В. Ломоносовым и Г.Р. Державиным.

На доске размещены портреты двух вышеназванных поэтов, а также ряд портретов исторических деятелей (российских самодержцев, полководцев): Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, А.В. Суворова, М.И. Кутузова.

Команды получают карточки с записью отрывков из стихотворений Державина и Ломоносова. Ученики должны прочесть вслух поэтические строки и ответить на вопрос: кто из поэтов какому историческому деятелю посвятил данные строки?

Задания команде № 1

1.

Пою премудрого российского Героя,
Что, грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вёл войну,
Сквозь страхи проходя, вознёс свою страну,
...............................................
Среди военных бурь науки нам открыл
И мир делами весь и зависть удивил.
(М.В. Ломоносов посвятил Петру I поэму «Пётр Великий».)

2.

Слух идет о твоих поступках,
Что ты нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастях равнодушна,
А в славе так великодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
(Г.Р. Державин посвятил Екатерине II оду «Фелица».)

Задания команде № 2

1.

Все холмы покрывают лики,
В долинах раздаются клики:
“Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь”.
(Это отрывок из «Оды на день восшествия
на всероссийский престол её величества
императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»,
принадлежащей перу М.В. Ломоносова.)

2.

Ты зришь тех слабость, сих пороки
Поколебали дух высокий, —
Но он из младости спешил
Ко доблести простерть лишь длани;
Куда ни послан был на брани,
Пришёл, увидел, победил.
(Г.Р. Державин здесь говорит о А.В. Суворове.
Ода «На переход альпийских гор».)

На следующем этапе конкурса, посвящённого одам, осуществляется проверка домашней творческой работы. Ученики читают сочинённые заранее шуточные образчики жанра. За творческие работы жюри присуждают учащимся от трёх до пяти баллов.

IV. “Ох! Басни — смерть моя!”

Ведущий. Имя И.А. Крылова стоит в первом ряду любимых народных поэтов. Басни дедушки Крылова сопровождают нас с детских лет и до старости, ибо, как утверждал Н.В. Гоголь, они есть “достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа”. А хорошо ли вы помните известные крыловские басни?

Задания команде № 1

Продолжите строки, укажите название басни, из которой они заимствованы.

1.

“... Я без души
Лето целое всё пела”. —
“Ты всё пела? Это дело:
Так... (поди же, попляши!)”
   («Стрекоза и Муравей».)

2.

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что... (хвалит он Кукушку).
                 («Кукушка и Петух».)

Задания команде № 2

Продолжите строки, укажите название басни, из которой они заимствованы.

1.

Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только... (воз и ныне там).
                                  («Лебедь, Рак и Щука».)

2.

Потел, потел, но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А ... (ларчик просто открывался).
                                           («Ларчик».)

Оценить выполнение задания можно, например, таким образом: 0,5 балла за угадывание названия басни и 0,5 за продолжение строки.

Далее в рамках конкурса ведущий предлагает девятиклассникам попробовать себя в коллективном творчестве. Экспромт-задание заключается в следующем: к строке из известной басни нужно “присочинить” свою собственную строчку, но сделать это надо так, чтобы на “стыке” строк, классической и современной, родился новый, забавный сверхсмысл.

Вот как это сделал писатель-юморист Г.Кузнецов («Литературная газета». 1994. № 48).

По улицам Слона водили —
На нём рекламу разместили.

Ягнёнок в жаркий день пришёл к ручью напиться;
И умер: там была с нитратами водица.

А вот что получилось у моих подопечных.

(Авторы “двустиший” — Брагина А., Троепольский Д.)

Мартышка к старости слаба глазами стала:
И днём и ночью на компьютере играла.

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела:
Фонограмму вдруг заело.

Интересным также может быть состязание юных баснописцев. Для этого за неделю-две до игры учитель обращается к девятиклассникам с просьбой “переписать” “старые басни на новый лад”. Тематика новоиспечённых басенных “шедевров”, разумеется, должна быть современной, а лучше всего — “школьной”.

V. Persona grata

Ведущий. Символическое путешествие привело нас на окраину Москвы. Здесь, на берегу пруда, вас ожидает интересная встреча. Конкурс называется «Persona grata», что в переводе с латинского означает “желанная личность”. Кто же эта особа? Вы видите перед собой её портрет. (Демонстрируется репродукция картины Ореста Кипренского «Бедная Лиза».) Художник запечатлел на полотне героиню одного из чрезвычайно популярных в конце XVIII века произведений. Можете ли вы узнать её, взглянув на полотно?

Если учащиеся затрудняются ответить, ведущий предлагает им в помощь следующие тезисы:

— эта героиня была, согласно утверждению автора произведения, “прекрасна душою и телом”;

— для своего возлюбленного являлась воплощением того, “чего сердце его давно искало”;

— наконец, “плачевная судьба” этой девушки заставила автора “проливать слёзы нежной скорби”.

Теперь ребята без труда называют “незнакомку”. Ну конечно, это Лиза, героиня повести Н.М. Карамзина.

После того как узнавание “свершилось”, ведущий приглашает для участия в конкурсе по одной представительнице от каждой команды. Девочки должны будут представить себя на месте героини повести и ответить на вопросы ведущего. Верный ответ приносит игрокам один балл.

Вопросы представительнице команды № 1

1. Помнится, ваш дом, милая Лиза, располагался в очень живописном месте. С описания окрестностей вашего жилища автор начинает своё повествование. (Далее ведущий вручает учащейся карточку с записью фрагмента повести, начиная от слов “Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я...” и заканчивая фразой “...Вдали село Коломенское с высоким дворцом своим”. Наименование села, а также названия монастырей, упоминаемых автором, пропущены в данном отрывке. Игроку необходимо восстановить их по памяти и вписать в текст.)

Итак, какие достопримечательности находились поблизости?

(Данилов монастырь, Симонов монастырь, село Коломенское.)

2. Вы, конечно, помните тот день, когда ваш возлюбленный сказал, что ему необходимо отправиться в армию. “Война не страшна, страшно там, где нет моего друга”, — подумали вы и чуть было не бросились за ним на войну.

Что же удержало вас от этого шага?

(“...мысль: «У меня есть мать!» — остановила её”.)

Вопросы представительнице команды № 2

1. Повествователь сообщает: “Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве”. На столе в вазе стоят искусственные цветы: ромашки, розы, тюльпаны, ландыши. Выберите среди них те, которые купил у вас Эраст в день вашего с ним знакомства. (Ландыши.)

2. Была в вашей жизни, Лиза, горькая минута, когда вы приняли роковое решение. Мимо проходила девочка Анюта, жившая с вами по соседству. Вы адресовали ей свою последнюю просьбу. В чём состояла просьба?

(Лиза просила передать матери деньги, полученные от Эраста. “...Скажи ей, что Лиза против неё виновата, что я таила от неё любовь свою к одному жестокому человеку... попроси, чтобы она меня простила... поцелуй у неё руку так, как я теперь твою целую...”)

VI. Театральный разъезд

Ведущий. Наше путешествие приближается к своему кульминационному моменту. Нам предстоит оказаться в театре.

Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...

                                    (А.С. Пушкин)

Данный конкурс посвящён комедии «Недоросль». К нам пожаловали гости — персонажи этого произведения.

Далее следует инсценировка (текст комедии сокращён).

Задания командам

Найдите фактические ошибки, допущенные намеренно.

Г-жа Простакова. Друг мой, ты хоть для виду поучись.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там женишься.

Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору.

Г-жа Простакова. Придёт час воли Божией!

Митрофан. Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу лениться!

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, архимедова крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова. Ах, Господи Боже мой! Уж ребёнок не смей и избранить Пафнутьича!

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.

Г-жа Простакова. Не твоё дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит. С его умом, да залетать далеко, да и Боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну хоть возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан. Тыщу баксов!

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан. Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль.

Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?

Митрофан. Вишь, все баксы, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врёт он, друг мой сердешный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

(Ошибки: 1. “Не хочу учиться, хочу лениться!” 2. “Тыщу баксов!” 3. “Архимедова крыса”.

Надо: 1. “Не хочу учиться, хочу жениться!” 2. “Триста рублей!” 3. “Гарнизонная крыса”. Цыфиркин — бывший сержант.)

За каждую найденную ошибку жюри присуждает командам 0,5 балла.

VII. Кто есть кто?

Ведущий. В центре нашего внимания опять будут персонажи комедии «Недоросль». Исходя из представленных сведений, вы должны сказать, о ком идёт речь.

Вопросы команде № 1

1. Кто из персонажей комедии мог “служить примером” того, что “трудами и честностию состояние своё сделать можно?” (Стародум.)

2. Кто из героев мечтал “всех свиней со бела света выкупить”? (Скотинин.)

3. Про какого героя говорят, что он, “хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и дале не пойдёт”? (Митрофан.)

4. Кто из героев именовал себя “другом честных людей”? (Стародум.)

5. Кто из персонажей комедии “ходил до риторики, да... назад воротился”? (Кутейкин.)

Вопросы команде № 2

1. Кто из персонажей комедии утверждал, что “никогда не думает”, и советовал другим поступать подобным образом? (Скотинин.)

2. Кто из героев произведения за верную службу получал “по пяти рублей на год да по пяти пощёчин на день”? (Еремеевна.)

3. Кто из героев давал обещание дойти пешком до Киева во имя здоровья совершенно чужого человека? (Простакова.)

4. Кто из героев комедии отличался невероятным простодушием: “…от роду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет”? (Стародум.)

5. Кто из персонажей, по его собственным словам, однажды “ездил ни по что и привёз ничего”? (Скотинин.)

Каждый правильный ответ приносит отвечающим один балл.

VIII. Мысль изреченная

Ведущий. Персонажи комедии «Недоросль» говорят сочным, афористичным языком. Немало мудрых, поучительных изречений принадлежит положительным героям. На доске или плакате записаны высказывания действующих лиц. Игроки должны вставить ключевые слова в эти высказывания, а также определить, кому принадлежат афоризмы.

Задания команде № 1

1. “Имей [ ? ], имей [ ? ] и будешь человек во всякое время”. (Сердце, душу.)

2. “Наличные деньги — не наличные [ ? ]”. (Достоинства.)

Задания команде № 2

1. “Без знатных [ ? ] знатное состояние ничто”. (Дел.)

2. “ Надобно, чтоб муж твой повиновался [ ? ], а ты — мужу, и будете оба совершенно благополучны”. (Рассудку.)

(Все высказывания принадлежат Стародуму.)

Система оценки выполнения заданий аналогична той, что использовалась в конкурсах III и IV.

IX. Финал

В заключение игры можно предложить ребятам перекинуть “мостик” из театра XVIII века к сценическому искусству нового тысячелетия, осуществив, как сейчас принято говорить, “римейк” бессмертной комедии Фонвизина. Допустим, что папа из числа “новых русских” нанял для сыночка-шалопая “учителей полки”. Пусть ребята пофантазируют и представят в мини-спектакле, что могло происходить на одном из таких “уроков”.

Рейтинг@Mail.ru