Я иду на урок
Я иду на урок: 5-й класс
Элеонора Чернышёва
Элеонора Валерьевна ЧЕРНЫШЁВА — учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 38» г. Белгорода.
Мифы и легенды Древней Греции
Урок-игра
Учитель. Сегодняшний урок мы проведём в форме игры КВН, в которой будут участвовать не только ученики, но и их родители. Школьники знают о богах и героях древних греков почти всё, взрослые, возможно, что-то забыли. Но пусть вас это не смущает, дорогие родители, ведь КВН — клуб весёлых и находчивых. Смекалки и остроумия вам не занимать, у вас есть все шансы на победу.
Итак, сегодня соревнуются четыре команды: две команды учеников и две команды родителей. Помогают им их болельщики. А моими помощницами будут сегодня две нимфы. (Звучит музыка из кинофильма «Аргонавты».) Кстати, откуда эта музыка?
Нимфа 1. Так это же славные аргонавты во главе со своим капитаном Ясоном плывут добывать золотое руно.
Учитель. Давайте и мы на корабле «Арго» перенесёмся из нашего реального, будничного мира в удивительный, фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои. (Звучит второй куплет песни «Аргонавты».)
Нимфа 2. Спасибо гостеприимству капитана Ясона, благодаря которому мы преодолели волны Эгейского моря и теперь находимся в Древней Греции.
Учитель. Мы начинаем КВН. Первый конкурс — конкурс олимпийских журналистов.
Нимфа 1. Как известно, первая газета появилась в Англии в XVII веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем «Олимпийская правда» или «Вечерний Олимп». Вам необходимо за пять минут сделать репортаж об одном из двенадцати подвигов Геракла. Я думаю, не будет затруднений, ведь вы хорошо знаете этот миф.
Нимфа 2 раздаёт задания.
1-я команда составляет репортаж о том, как Геракл ловил киренейскую лань.
2-я команда готовит репортаж о том, как Геракл в один день очистил стойла у царя Авгия.
3-я команда составляет репортаж о путешествии Геракла за золотыми яблоками Гесперид.
4-я команда готовит репортаж о пленении трёхглавого пса Кербера.
Учитель. Разрешите представить вам наше уважаемое жюри и счётную комиссию. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
Следующий конкурс — «Нить Арахны».
Нимфа 2. Любимой дочерью Зевса была Афина Паллада — защитница городов, богиня мудрости и знания. Девушки Греции особо почитали её за покровительство во всех женских рукоделиях, включая кулинарное искусство. Но особенно искусна была Афина в умении прясть и ткать, никто из смертных или богинь не мог превзойти её в этом. Всем вам известно, как поплатилась Арахна, царская дочь из лидийского города Колофона, искусная ткачиха, захотевшая стать выше Афины: богиня обратила её в паука, который висит на паутине и вечно ткёт её.
От каждой команды потребуется по одной участнице, готовой соперничать с Афиной Палладой в искусстве рукоделия. Вы получите крючок и клубок ниток и должны до конца состязаний плести нить из воздушных петель. Побеждает та участница, чья нить окажется длиннее.
Учитель. Пока жюри подводит итоги, мы проведём конкурс с болельщиками. Каждый правильный ответ приносит команде одно очко.
Задание. Назовите имена древнегреческих богов или героев, которым посвящены эти строки. Угадав, сразу поднимайте руку. Нимфы мне помогут в проведении этой игры.
Нимфа 1
Лёгкая билась волна о колена.
Белый кружился над ней голубок,
Тихо стекала жемчужная пена
С чресел богини на гладкий песок.
Юноша смуглый глядел изумлённо,
Сбилось у ног его стадо овец.
Шла она лёгкой походкой со склона
К людям в долину, срывая чабрец.
(Вс. Рождественский)
(Афродита.)
Нимфа 2
Мой сын! Мой сын! Будь осторожен.
Спокойней крылья напрягай.
Под ветром путь наш ненадёжен.
Сырых туманов избегай.
— Отец! Ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? Выше! К небосводу!
До вечной области светил.
(В.Брюсов)
(Дедал и Икар.)
Учитель. А теперь послушаем наших репортёров. (Слово журналистам, оценка жюри.)
Следующий конкурс называется «Музы для Аполлона».
Нимфа 1. А сейчас давайте выберем в каждой команде “Аполлона”. Известно, что у Аполлона были постоянные спутницы — музы. Напомню — их девять:
Каллиопа — муза эпической поэзии и знания;
Эрато — муза любовных песен;
Урания — муза астрономии;
Полигимния — муза священных гимнов;
Терпсихора — муза танца;
Клио — муза истории;
Мельпомена — муза трагедии;
Талия — муза комедии;
Eвтерпа — муза лирики.
А теперь задание для Аполлонов. Каждому Аполлону будут названы имена двух муз. Ваша задача — найти на подносе атрибут для каждой из них, а также для себя. Муз можно выбрать из команды или болельщиков, вручив им атрибуты. На подготовку даётся 1 минута.
1-я команда. Эрато, Клио.
2-я команда. Урания, Eвтерпа.
3-я команда. Мельпомена, Терпсихора.
4-я команда. Каллиопа, Талия.
Учитель. Вопрос к болельщикам. Восемь муз получили свои атрибуты. Скажите, какую музу мы обошли вниманием? Какие атрибуты ей принадлежат?
(Это Полигимния — муза священных гимнов. Специальных атрибутов у неё нет, однако на всех изображениях она представлена задумчивой, держащей палец на губах, очень редко — с лавровым венком на голове.)
Учитель. А теперь «Конкурс капитанов».
Нимфа 2. Понятно, что капитаном среди олимпийцев может быть только Зевс. Поэтому выбираем по “Зевсу” от каждой команды. Символом могущества и неотразимой силы этого бога были громоносные стрелы. Всех, кто вступал с ним в борьбу — будь то боги или смертные, он поражал этими стрелами. Но если мифологический Зевс разит стрелами, то наш Зевс должен разить остроумием. Самые величественные, самые мужественные, самые смелые, самые прекрасные — вперёд!
Нимфа 1. Первое задание для капитанов. Не правда ли, кажется странным, что наши команды до сих пор не имеют названий. Поэтому первое, что предлагается капитанам, — подобрать название своей команде, можно и смешное, используя, конечно, мифологическую тематику. На размышление — 1 минута.
Нимфа 2. Второе задание для капитанов. Объясните значение крылатых выражений.
1-й капитан. Ящик Пандоры.
(Троянский конь.)
2-й капитан. Ахиллесова пята.
(Сизифов труд.)
3-й капитан. Яблоко раздора.
(Золотое руно.)
4-й капитан. Лебединая песня.
(Век Астреи.)
На подготовку — 1 минута.
Учитель. Приступаем к заключительному испытанию для команд. Конкурс «Я для вас — режиссёр» являлся домашним заданием команд.
Нимфа 2. Все, наверное, знают телепередачу «Сам себе режиссёр». В ней может принять участие любой телезритель, приславший в редакцию киноролик. Немного усложнив условия этой передачи, мы предлагаем вам конкурс «Я для вас — режиссёр». На сцену вызывается режиссёр со своими участниками. Задание такое: инсценировать любой миф, приглашая в качестве участников не только членов команды, но и гостей. Каждая команда получает по две оценки: одну за режиссуру и актёрское исполнение, вторую за правильность ответа — необходимо угадать названия мифов, инсценированных командами-соперниками, и действующих лиц.
Учитель. Участники конкурса могут пройти в импровизированную костюмерную. Пока наши команды готовятся, приглашаем участниц конкурса «Нить Арахны». (Оценка жюри за конкурс.)
Приглашаем режиссёров. (Идёт просмотр того, что приготовили режиссёры.)
Наш мифологический КВН подошёл к концу. Проводим последнюю игру с болельщиками. Игра называется «Отыщи партнёра».
Задание. Каждой команде называется имя женского персонажа мифологического дуэта, команда должна отгадать её партнёра.
1-я команда.
Андромеда — (Персей);
Гера — (Зевс)
2-я команда.
Эвридика — (Орфей);
Галатея — (Пигмалион)
3-я команда.
Алкеста — (Адмет);
Рея — (Уран)
4-я команда.
Пенелопа— (Одиссей);
Гея — (Крон)
Учитель. Слово жюри для подведения итогов. Награждение команд.
А теперь, как ни грустно, пора возвращаться домой. Для этого опять обратимся за помощью к нашему знакомому капитану Ясону. Сегодня мы побывали в удивительном мире древнегреческих мифов, мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов. Блестяще сыграли все команды. Спасибо болельщикам, моим помощницам-нимфам, всем, кто участвовал в КВН. Мы не прощаемся с этим сказочным миром, ведь скоро нам предстоит встреча с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея».