Я иду на урок
Я иду на урок: 9-й класс
Нелли ФЁДОРОВА
Нелли Львовна ФЁДОРОВА — учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 32» г. Орла.
Вокруг памятника
Урок — заочная экскурсия
Слово учителя. Мы в родном городе Лескова Орле, основанном у слияния рек Оки и Орлик ещё в XVI столетии Иваном Грозным в самом сердце России как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве.
Интересна и богата история города. Обратим сегодня внимание на литературное прошлое Орла. Страстный патриот родных мест, Лесков нисколько не преувеличивал, когда говорил, что Орёл “вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город”. Именно с Орлом связаны биографии и творческие судьбы многих русских писателей — от Тургенева до Леонида Андреева и Пришвина.
Орёл — город детства и юности Лескова. На всём протяжении тридцатипятилетнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений.
Вот здание бывшей мужской гимназии, где учился писатель. А рядом — памятник ему.
Ученик. Он установлен в 1981 году, к 150-летию Лескова. Его авторы — московские скульпторы Ю.Г. Орехов и Ю.Ю. Орехов, архитекторы В.А. Петербуржцев и А.В. Степанов — выстроили целый ансамбль.
В центре — четырёхметровая бронзовая фигура писателя на постаменте из полированного серого гранита. “Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей” — таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его и создатели памятника. Глядя на писателя, вспоминаешь его слова: “Я смело, может быть, даже дерзко думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу”.
Ученик. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.
Вот показывает своё мастерство “тупейный художник” (то есть гример, парикмахер), причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь “тупейного художника” к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба — насилия графа.
Не принесла любовь счастья и другой известнейшей героине Лескова — Катерине Измайловой, “Леди Макбет Мценского уезда”, в которой писатель увидел характер шекспировского масштаба. Сощурив глаза, окаменев, стоит она в арестантском халате у позорного столба перед отправкой на каторгу. Четыре убийства совершила эта женщина ради своей безоглядной страсти; самоубийство подводит итог страшной драме, разыгравшейся в душе мценской купчихи.
Ученик. А вот мы видим, как вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Памятник выполнен из бронзы, но так изящно и тонко, что кажется, если дунет посильнее ветер, складки и кружева платья вот-вот разлетятся. Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку “типический русский богатырь” Иван Северьяныч Флягин — воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа.
Учитель. Одно из “очарований” этого странника земли русской — способность восхититься красотой и талантом: “Что Груша раз ни споёт, то я ей за то лебедя, и уже не считаю, сколько их выпустил... И много-с она пела, песня от песни могучее... Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актёрки в театрах, да что всё это, тьфу... Эта же краля как пошла, так как фараон плывёт — не колыхнётся <...> а станет, повыгнется, плечом ведёт и бровь с носком ножки на одну линию строит... Картина! Просто от этого виденья на её танец все словно ум потеряли: рвутся к ней без ума, без памяти...”
(Ученик исполняет романс «Ах ты, душечка». Ученица читает описание Грушеньки.)
Герой во власти очарования. Власть эта над ним так сильна, что он, поддаваясь охватившему его чувству, действует как будто не по своей собственной воле, а словно по велению какой-то силы. Так было и в случае поединка его с татарином, так было и во взаимоотношениях его с Грушенькой. При этом герой наш необыкновенно талантлив. Живёт в нём талант чувствовать и понимать красоту. Живёт в нём талант любить.
(Учитель читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…».)
Герой во власти красоты. У героя был талант любить. Наш герой, Флягин, — артист, художник и поэт.
Рядом “колдует” над наковальней с молоточком в левой руке тульский оружейник — “косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Мы замечаем тисочки — рабочий инструмент Левши, самовар — символ города Тулы. А сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел подковать удивительную заводную блоху из “аглицкой воронёной стали, сработанной в Лондоне”.
Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу.
Тульские умельцы, прежде чем совершить чудо своей “безотдышной работы”, должны были заручиться Божьим благословением, и им покровительствовала святыня орловской земли: “Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона св. Николая, приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида «грозного и престрашного» — святитель Мир-Ликийских изображён на ней «в рост», весь одеян сребропозлащённой одеждой, а лицом тёмен и на одной руке держит храм, а в другой меч — «военное одоление». Вот в этом «одолении» и заключался смысл вещи: св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» в особенности, и ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой «нощию» и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать”.
Ученик. Безымянного левшу можно причислить к “иконостасу святых и праведных” (М.Горький) земли русской. Даже умирая, герой, забытый и отвергнутый родиной, не перестаёт беспокоиться о её славе и судьбе: “Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся”.
Ученик. «Левша (сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» написан в 1881 году. Писатель рассказывал, что история стальной блохи создана из народной пословицы. Тульский мастер Левша совершил чудо — подковал сделанную англичанами стальную блоху. Но сказ о косом Левше выражает и “гордость русских мастеров ружейного дела”.
Учитель. Сказ о Левше иллюстрировали многие художники, и один из лучших иллюстраторов этого произведения Н.С. Лескова — Н.В. Кузьмин . Этот тонкий и вдумчивый художник сумел завоевать широкое признание у читателей.
(Заранее можно дать задание ученикам прочитать «Левшу», предложить сделать иллюстрации к произведению, написать стихотворение на его темы. На уроке можно подвести итоги и присвоить авторам лучших работ звание “классный умелец”.)
Учитель. Н.С. Лескову 41 год, когда он писал хронику «Соборяне» (1872). Здесь он попытался показать, что среди разброда, смуты жива народная душа, живы здоровые народные силы. “Соборность”, “духовность” — слова сегодня хорошо известные. Рассказывая о буднях священнослужителей из города, носящего знаменательное название — Старгород, Лесков, как видно, воплощал своё тяготение к утверждению прочных, вечных начал жизни, хотел сказать о тех человеческих ценностях, которые не подлежат отмене или пересмотру...
Ученик. Лесков был глубоко убеждён в том, что “без трёх праведных несть граду стояния”, то есть ни один русский город не может существовать, если в нём нет хотя бы трёх праведников. “И пошёл я искать праведных...” Эти поиски Лескова увенчались успехом: праведников отыскал писатель в самых разных социальных кругах и сословиях русской жизни, в том числе и в среде духовенства.
Три праведника, три героя романа «Соборяне», три бронзовые фигуры, в основании которых уже не одна (как у других скульптурных групп вокруг фигуры Лескова), а три колонны — три столба, вернее — “три столпа”, без которых “несть граду стояния”.
Учитель. В письме к И.С. Аксакову писатель мечтал: “...Если бы в недрах самой церкви нашей... появился проповедник с живым словом укора и обличения, который бы объехал села и деревни; нет сомнения, действие его слова было бы громадно... к исправлению общественных нравов. Разумеется, такому проповеднику нельзя явиться — его бы забрали в полицию...”
Именно таких вдохновенных пророков-проповедников изобразил Лесков в «Соборянах». Вот перед нами образы “многострадальных духовенных”: протопоп Савелий Туберозов “высок ростом и тучен <...> он сохранил весь пыл сердца и всю энергию молодости. Голова его отлично красива: её даже позволительно считать образцом мужественной красоты. Волосы Туберозова густы, как грива матерого льва, и белы, как кудри Фидиева Зевса <...> Глаза у него коричневые, большие, смелые и ясные <...> В эти глаза глядела прямая и честная душа протопопа Савелия, которую он, в своём христианском уповании, верил быти бессмертною”; Захария Бенефактов — “второй иерей Старгородского собора” — “воплощённая кротость и смирение <...> но и он <...> привык держаться бодро и при всех посещающих его недугах и немощах сохранил и живую душу, и телесную подвижность”; наконец, “третий и последний представитель старгородского соборного духовенства” — дьякон Ахилла Десницын: “Роста Ахилла огромного, силы страшной, в манерах угловат и резок, но при всём этом весьма приятен”. Эти люди исполнены внутренней духовной силы и правоты. Пророчески возвышаются их фигуры на фоне храма Михаила Архангела, венчают композицию памятника Лескову.
Ученик. Место, где возведён памятник, выбрано не случайно. Эта часть города непосредственно связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалёку — в доме мещан Хлебниковых. Будучи служащим орловской уголовной палаты (здесь-то и отыскал он источник для своей знаменитой повести «Леди Макбет Мценского уезда», которую опубликовал Ф.М. Достоевский в издаваемом вместе с братом Михаилом Михайловичем журнале «Эпоха»), ходил Лесков ежедневно на службу в присутственные места по этим улицам — Карачевской и Волховской, по мосту через речку Орлик мимо церкви Михаила Архангела (1801). Этот храм упоминается в лесковских произведениях…
Завершить урок можно защитой карт-маршрутов по лесковским произведениям.